Миф о том, что зритель является важным участником системы функционирования искусства в обществе, разбивается о реальность фотографического рынка. Иначе мы должны наделить зрителя аналитическим методом восприятия искусства, подразумевая у него специальное образование в области истории фотографии и понимание закона фотографического изображения «означающее не есть означаемое». Благодаря немногим интеллектуалам, приходившим в галерею 291, она приобрела мировую известность. В России искусство рассматривания фотографии не развивалось долгое время. Поэтому рынка фотографии как интеллектуального искусства в нашей стране пока нет. Можно сколь угодно долго восхищаться красотой цветов в фотографическом натюрморте, но, не перешагнув через сюжет, не научившись формулировать смысл изображения сложнее, чем эмоциональное воздействие сюжета-формы, зритель не в состоянии понять функционирование современного рынка фотографии.
Это сдвоенный рынок. Рынок
На территории современного искусства не может быть речи о соблюдении всех критериев представления фотографии, рекомендованных AIPAD. Особенности медиа представляются масштабно несоизмеримыми с огромным значением имени автора (мифа автора) и авторской новации. Почти в каждой европейской стране за последние четверть века были галереи современного искусства, которые начинали работать с русскими художниками, выражающими себя через фотографию. Медиа фотографии доступно, производство изображения относительно дешево, в случае утраты произведения оно восстановимо, транспортировка фотографии по актам, регулирующим действие российской таможни, не является транспортировкой произведений искусства. Количество русских авторов, возникших с фотографией единожды в европейских галереях за последние годы, исчисляется сотнями. Среди них есть имена, оставшиеся совершенно незамеченными на отечественном рынке. На международном рынке закрепились единицы. Проблема сходна с проблемами старой русской фотографии — отсутствие конвертируемого одновременно в России и за рубежом имени художника; иногда возникновение «уникальных» произведений в нескольких копиях; отсутствие открытой информации о ценах. И, до недавнего времени, техническая несостоятельность большого числа российских произведений современного искусства, выполненных в технике фотографии.
Бум русского искусства и русской фотографии на рубеже
[1] В отличие от других товаров, коллекция произведений искусства в совокупности стоит гораздо дороже, чем отдельные ее произведения по их рыночной стоимости — в цену коллекции входит стоимость авторства собравшего ее коллекционера, она становится новым произведением искусства.