Man Ray. Electricity |
Александр Родченко. Партерные акробаты, 1937 |
Алекс Лахман — коллекционер, галерист, эксперт. Лучший европейский специалист по рынку советской фотографии.
|
— Русские галеристы говорят, что цены на советскую фотографию на западном и нашем рынках радикально разнятся. Чуть ли не в 10 раз!
— Безусловно. Дело в том, что на Западе основными покупателями на советскую фотографию являются музеи, потому что они хорошо понимают значение этой фотографии в контексте мировой культуры. Но цены на нее, сравнительно с западной фотографией, — значительно ниже. Дело в том, что рынок на Западе для российской фотографии очень ограничен, потому что обычно основными покупателями являются национальные коллекционеры: французы покупают французскую фотографию, американцы — американскую, немцы — немецкую. Цены, безусловно, на Западе на советскую фотографию выше, чем здесь, и объясняется это тем, что на Западе все же существует этот рынок, и сравнительно одинакового качества вещи могут стоить в два раза дешевле, ну в три, но не в десятки раз. Если американский фотограф стоит 100 тысяч, то русский должен хоть 10 стоить.
— Родченко и Лисицкий — среди самых дорогих мировых фотографов?
— Безусловно. Они входят в плеяду классиков фотографии XX века. Более того, для многих Лисицкий — не советский, не русский фотограф, а — немецкий, потому что он очень много времени провел в Германии, участвовал во всех важных немецких выставках того времени — фотографических и не только, и значение его как универсального художника настолько велико, что он выходит за рамки национальной фигуры русской фотографии. Родченко — тоже универсальный художник. МОМА делала его ретроспективу, и это выводит его в первый ряд.
— Верхний уровень цен на западном рынке на Родченко и Лисицкого?
— Продажи на Родченко были и 200 тысяч долларов, но десять лет назад. На Лисицкого — 300 тысяч долларов.
— На русском рынке цены не могут достичь десятой доли?
— Может, достигли бы, но здесь нет таких вещей. Их никто не покупает, но никто и не предлагает.
— Каков должен быть минимальный уровень дохода для коллекционера современного искусства?
— Чтобы собирать современное искусство, не нужно иметь большие деньги. Можно собирать и с маленькими деньгами. Но не с зарплатой в 1000 долларов! Хотя в России, может быть, и с тысячей. С весьма скромной зарплатой.
Есть большая разница между человеком, который купил квартиру, решил ее украсить, купив 5-6 вещей, и коллекционером. Коллекционер — человек, который живет этим, для которого это не просто хобби. Все зависит от его удачи, от его возможностей, потому что есть весьма профессиональные коллекционеры (которых в России называли в советское время спекулянтами, но во всем мире — очень уважаемые люди), которые собирают коллекции, потом продают их, потом ищут каких-то художников, которые только появляются, или открывают старых художников. То есть они делают долгосрочные инвестиции.
— Это профессия?
— Да. Все великие коллекционеры собирали не по ходу дела. Для Людвига собирание было основной профессией, а уже шоколадные фабрики — побочным. Потому что богатых людей сотни тысяч, и всегда будут еще богаче и круче, а вот коллекционеры остались в истории — их именами названы музеи. Сегодня собиратель — это профессия на Западе. И в России это тоже когда-нибудь будет.
— Какая в среднем цена сейчас на винтаж советской фотографии?
— Ничего среднего не бывает. Вы можете найти себе и за 1000 долларов прекрасную вещь, можете найти и за 100 тысяч. Это же не автомобиль, про который можно сказать: 20 цилиндров будут стоить столько. Средняя цена может быть на продукт, который производится массово. А это — индивидуальная вещь.У одного и того же автора могут быть и очень дорогие вещи, и дешевые. Вы знаете Ман Рея (Ман Рей — выдающийся и, наверное, самый дорогой фотограф XX века): есть фотографии Ман Рея, которые стоят больше миллиона долларов, а есть его фотографии, которые стоят 3000 долларов. То же время, тоже винтаж, но просто другое качество фотографии, значение снимка. Поэтому говорить «в среднем» невозможно.
— Но все-таки, средняя цена?
— Можно говорить от и до.
— От?
— От тысячи и до 100.
— А за 500 долларов?
— Есть вещи, которые стоят и 500. Замечательные фотографии 20-30-х годов.
— Советскую фотографию покупать выгодней, чем советский авангард, потому что ее меньше подделывают?
— «Выгодно» — понятие в коллекционировании неправильное. Выгодно купить участок земли или квартиру. Не выгодней, а проще! Шансы на то, что продадут подделку, — минимальны. В фотографии нужно что отличать? Винтаж или не винтаж. Тут начинается… Дело в том, что в России мало людей обращают на это внимание.
— Как непрофессионал может это понять?
— Сложно. Потому что в России не сформировались галереи, которые на этом специализируются. А не сформировались они потому, что нет достаточного спроса, чтобы они могли финансово существовать. Что касается модернизма 30-40-х, то тут, безусловно, покупатели должны знать, у кого они покупают, они должны спрашивать: «Почему вы считаете, что это — винтаж?» Им должны объяснить это. К сожалению, не всегда люди, которые продают, это понимают. Но отдельные коллеги, которые работают в России, уже это понимают и честно к этому относятся.