В 1989 году фотограф и фоторедактор Регина Мария Анзенбергер открыла в Вене скромное агентство имени себя. C 1992-го ее детище уже представлено на фестивале Visa pour L'Image в Перпиньяне собственным стендом. В 1995-м портфолио агентства было специально отмечено на Kodak Photo Book Awards как пример огромного потенциала фотографической репрезентации посредством телевидения и компьютера.
Анзенбергер так же активно занималась популяризацией австрийской документальной фотографии в мире — в 1999 г. выступила редактором специального выпуска журнала PI, потом была куратором ряда выставок, в том числе в нью-йоркской Leica Gallery в 2001. В партнерстве с Национальной библиотекой Австрии Анзенбергер занимается наследием Фердинанда Шмутцера (1870 — 1928), художника и фотографа, оставившего портреты Зигмунда Фрейда, Альберта Эйнштейна и других великих соотечественников. Анзенбергер курирует выставки Шмутцера по миру, редактирует выходящие монографии.
Сегодня Анзенбергер — динамично развивающаяся и весьма влиятельная организация, представляющая пятьдесят европейских фотографов и распространяющая работы еще более чем двухсот. Члены агентства печатаются во всех крупных мировых изданиях, достаточно назвать только National Geographic, Geo, Der Spiegel, Time, Newsweek, New York Times, Le Figaro. В 2002 году открылись одноименная галерея и книжный магазин.
К двадцатилетнему юбилею было выпущено два красочных альбома, «Восток» и «Запад», оба под редакцией Регины Марии. Анзенбергер обращается к последствиям глобализации, теме одновременно модной и актуальной, и приевшейся до неприличия. Ее занимает прежде всего проблема ускоренной интеграции пространств Востока и Запада в единое экономическое и культурное пространство, угрожающей утратой идентичности. Каким смыслом мы наделяем сегодня понятия «западного мира» и «мира Востока»? Возможно ли провести точные географические границы этих миров? «Нет», — уверена Анзенбергер. Западный мир становится видением, недостижимым идеалом демократии, эффективной экономики и личных свобод, в то время как его географическое пространство колонизируется Востоком. Нащупывая новые границы идентичности, пытаясь дать Востоку и Западу новые определения, собранные Азенбергер фотографы обращаются к самому красноречивому и незаметному — к повседневности, вещам и мелочам.
«Восток» ограничен пространством Восточной Европы, бывшего Советского Союза, Турции, Китая и Курдистана. На работах Андрея Балко мы видим унылые улицы, пустые дворы, одинаковые бетонные коробки с рядами узких балконов, в 70-е годы строившиеся повсюду в Словакии и навязывающие анонимное, безличностное существование проживающим в них двум миллионам человек, застывшим, отстраненным, похожим на мебель. Борьбу за сохранение индивидуальности, барочные фантазии, эротизм выдают лишь мелкие детали обстановки, контрастирующие с серостью домов — нелепые росписи на стенах, аляповатые скатерти, картины, постеры, безделушки, иногда костюмы второстепенных персонажей. Тем же повышенным вниманием к наиболее привычным, обыденным, а потому почти незаметным деталям отличаются почти все проекты. Перед нами жизнь девочек в закрытой католической школе, рабочие будни турецких паромщиков, пронзительная история сексуальной работорговли в Молдове, репортаж из нового китайского мегаполиса Чунцин, спокойные, вдумчивые наблюдения за новым бытом Македонии, Румынии и Албании.
России в книге уделено особое внимание. Кристина де Гранси проехала по городам в бассейне Волги и вернулась из поездки с подборкой классических черно-белых портретов деревенских мужиков, баб в белых платках, нежных девушек в тяжелых шубах и мальчиков-казахов в национальных одеждах. Динамичное, насыщенное повествование о забытых городах Сибири — результат экспедиции Филиппа Зингера. Радостно, что два проекта выполнены фотографами из России. Молодой петербуржец Макс Шер выступил автором подробной истории о жителях коммуналок, жертвах еще одной несбывшейся советской мечты о равенстве. Закрывают восточный том портреты ликвидаторов Чернобыльской аварии работы Игоря Старкова.
Магистральной темой второго тома оказывается не только новая американская идентичность, но и проблемы, связанные с вестернизацией Европы и Востока. Это рассказ о тяжелой судьбе людей, эвакуированных из Нью-Йорка 11 сентября и не вернувшихся домой, о кровавых разборках камбоджийских уличных банд в американских гетто, отчет о ежегодном фестивале «Горящий человек» в Неваде, просто портреты соседей по дому в Бруклине. Но здесь же можно найти, например, «Архитектуру власти» Роберта Росса, изображения зданий и помещений, от церквей и мечетей до камер смертников и комнаты для допросов в Гуантанамо, так или иначе подавляющих человеческую волю, символизирующих насильственную власть. Или же отчет о четырех месяцах, проведенных в Африке на гонке Париж-Дакар.
Объединенные лишь некоторым сходством подхода к раскрытию темы и зыбкой концепцией критики глобализации, два тома под редакцией Анзенбергер дают полное представление о направлении и стиле работы ее агентства. Посвященная юбилею выставка «Запад» пройдет в галерее Анзенбергер до декабря этого года.