By Robert Capa © 2001 By Cornell Capa
By Robert Capa © 2001 By Cornell Capa

Revolutionizing Photojournalism, Again
By Rachel Somerstein
Published: March 2, 2010

НЬЮ-ЙОРК — Легендарный фотокооператив Magnum, с момента своего основания в 1947 году, «никогда не участвовал в [фото]бизнесе ради денег», сказал его директор Марк Любелл (Mark Lubell). На протяжении почти всей своей истории, кооператив «очень хорошо делал свою работу и ничего больше». Но, в результате недавней продажи примерно 200000 фотографий, созданных более чем сотней фотографов, включая Henri Cartier-Bresson, Robert Capa, и Rene Burri, фонду компьютерного миллиардера Майкла Делла (Michael Dell) MSD Capital, Магнум, впервые в своей истории, получил в свое распоряжение большую кучу денег. Общественность тоже не останется в накладе, благодаря соглашению между MSD Capital и Центром Рансома Техасского Университета, где коллекция будет демонстрироваться в течение пяти лет. Но загадка остается: сколько стоит фотоархив агентства Магнум?

Никто из участников сделки не отвечает на этот вопрос, несмотря на то, что, как сообщается, архивные принты были застрахованы на 100 миллионов долларов. По мнению Вивиан Эберсман (Vivian Ebersman), искусствовед-эксперт из AXA Art Insurance Corporation, схема страховки, похоже, основана на «blockage discount». (Вивиан не страховала и не оценивала эту коллекцию, но делала это со многими другими большими архивами.) Как она объяснила, «рыночная стоимость всех фотографий меньше, чем стоимость каждой из них по отдельности. Теоретически, если все эти фотографии выбросить на рынок одновременно, их стоимость снизится». Замечательным, в данном случае, является также то, что $100 миллионов это страховая стоимость только архивных принтов. Права на образы Магнум сохранил за собой. Многие из этих картинок уже давно являются нашим национальным достоянием. Более того, каждая из них является ценностью сама по себе, благодаря своей известности: фотография черного мужчины, пьющего из водяного фонтанчика с надписью «для цветных» Эллиота Эрвина (Elliot Erwin); высаживающиеся на берега Нормандии солдаты Капы; портрет Мухаммада Али протянувшего правый кулак в сторону камеры (Thomas Hoepker).

Любелл, который присоединился к агентству Магнум в 2004-м и стал его управляющим директором в 2006 году, подготовил условия для прямых инвестиций в возглавляемую им организацию. Он описывает свою идею продать архив как совершенно естественную в настоящее время. До сегодняшнего дня, Магнум, утверждает Любелл, был сильным брендом с ограниченным финансированием. Изменение медийного «ландшафта» привело к сокращению фотографических заказов и лицензионного бизнеса. Это были традиционные источники дохода агентства, которое оказалось под влиянием уникального стечения неблагоприятных обстоятельств. Поэтому, Любелл был вынужден оглядеться вокруг, и спросить себя: «Как сейчас лучше всего поступить?».

Ответ нашелся в кооперативном архиве, который сам по себе является документальным свидетельством истории фотожурналистики и профессиональных достижений наиболее известных фотографов, создававших визуальную историю 20-ого столетия. Жителям сегодняшнего глобального мира трудно это понять, но в коллекции, прежде всего, поражают расстояния, которые пересекали фотографы Магнума, ради создания своих историй; на многих архивных отпечатках изображены такие когда-то труднодоступные места как Куба и Россия, закрытые Железным Занавесом. На оборотах принтов, отмеченных штемпелями, штриховыми кодами и даже надписями от руки, запечатлена история фотобизнеса в том виде, в каком он практиковался в до цифровую эпоху. (Агентство перестало вести «бумажный» архив в 2003 году. В 2004 году, Магнум начал распространять изображения в цифровом виде).

После формальной оценки архива, Любелл разработал трехгодичный бизнес-план уменьшения зависимости от источников дохода, на которые кооператив традиционно рассчитывал до последнего времени. 51 член и 13 собственников Магнума единогласно проголосовали за этот план. Культовые изображения из коллекции должны принести главный доход. Но куратор Центра Рансома Дэвид Колман (David Coleman) указал на ценность многих других кадров, зафиксировавших важные исторические события. Эти фотографии, в свое время, по разным причинам не стали известными, зато сейчас могли бы помочь глубже понять работу фотографа.

Они также раскрывают детали журналисткой работы Магнума, тем самым, предлагая историкам больше возможностей для толкования главных событий 20-го века. Фотографы агентства, объяснил Любелл, были больше чем журналисты, «десантирующиеся» на место события ради зарабатывания денег. В качестве примера, он вспомнил архивное фотоэссе Барта Глинна (Burt Glinn) 1959 года, посвященное кубинской революции. Многие из этих изображений, например, фотография Фиделя Кастро, выступающего перед толпами в Санта Кларе, невероятно известны. Но они показывают только часть истории. Глинн в течение 11 дней находился в горах вместе с Кастро и сделал десятки кадров с кубинским лидером и его окружением. Эти фотографии, не имеющие, если можно так выразиться, «иконического» статуса, могут обеспечить новое понимание характера Кастро того времени, считает Любелл.

Несмотря на то, что Любелл отказался уточнить детали того, как компания планирует использовать доходы от продажи своего архива, он дал понять, что определенное количество денег будет потрачено на веб инициативы, которые предоставят фотографам возможности для распространения контента. Будут также финансироваться поездки и фотосъемки в течение длительного срока, т.е. тот тип журналистики, который является для Магнума основным. Например, фотографы агентства останутся на Гаити в течение 12-18 месяцев, документируя восстановление государства. Новости об устранении последствий катастроф не являются «первополосными», поэтому, освещение продолжительных кризисов, как правило, “не финансируются традиционными СМИ” и, после того, как схлынет первая волна трагедии, “все уезжают”, говорит Любелл.

Обширность и качество архива Магнума только подчеркивают факт, что популярность фотоэссе, как жанра, осталась в прошлом. Но, если Любелл и фотографы Магнум в окажутся в состоянии поддерживать глубокую и внимательную к деталям журналистику, кооператив мог бы начать заполнять пространство, брошенное традиционными информационными агентствами, которые продолжают закрываться ежедневно.


(Фотолюбитель)