Это интервью началось с нашей попытки поговорить с Леной о ней самой и о её творчестве. Отвечать на личные вопросы Лена отказалась, объяснив, что о себе говорить не любит вообще, а о творческом процессе и о фотографии может говорить бесконечно много и все равно не уложится в отведенные рамки. Но вот про PhotoDecorMarket – его удачи, проблемы, результаты, перспективы – разговор получился интересный и откровенный.
Давайте поговорим про маркет. Вы в третий раз участвуете в нем. Настоящий старожил. При этом вы состоявшийся, крайне занятой человек, владелица своего бизнеса. Участие в маркете – это много возни, суеты, дополнительных телодвижений. Все это довольно сложно и энергоемко, к тому же, довольно затратно для авторов и по деньгам (огрвзнос, печать галерейного качества, оформление).
Зачем вам это все? В чем интерес?
Все сложности вы уже описали, осталось ответить на вопрос «зачем все это?». С него и начну. Возможно ответ покажется бестактным, но всё это исключительно для себя. Мне интересно как будут выглядеть мои работы в материальном, а не виртуальном виде. Осмысленный отбор, выбор размера, оформления, бумаги, всё это не менее творческий процесс нежели сама съёмка. И мне нравится этим заниматься. Зачастую фотографии, которые хорошо смотрятся на страничке facebook или в портфолио на личном сайте становятся неинтересными в материализованном виде. Почему? Не знаю. Это за пределами логики. Конечно бывает и обратный эффект.
Угадать заранее на 100% не получается до сих пор, хотя опыт конечно уже позволяет спрогнозировать результат. На первом маркете было сложнее. Ошибок, и как следствие финансовых и временных затрат было больше. Но зато, когда картинка получается – это доставляет огромное удовольствие. И эстетическое и моральное. Такие работы, как любимые питомцы! Хочется, что бы они нравились зрителю и хочется найти для них хороший дом. Так что для меня участие в маркете, больше похоже на подготовку к вернисажу, чем на товарно-денежные отношения.
Хотя, не буду лукавить, монетизация тут очень важный элемент – это очень правильное мерило результата.
Окупились ли для вас первые два маркета по расходам? Почему участвуете вновь?
Могу честно ответить на один из вопросов. Если прямо считать дебет и кредит по участию в мероприятии – оно не окупается. Если учитывать пост продажи, и обеспеченность оригинальными презентами на последующее время,– да, окупается. Если же говорить об удовольствии от творческого процесса и приобретаемом опыте, окупается с лихвой.
Много ли было последующих продаж? Случились ли какие-нибудь проекты, связанные с интерьерами? Или просто интересные фотопроекты, которые произошли благодаря маркету?
Много это сколько? Хотя веду учет каждого отпечатка (у меня лимитированные тиражи), но точно не вспомню, а в гроссбух лезть не хочу. Скажем так, это несколько десятков работ. С интерьерами сама не работаю, есть дизайнеры, которые понимают в этом больше. Несколько раз мне присылали фото интерьера и я вписывала туда картинки. Довольно наглядно, чтобы определиться с выбором. Но этот выбор я предпочитаю оставлять на усмотрение покупателя.
Я бы не назвала это проектами, но сейчас безусловно часть съёмки посвящаю именно интерьерным фотографиям. И это, кстати, тоже интересная и осмысленная часть процесса.
Как вы считаете, насколько хорошо маркет работает на идею продвижения творчества его авторов?
Он и не должен этого делать. Имя автора интересно или коллекционерам, или его личным друзьям и знакомым. Для коллекционеров имя зазвучит лишь после престижных выставок, конкурсов, аукционов с миллионными гонорарами. Я уж не говорю про самый оптимальный, но прискорбный для автора вариант.
Но! Покупатель должен быть уверен, что любая работа, купленная на маркете – это высокий уровень мастерства и качества. В этом направлении и надо работать.
На маркете идет довольно строгий предварительный отбор авторов. Чтобы попасть в команду, совсем недостаточно просто изъявить желание и оплатить огрвзнос. На ваш взгляд, организаторам действительно удалось собрать сильный и разноплановый состав участников? Сможет ли коллекция маркета покрыть любые запросы покупателей?
Случайных людей среди авторов нет и выбор, в самом деле, разнообразный. Но говорить про «любые запросы» неправильно. К примеру, даже у меня есть фотографии, которые я считаю интересными и сильными работами, но печатать их для маркета не решусь – слишком специфичны. Но кто знает, возможно кто-то ищет именно такие. Онлайн проект по продаже фотографий поможет эту задачу решить. Все напечатать на маркет невозможно.
Кстати, у вас есть любимые авторы на маркете?
Любимых авторов нет. Точнее есть люди, которых я очень люблю и творчество которых мне давно нравится. Но у меня есть любимые работы практически у каждого автора маркета. Как фотографу мне тут же хочется снять что-нибудь аналогичное, но как опытный фотограф я понимаю, что в большинстве случаев это невозможно. В этом плане фотография ничем не отличается от той же живописи. Сочетание света, цвета, фактуры, ракурса, я уж не говорю про момент и авторскую обработку – все это повторить крайне трудно, да и не нужно. Лучше потратить силы на что-то своё. А понравившуюся работу купить. У меня уже есть небольшая коллекция таких работ и приличный wish list. Мы, кстати, покупаем работы друг у друга тоже.
Насколько хорошо, по вашему мнению, все было организовано? Какие основные косяки, проблемы и организаторские недоработки были на втором маркете? Чего не хватало?
Нормально организовано. Косяки были, их отметили и исправляют.
Трудно ли вам самой непосредственно общаться с потенциальными покупателями, представляя свои работы без помощи посредников – продающих сайтов или галерей?
Трудно.
В чем специфика интерьерной фотографии? И какие преимущества маркет дает своим покупателям при выборе фотографий в интерьеры?
Если говорить об интерьерной фотографии в общем и целом, то это важная и непростая тема. Лично мне интересна концептуальная фотография и актуальная – в самом что ни на есть смысле современного искусства. Но в чистом виде такие проекты на стену в доме не повесишь. За всех конечно не скажу, но даже при всем моём понимании акционизма или перформансов, лично я не готова украсить своё жилище сгоревшей дверью гос.учреждения. Да и жанровым портретом чужой беззубой бабушки или прекрасной репортажной работой из горячей точки планеты, тоже не готова. И это даже не вопрос вкуса (про вкус позже поговорим), это вопрос комфортной атмосферы вокруг себя. А это вопрос очень личный. Для кого-то оптимальный вариант это семейные фотографии, или собственные, пусть и не слишком умелые работы. Для некоторых, работы фотографов с именем и статусом, как предмет коллекционирования. А кто-то предпочитает картинку, не несущую иного смысла, кроме декоративного. Это конечно утрированная схема, но она позволяет понять, в каких жёстких рамках находится рынок авторской фотографии. Ведь маркет не может предложить ни семейного альбома, ни (чего уж там) именитых авторов, ни индивидуальной работы фотографа с интерьером. Но есть у нашего мероприятия и преимущество, тут можно увидеть картинку, которая понравится настолько, что займёт достойное место в любом окружении и надолго. И в этом случае повезёт и картинке и покупателю.
Как вы считаете, готовы ли у нас в стране покупать авторскую фотографию, или эта тема еще не дозрела, и люди, желая украсить свой интерьер фотографиями, первым делом пытаются скачать что-то отдаленно подходящее в интернете, пытаются добыть бесплатно фотографии у знакомых фотографов или, в лучшем случае, идут в Икею за постерами?
Если говорить о людях, не связанных с фотографией, я вообще не видела в домах авторских работ. В интерьерах кафе, офисов или отелей, да бывают. В квартирах – нет. Думаю, это объяснимо. Люди хотят окружать себя уютными, личными , памятными вещами. Авторское фото, оно по определению притягивает на себя внимание, и может сильно изменить атмосферу в доме. Поэтому у покупателя должен быть выбор, он должен увидеть картинку глазами и почувствовать совместимость, понять, насколько органична она для его личной среды обитания. До маркета у покупателя банально не было этой возможности.
Какие пути развития для маркета вы видите? В чем его основной потенциал?
Во-первых, работа с профессиональными дизайнерами интерьеров. Как на самом маркете, так и на базе онлайн продаж. Во-вторых, просветительская задача и развитие рынка частных покупателей. А сделать это можно только, делая маркет и предлагая покупателям ту самую возможность выбора и очень высокое качество работ.
Об авторе
Елена Малышева – опытный фотограф с солидным фотостажем и очень необычным и тонким видением мира, которое она явственно переносит в свои работы. Её фотографии всегда полны особым, легким настроением, неуловимым движением и не заданными, едва слышными вопросами, на которые внимательный зритель начинает искать ответы у себя внутри.
Кроме того, Лена интересный человек, хозяйка успешного бизнеса и страстная путешественница. С PhotoDecorMarket она с самого первого дня, на её глазах его идея родилась.