Директор Петербургского издательства «Галерея печати» Павел Хазанов и главный редактор Владимир Семенов, основываясь на примерах личного опыта работы, комментируют ситуацию в области авторской фотокнижной печати в России.
– В «Галерее печати» только что вышла фотокнига, которую давно ждали. Расскажите, пожалуйста, о своем опыте сотрудничества с Георгием Пинхасовым. Так ли просто было работать с Instagram-снимками, как это заявлено в ее названии «Sophistication Simplification»?
Павел: С одной стороны, книга действительно получилась очень простой – там изначально как бы не о чем говорить. Но с другой стороны, когда мы спрашивали разных людей, зачем, по их мнению, автору на подготовительном этапе понадобилось семь прототипов, однозначного ответа никто дать не мог. «Хм, это же фотографии из Instagram, дизайн почти на нуле, выглядит все очень простым. В чем хитрость?» Георгий тоже сначала думал, что все будет просто… Но, в результате, на подготовку книги к печати ушел год. Хотя первый прототип появился уже после трех дней обсуждений, очень удивив автора: две недели спустя в Москве он получил на руки готовую книгу.
Владимир: Да, когда мы объяснили Георгию, каким может получиться финальный вариант книги, он, как и другие авторы, сказал: «Такого не может быть! Я не верю». В правоте наших слов он убедился совсем скоро, увидев его своими глазами. А вот дальше начались сложности… Конечно, любой человек, у которого есть Instagram, может взять сто карточек и попробовать напечатать книгу. Но он тут же столкнется с тем, с чем столкнулся Пинхасов. Часть фотографий, будучи перенесенными из цифры в бумагу, становятся другими. Причем «другими» не в терминах «хуже» или «лучше», а на уровне базовых ощущений. И, конечно, автор тут же это видит. Георгий признался, что работы, которые ранее он «не ставил в топ», на бумаге вдруг начали казаться более интересными и увлекательными. То же самое, с точностью наоборот, произошло с другими снимками: на экране смартфона они выглядели идеально, а на бумаге – уже не очень…
– Разве это не очевидно?
Павел: Проблема заключалась в том, что после печати ста лучших фотографий, оказалось, что выборку надо срочно менять. Что-то заменять, что-то возвращать…
Владимир: Каждая новая цветопроба и новый вид бумаги давали новый эффект и новые вариации. Однако, я считаю, что опыт работы с Георгием для нас оказался очень ценным, несмотря на то, что в результате книга получилась значительно отличающейся от той, какой она была задумана. Но коллизия любого книжного издательства как раз и заключается в поисках постоянного компромисса с автором.
Говоря о «Галерее печати», мне кажется, что мы все-таки пытаемся дать автору место. Классическая издательская схема на Западе такова: отдай фотографии, все риски – наши, понимание рынка – наше, фотографии у тебя хорошие, приходи за гонораром. Мы же постоянно вынуждены идти на компромисс. Фотограф в нашем случае выступает и как соавтор, и как партнер в издании, условно говоря. Если книга идет по подписке, деньги мы собираем вместе. Без него мы это сделать бы не смогли. Компромисс также в том, что мы вынуждены искать баланс между его и нашим мнениями, пониманием того, какая книга может быть предложена аудитории.
Случай же с Георгием оказался для нас скорее исключением. Мы предоставили ему полную свободу. Если бы он дал нам возможность воплотить наши задумки, книга бы выглядела по-другому.
Павел: Частично получилось издание «по фану». Первые тиражи мы самоотверженно продавали по максимально доступной цене (почти по себестоимости) на фестивалях в Угличе и в Коробицино. Сейчас, конечно, мы все же поставили «европейский» ценник. Печать цифровая, и она дорогая сама по себе.
Владимир: Если коротко сказать – для нас это не бизнес. Наша мотивация – процесс работы с авторами, разработка концепции и доведение ее до книжной формы.
Павел: Плановые убытки, я бы даже сказал. Рентабельность начинается примерно от 700 экземпляров, а до этого издатель, как правило, несет потери. И мы из своего опыта это прекрасно знаем. Это к вопросу о том, что некоторые спрашивают: «Что ж меня, такого гениального, не издают?»
– Я правильно понимаю вашу мысль: публикация авторской фотокниги требует жертв?
Павел: Да, это так. В отличие от наших западных коллег (MACK, Steidl и других), мы не можем прожить только за счет авторской фотокниги, которая для нас привлекательна скорее, как эксперимент. Зарабатываем мы, в основном, на корпоративных иллюстрированных изданиях, но там совсем другой сценарий работы. Многие фотографы вполне могли бы получать доход на бизнес-изданиях, используя широту эксперимента авторской фотографии и современную полиграфию. Мы уже проводили пробный семинар «Как фотографу заработать на книжном проекте», как раз разделяя все на три сегмента: авторская фотокнига, nonfiction и иллюстрированная книга.
Владимир: Люди, с которыми мы общаемся, делятся на две группы: те, кто регулярно покупают фотокниги, и те, кто их хочет издать. В прошлом году мы получили около сотни обращений с просьбой о помощи в создании авторской фотокниги. Из этой сотни – понимают, о чем они говорят, примерно 10 %. Остальные размышляют на уровне: «Хочу сделать книжку, раз у меня хорошие фотографии». В связи с этим в 2018 мы решили попробовать немного иной подход и, в рамках инициативы «Лаборатория книги» сами пригласили к сотрудничеству людей, у которых, на наш взгляд, есть более-менее хорошие проекты. Сейчас это семь авторов: Игорь Елуков, Андрей Грейс, Илья Штуц, Елена Аносова, Катя Белякова, Игорь Брякилев и, возможно, Александр Чернавский. К весне мы планируем помочь каждому из них сделать, как минимум, прототип книги. На себя мы ношу еще взвалили и тем, что хотим, чтобы они попробовали поработать в тандеме с дизайнерами. Надеемся, что все получится.
– Дизайнеров предлагаете вы сами или фотографы занимаются их поисками самостоятельно?
Владимир: Мы организовали встречу с дизайнерами, которым предложили поработать над новым для многих форматом фотокниги. Для них это ситуация «win-win»: новый материал, варианты дальнейшего продвижения в другой области. «Галерея печати» здесь выступает как ресурс, готовый обеспечить материалами и техникой. Ну, может быть еще немного кураторства при работе над прототипом. Думаю, название «Лаборатория книги» говорит само за себя.
Дальше, в процессе всей этой истории, мы сталкиваемся с мифами, которые нам бы хотелось начинать понемногу рушить – исключительно на благо будущих авторов. Первый, самый, на мой взгляд, интересный и распространенный миф звучит так: «Я – гений!» Второй миф: «Я издал гениальную книгу, но она никому не нужна!» Следующий – «Я – гений, у меня гениальная фотокарточка и гениальная идея книги. Почему издатели не бегут ее издавать?»
Владимир: Дальше идет миф: «У меня все хорошо, но мне нужен дизайнер». И последний миф связан с непониманием роли издателя и круга его задач.
– Прокомментируете суть этих «мифов»?
Владимир: Конечно! Начнем с первого тезиса о гениальности фотографа. Честно говоря, я с ним полностью согласен, проблему я вижу немного в другом. Окей, ты – гений, но почему тогда ты говоришь об этом шепотом? Книга – один из форматов, которые прекрасно позволяют быть услышанными. Ходить по закрытым сообществам и чего-то там показывать – недостаточно. Нужны активные системные действия! Смелее и громче!
Далее – миф о том, что авторская книга, якобы, никому не нужна. Удивительно, но в нашем регионе лишь единицы понимают, что публикация книги – это, в основном, работа с аудиторией. Начиная с банального – продвижения в соцсетях! Какой-нибудь «Уважаемый фотограф Х» часто оказывается безумно далек от того, чтобы пытаться разобраться в алгоритмах работы того же Facebook и использования их в своих целях.
Павел: Помню диалог с одним из продвинутых московских авторов, который с удивлением и полной серьезностью спрашивал: «Постойте, если вы хотите, чтобы я помогал вам в продвижении, писал посты, то что вы вообще делаете? Я же буду делать все сам! Фотографии – тоже мои. А где гонорар за то, что мои снимки появятся в моей же книге?».
Владимир: Мне кажется, что работу над фотокнигой можно представить в виде конструкции яйца. Желток – это книга. Белок – продвижение. А скорлупа – слой читателей. Книга всегда будет частью некого большего проекта. Система вовсе не работает так, что фотограф собрал денег, напечатал ее где-то, дома сшил, а подруга ему в свое свободное время как-нибудь «продвинула».
Павел: За годы работы мы чаще сталкиваемся скорее с отсутствием понимания у автора его собственной роли, равно как и ролей дизайнера, и издателя. Книга Сергея Максимишина – приятное исключение. Автор быстро все понял, и, хотя, скажем так, иногда импровизировал в работе по продвижению, в целом мы работали очень слаженно. Отчасти поэтому мы и достигли отличного результата. Две тысячи подписчиков на книгу – это очень круто, конечно.
Владимир: Дальше – вопрос с дизайном. Чтобы быстрее разобраться, в чем тут дело, я бы предложил вообще не использовать это слово. В издательском деле есть другие, более четкие термины, в профессии мы изучаем такие дисциплины, как составление, прототипирование, подбор полиграфических материалов, техники исполнения, внешнее оформление. Люди, которые разбираются во всем этом, мыслят как маркетологи, и на выходе получается нечто вроде «дизайн-мышления». То есть продвинутые «дизайнеры» прекрасно понимают, как именно можно препарировать форму для фотокниги с точки зрения маркетинга, продвижения, представления читателям. Профессионал не мыслит в категориях «мне это нравится», а «это – не нравится». Кажется, такая простая вещь, но на практике почему-то идет не очень легко.
Может быть, в этом и кроется ответ на вопрос «Почему коммерческие дизайнеры так неуютно чувствуют себя в проектах авторской фотокниги?» Здесь они уже не могут локтем отодвинуть автора и спокойно сделать несколько вариантов книги. Мы наблюдали эту ситуацию не раз. Но, с другой стороны, если книгу будет полностью делать дизайнер, то чья она тогда получится в итоге? Получается, что, по сути, дизайнера.
– Разве нельзя прописать авторство как творческий тандем? Соавторство? Любой успешный фотокнижный проект, безусловно, «делает» репутацию и дизайнеру.
Владимир: Можно, но это лишь в том случае, когда оба понимают полезность друг друга. Когда для каждого очевиден вклад другого. Но на деле выходит, что фотографы отнюдь не всегда понимают суть и полезность дизайнера. Коммерческих дизайнеров нужно уговаривать попробовать поработать над фотокнигой. Пока, в рамках «Лаборатории книги» нам удалось найти троих – посмотрим, что получится.
Я недавно наткнулся на цифры, которые очень четко, на мой взгляд, описывают ситуацию в российской фотокниге: в культуру авторской книги в Нью-Йорке вовлечены порядка 30 000 людей, в Амстердаме 2 000 -2 500, в Москве – 150, а в Петербурге – вообще 50. Думаю, статистика дает ответы на многие вопросы. Здесь пока все только начинается и стоит искать новые пути развития и роста.