Файн-арт фотографы строят свои карьеры и продают отпечатки не только потому, что они создают прекрасные фотографии, но и благодаря формированию «сети поддержки». Фотографы должны показывать свои работы кураторам, галеристам, издателям и прочим персонажам, способным увеличить интерес к фотографиям, порекомендовать их на выставки, номинировать на получение наград, и, по ходу дела, поспособствовать тому, чтобы картинки попались на глаза коллекционерам и кураторам музеев. Какими путями фотографы добиваются внимания к своим работам? Чтобы узнать это, мы взяли интервью более, чем у дюжины файн-арт фотографов о решениях, которые помогли им построить карьеру.
Многие из опрошенных фотографов говорят, что вероятность «проснуться знаменитым» мала. «Люди несколько трепетно, опасливо относятся к инвестированию в художников, у которых нет опыта», говорит Рон Джуд (Ron Jude). «Хитрость состоит в том, чтобы получить первую пару возможностей, и это требует упорства и настойчивости». Фотограф Брайан Шутмаат сравнивает свой прогресс от малых групповых выставок до больших, и в конце концов до персональной экспозиции в Музее Искусств в Сан-Франциско, со своеобразной «уплатой взносов». Он сравнивает это с прогрессом музыкантов, которые сначала играют в «открытый микрофон», затем в местном баре и небольшом клубе, и лишь спустя время добираются до больших концертных залов.
На каждом этапе этого пути наверх, фотограф должен принимать решения о показе и продвижении своих работ.
Готовы ли ваши работы к показу, к выставке?
Фотограф Зора Дж. Мёрфф (Zora J Murff), преподающий в Арканзасском Университете в Фейетвилле, говорит, что студенты готовы выставлять работу, едва сделав её. По поводу торопливого выкладывания искусства в Интернет, он говорит: «Есть беспокойство, что, если вы не сделаете этого достаточно быстро, вас опередят». Он советует ученикам «не хвататься судорожно за оригинальную идею», а подождать и посмотреть, как будет развиваться серия. Мёрфф был ещё учащимся, когда преподаватель уговорил его представить свои фотографии детей в программе стажировки в фото блоге. «Если вы покопаетесь достаточно глубоко в поиске Гугла, вы найдёте там несколько моих ужасных фотографий», – говорит он. С тех пор, как он закончил учёбу, он нередко спрашивает мнения коллег о своих новых работах, но никогда не публикует работу до тех пор, пока не почувствует, что полностью уверен в ней.
Дженнифер Гарса-Куэн (Jennifer Garza-Cuen) также предостерегает против искушения выложить работу до того, как вы обрели полную уверенность в направлении, в котором идёте. «Сосредоточенность взгляда важна, – говорит она. – Если вы выходите сегодня с одним взглядом и идеей, а на следующий день – с другим, совершенно непохожим, люди часто думают: Этот человек просто болтается без толку, он сам не знает, чего хочет».
Фотографы, пришедшие в файн-арт фотографию из заказной работы, должны учиться организовывать свою деятельность «в физическом, а не цифровом измерении», говорит Престон Ганнауэй (Preston Gannaway), снимавшая по заказам репортаж. Для коммерческого фотографа Рубена У (Reuben Wu), это означает не только редактирование и печать своих работ, но и соединение их в цельные серии. Ему предложили выставить некоторые снимки, которые он делал для себя, но после того, как он поселился в резиденции в лаборатории LATITUDE в Чикаго, которая призвана помочь фотографам «научиться развивать свое искусство», У начал «эффективно думать о своей работе в целом». Вместо того, чтобы просто выставить коллекцию одиночных работ, он решил «вернуться на круги своя». Он сделал «Lux Noctis», свою «прорывную» серию, которая была позднее издана в виде книги.
Как добиться, чтобы мои фотографии увидели?
Есть несколько путей для фотографа показать подборку своих работ людям из индустрии. Это портфолио-ревю, конкурсы с профессиональным жюри, фотографические и художественные блоги и другие публикации. Что именно выбирают фотографы, зависит от их целей и ресурсов.
Большинство фотографов оценивают фотоконкурсы по составу жюри. Как говорит Мёрфф: «Есть ли в составе жюри кто-то, по-настоящему значимый в настоящее время? В противном случае вы просто выбрасываете деньги».
Рафаэль Солди (Rafael Soldi) рассказывает, что в начале карьеры он посылал работы на множество конкурсов. «Я думал: Может быть, эта возможность мне не очень подходит, но там в жюри есть выдающийся куратор или другой интересный человек, которому я хотел бы показать работы». Он послал фотографии на выставку в Музее Гриффина, потому что Кэти Райан (Kathy Ryan), фоторедактор журнала The New York Times Magazine, участвовала в отборе. Когда она не отметила его работы, это было разочарование, но затем куратор музея Паула Тоньярелли (Paula Tognarelli), также видевшая отправленные им работы, предложила ему выставку. «Великолепный шанс пришел из того, что я оценивал как неудачу», – говорит Солди.
Когда МакНейр Эванс (McNair Evans) закончил свой проект «Исповеди для Сына» (Confessions for a Son), который он снимал в окрестностях дома своей семьи в Северной Каролине, он рассчитывал на интерес музеев Юга. Он узнал, что Бретт Эбботт (Brett Abbott), ставший затем фотокуратором Высшего художественного Музея (High Museum of Art) в Атланте, и Джулиан Кокс (Julian Cox), недавно ушедший оттуда, чтобы возглавить отдел фотографии в Музее изящных искусств (Fine Arts Museums) Сан-Франциско, состоят в жюри выставки 2013 года SlowExposures, организации, занимающейся фотографией с Юга. Эванс отправил туда свои работы, и занял первое место. «Когда Джулиан и Бретт проводили экскурсию жюри, они прокомментировали мою работу и дали мне возможность представиться публике». Он также получил приглашение сделать персональную выставку на этом фестивале через год.
Награды и арт-резиденции дают артисту «нечто вроде гравитации», – говорит Ганнауэй, побывавшая в резиденции LightWork в 2018 году. «Это маркетинговая штука. Вы стараетесь правильно показать людям свою работу». Награды также нравятся коллекционерам, привлекают их. Хотя Брайан Шутмаат уже участвовал в выставках и продавал работы до того, как выиграл Aperture Portfolio Prize в 2013 году, он говорит:
«После этой победы я заметил чёткий сдвиг в том, кто контактировал со мной. Это были люди, имеющие очень серьёзные коллекции».
Для некоторых фотографов выигрыш значимых наград становился «пригласительным билетом», который помогал организовать встречи с галереями и музеями. Когда Джуд выиграл Ferguson Award от Общества Друзей Фотографии в Сан-Франциско, эта некоммерческая организация сделала его персональную выставку, на которую он мог ссылаться, предлагая встречи кураторам в музеях. «В мире искусства, предварительное подтверждение твоей значимости – замена долгого пути», – говорит фотограф.
Но многие из этих возможностей платные, и требуют вступительного взноса. Предложение некоммерческой выставки повышает престиж и узнаваемость автора, но фотограф сам должен оплатить печать и оформление работ. Когда Дженни Райфл (Jenny Riffle) получила приглашение поучаствовать в групповой выставке, а затем сделать персональную, в некоммерческом Newspace Center for Photography в Орегоне, она была рада этой открывшейся возможности заявить о себе. Примерно в это же время она получила грант от Aaron Siskind Fellowship в 8000 долларов. Часть этих денег она направила на оформление выставки, которая затем побывала в галерее RayKo Gallery в Сан-Франциско, в Фотографическом Музее Гриффина (Griffin Museum of Photography) в Массачусетсе и Центре Файн-арт Фотографии (Center for Fine Art Photography) в Колорадо. «Если бы не было этих денег, мне было бы очень трудно», – говорит она.
Гарса-Куэн говорит: «Даже если вы достаточно состоятельны для независимости, очень часто это самое важное решение – на что жертвовать? Во что вложить деньги – в создание нового проекта или в то, чтобы представить свои работы туда-то и туда-то? Поехать на портфолио-ревю, купить рамки для выставки или сделать новую серию?»
Когда Гарса-Куэн была студенткой Род-Айлендской Школы дизайна, её преподаватели советовали ей поехать на множество фотофестивалей. «Там вы сядете и покажете свои работы профессионалам фотоиндустрии, кураторам и издателям». Однако, в это время она была бедна и поддерживала своего престарелого отца. «Я не ездила на шоу, так как у меня не было денег на печать и рамки. Вместо этого, я нашла другой путь показать работы, публикуя их в фотографических блогах, онлайн-журналах и некоторых печатных СМИ, где не надо было платить за публикацию». Она также обращалась в организации, предлагающие резиденции. По её словам, получение работы требует настойчивости. «В моём случае, ко мне нередко обращались напрямую за отпечатками».
Когда У закончил редактировать свою персональную серию «Lux Noctis», – рассказывает он: «Вместо того, чтобы посылать её в галереи, я размещал её в Интернете, посылал в арт-блоги. Мне удалось получить много прессы». Это внимание «зафиксировало и усилило моё присутствие за пределами Инстаграм, что весьма важно».
Но более полезным для завязывания контактов, говорит он, был совет фотографа Джеффри Мильштейна представить свои работы на портфолио-ревю. Участие в Photolucida послужило «важной привязкой к цепи, по которой я добрался туда, где нахожусь сейчас», – говорит он. На этом ревю он встретил своего будущего издателя, Криса Грейвса, который позднее представил его директору галереи Photo-Eye, которая подписала фотографа в этом году.
Сиг Харви (Cig Harvey) уверена, что портфолио-ревю – хороший путь для фотографов, которые хотят показать свою работу людям из индустрии. «Если один из них потенциально может продвинуть вашу карьеру, это хорошее вложение, – говорит она. – Я летала в Нью-Йорк ради одной встречи, и когда она прошла неудачно, я вернулась домой, повесив голову и волоча ноги от огорчения». Сиг отмечает, что важно обдумывать как ревьюеров, так и портфолио.
«Важно делать "домашнюю работу и понять, какие подборки работают в показе, какие нет».
Хотите ли вы коммерческую галерею?
Некоторые фотографы, особенно те, кто специализируется на продаже работ музеям, а не частным собирателям, предпочитают сами представлять свои работы. А у некоторых авторов, бизнес-отношения с коммерческими галереями могут задушить их эволюцию в качестве авторов. «Я видел людей, которые были подхвачены галереями прямо на дипломе, и они с тех пор всё повторяют и повторяют свои выпускные проекты», – говорит Солди. Фотографам надо развиваться в художественном смысле, говорит он, но «для них это невозможно, так как они включены в галерейную структуру, не позволяющую это делать».
После того, как Дженнифер Колтен (Jennifer Colten) поучаствовала в ряде выставок в 1990-х, она решила искать галерею, которая представляла бы её. Но когда она растила детей и стала менее интенсивно работать, она прекратила поиск. «Я хотела гибкости и свободы, принимать мои собственные решения, а не следовать составленному кем-то календарю или плану выставок», – говорит она. В последние пять лет, когда дети подросли, она сняла новую серию «Американское Дно» (The American Bottom) о затапливаемых территориях на Среднем Западе, где она живёт и преподаёт. Она также показала ландшафты этого края в различных общественных местах. В сотрудничестве с Центром Интерпретации Землепользования (The Center for Land Use Interpretation) она показала свои работы в передвижном трейлере, адресуясь при этом «как к художественной аудитории, так и к местному коммьюнити». Она наслаждалась возможностью общения с аудиторией, знакомой с историей мест, показанных на фотографиях.
В последний год, когда Денверский Художественный Музей включил некоторые работы Колтен в экспозицию «Новая территория: Ландшафтная фотография сегодня» (New Territory: Landscape Photography Today), на открытии выставки она встретила нескольких коллекционеров. Они спрашивали, кто её представляет. «Я по-прежнему представляю сама себя, и говорила это. Ни один не принял мои слова высокомерно», – говорит она. Но эти вопросы заставили её задуматься о галерее. «Возможно, я хочу и того и другого: возможности делать работу для показа в трейлере или в мэрии, а также и в галерее».
Какая галерея вам подойдёт?
Теперь фотографов показывают меньше галерей, и некоторые фотографы готовы пойти к любому, кто предложит сотрудничество. Другие же, напротив, прежде чем выбрать, тщательно изучают галереи.
МакНейр Эванс, которого представляют сейчас Tracey Morgan Gallery в Эшвилле, Северная Каролина, и EUQINOM Gallery в Сан-Франциско, говорит, что, выбирая галереи для контакта, он «смотрел их сайты, чтобы понять, какую работу они проделали. Это помогло мне составить шорт-лист людей, чья работа и идеи – что они ценят в искусстве – совпадают с моими».
«Различные галереи работают по-разному», – отмечает Шутмаат. Кто-то просто пытается продать твои работы, а кто-то старается принять участие в развитии карьеры фотографа. «Вы определённым образом обязаны этой галерее. И если вы выбрали неправильного человека, то в будущем рискуете оказаться в неловком положении».
По прошествии времени, если ваша работа или карьерные цели меняются, галерея может перестать устраивать автора. Оглядываясь назад, Джуд говорит, что отношения с галереей, которые были у него в 1990-х, были не лучшим выбором на долгую перспективу. «Я думаю, они были основаны на определённой части моей работы», – говорит он. Когда новые работы оказывались непохожи на старые, галерея вставала на дыбы. Он объясняет, что на момент подписания договора его работами интересовалась ещё одна галерея, но не могла обещать ему выставку «прямо сейчас». Однако, «вероятно, на перспективу этот выбор был бы более правильным. Я был молод, очень хотел этой выставки в Нью-Йорке, и пошел с тем, кто предложил сделать её через два месяца. Это была великая галерея, я и сейчас уважаю её очень сильно, но отношения имели смысл только для определённой части моих работ. В качестве долгосрочных отношений они не были хороши».
Перед окончанием учёбы Лиса Керези (Lisa Kereszi) работала в Нью-Йорке, в Lexington Labs, затем в студии у Нэн Голдин (Nan Goldin). В это время Джо Амрейн (Joe Amrhein) из Pierogi Gallery, начал представлять её. Позже, после получения ею магистерской степени у неё была встреча с директором галереи Янси Ричардсон (Yancey Richardson), после которой они остались в постоянном контакте. Через четыре года Ричардсон предложила представлять её. Это потребовало расставания с галереей Pierogi, что «почувствовалось, как развод. Это было некомфортно, неприятно, оставляло чувство несчастья и печали», – говорит Керези. По словам фотографа, было очень приятно работать с Pierogi, но «мои амбиции и моя цель в фотографии были таковы, что я хотела выставляться в одной из ведущих галерей Манхэттена, поэтому я не могла упустить этот шанс».
Заключение соглашения с несколькими галереями в разных городах даёт фотографу возможность достичь более широкого круга коллекционеров в разных районах или странах. Но это также накладывает на фотографа нелёгкую обязанность быть посредником между разными галереями, с их разными обстоятельствами. Сиг Харви, которую представляют галереи в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Бостоне, Атланте, Лондоне и Риме, говорит, что она ведёт доступную для всех галерей базу данных, так что каждая галерея знает, где сейчас те или иные авторские отпечатки, какая часть тиража продана и по какой цене. «Я люблю ходить и фотографировать, это моя зона комфорта, но подчас большую часть времени мне приходится проводить, заполняя базу и отвечая на письма от разных галерей, и делая другие подобные вещи», – говорит она. Она добавляет: «Бизнес-сторона работы с галереями, хотя и не самое трудное, но очень важное дело».
Оригинал на сайте PDN Online
Перевод с английского Александра Курловича