В Европе закрыты все музеи, а в магазины пускают, четко соблюдая ограничения по количеству находящихся внутри клиентов, в Париже — комендантский час, на жестком внутреннем карантине Италия, а в Гонконге, чтобы попасть на массовое мероприятие, нужно искать окошки в заранее заполняемом организаторами графике. Тем временем в Москве соскучившаяся по офлайн-общению и искусству публика (соблюдая, конечно, масочный режим) посещает выставки современного искусства, а некоторые особенно дерзкие смельчаки — даже открывают новые пространства.
В конце февраля, после почти года переносов и отсрочек, стартовала галерея PENNLAB Gallery — проект тандема Михаила Краснова и Николая Дмитриева, считающих, что правильного момента говорить об арт-фотографии не существует. Основатели инициативы уверены, что сильная техническая база фотоцентра «ФотоПро» — давнее детище Михаила, — талантливая кураторская команда и желание поддерживать и развивать «абсолютные ценности» — это те условия, при которых в перспективе перемены на рынке художественной фотографии станут возможными. Пусть и не сразу.
Начну с вопроса, который, вероятно, будет появляться у любого человека, узнающего об открытии новой галереи в период пандемии. Что привело вас к такому решению? Каковы ваши стратегии в работе с рисками в это смутное время?
Николай Дмитриев: План создать галерею не возник спонтанно — мы собирались открыть двери до пандемии, в апреле-мае 2020 (к этому времени в помещении уже завершился ремонт), но обстоятельства не позволили. Выставку «Гербарий» мы подготовили еще осенью, но открытие пришлось перенести из-за новой волны. Пандемическая ситуация в России оказалась лучше, чем в других странах: спасибо появившейся прививке и быстро настроившейся и лучше подготовленной ко второй волне медицине. Так что пандемия в нашем случае не отменила, а лишь отложила планы.
Вторая причина намерения открыть галерею связана с личными историями: я увлекаюсь фотографией более 30 лет, а Михаил в то же время основал компанию «ФотоПро» и наблюдал за изменениями ситуации: появлением фотографов, открытием галерей и так далее. Вместе мы впервые обсудили эту возможность два года назад, придя к выводу, что в России практически нет галерей как структур, занимающихся развитием рынка фотографии как искусства, институализацией, развитием и продвижением молодых художников и продажей искусства коллекционерам и музеям.
Есть галереи, работающие с современным искусством вообще, имеющие в активе художников-фотографов в том числе, но целенаправленно с фокусом именно на фотографии — нет. Этот пробел стал для нас еще одним толчком создать галерею.
Михаил Краснов: Да, все было задумано в 2018–2019 годах, и 2020 серьезно вмешался в наши планы, хотя, .... может быть, в чем-то он и помог — с осмыслением задач. Но с точки зрения планирования, конечно, этот год смешал все карты! После многочисленных переносов мы поняли, что откладывать дальше — бесполезно. Ведь никто не знает, что будет через 2-3 месяца. Можно, например, открыться и уйти в новый карантин.
НД: Недавно на «Дожде» вышел репортаж об открытии, и журналист спросил: «Вы открываете галерею, потому что есть для этого рынок?» — «Нет, мы открываем галерею, потому что рынка как раз не существует!» Мы прекрасно осознаем это и готовы работать с коллекционерами и всеми, кто хочет покупать искусство, объяснять, что это такое и почему нужно вкладываться именно в него, а не приобретать интерьерные фотографии. Подводных камней масса! Но мы не ожидаем быстрой монетизации, и на развитие галерее понадобится как минимум несколько лет.
В пресс-релизе упоминаются «новые возможности для реализации замыслов», которые собирается предоставлять галерея. Можно попросить вас рассказать о них немного подробнее. Что это за возможности?
НД: Мы планируем 6-7 выставочных проектов в год: как коллективных, так и персональных. Каждая выставка будет длиться полтора месяца — то есть, в сумме, примерно 9 месяцев. В оставшееся время планируем проводить вернисажи молодых художников, книжные маркеты, портфолио ревью, и образовательные мероприятия. Также мы собираемся участвовать в российских (типа Cosmoscow) и зарубежных ярмарках, например Paris Photo и Photo London. Нам важно быть представленными на зарубежных рынках.
У нас уже есть кураторы, с которыми мы открыли первую выставку «Гербарий» [Елена Аносова, Анастасия Цайдер и Петр Антонов] — надеемся, что они войдут и в наш основной кураторский совет, чьей задачей как раз будет отбор заявок.
МК: Одна из главных задач нашей галереи заключается в том, что мы будем работать с молодыми авторами. И «работа» здесь ключевое слово. Мы берем на себя функцию продвижения и поддержки, иными словами собираемся предпринимать серьезные, конкретные и планомерные шаги по проявлению новых талантливых авторов.
НД: Возвращаясь к вопросу о возможностях, добавлю, что у нас есть богатая техническая база, делающая возможным выполнять любые задачи художника, связанные с фотографиями: С-print, хромогенная печать с шириной 1,25 метра, неограниченной длиной и максимальным разрешением на материалах Fuji Film. Также есть пигментная печать с использованием оборудования Epson и разными видами бумаг. Говоря о «Гербарии», все работы были напечатаны в нашей лаборатории.
Кроме всевозможных технологий печати, у нас представлены любые методы оформления работ: накатка, пластификация, оформление в рамы, использование музейного стекла и так далее.
Также нам интересно издание фотокниг, в нашем фотоцентре есть все необходимое оборудование для печати и их изготовления. Мы можем печатать книги с полиграфическим качеством на цифровой машине Konica Bizhub PRESS C71hc, в которой применяется тонер с расширенным цветовым охватом. В отличие от крупных типографий, мы можем скрупулезно, вместе с фотографом, работать над созданием книги или зина даже небольшого тиража, подстраивая под него производственные процессы.
МК: Лаборатория плюс галерея — редкое сочетание даже в мировом формате. Наличие технических возможностей действительно позволяет всем авторам, которые с нами сотрудничают, получить возможность и право на эксперимент. Мы понимаем, что в каждом случае это будет абсолютно уникальная история.
Отсутствие черно-белой печати не воспринимается как трагедия, потому что она существует вне наших стен, но современная печать, в том числе с пленки, требует, в первую очередь, наличия сканирования, а оно у нас есть. Также в нашей лаборатории находится единственный в Москве в коммерческом использовании барабанный сканер Heidelberg Tango, удалось сберечь для будущих поколений и погружную проявку для слайдов — единственную функционирующую на сегодняшний момент в России, а может быть даже и в Восточной Европе. Кроме того, фотографы могут получить у нас консультации по техническим вопросам, касающихся использования имеющегося оборудования.
В период пандемии множество бизнесов было перенесено в режим работы онлайн, а ведущие музеи начали предлагать знакомиться со своими экспозициями в виртуальном, 3D-формате. Какие на это планы у PENNLAB?
НД: У нас есть сайт и пока там представлены работы авторов первой выставки «Гербарий», также мы планируем делать «вьюинг-рум» с экспликацией на английском и русском языках. Пока наша основная задача — показать пространство, познакомить с ним зрителей и коллекционеров. Люди ведь соскучились по реальным выставкам!
МК: Мне кажется, что люди истосковались по общению в оффлайн. Удаленное общение — это хорошо, и я рад, что современные технологии предоставили нам такую возможность. На мой взгляд, онлайн никогда не заменит реальность, но он может серьезно помочь дополнить образовательную и культурную часть жизни. Я очень надеюсь, что прямое качественное общение сохранится. Как бы прекрасно наше пространство не выглядело в сети, в оффлайн оно выглядит по-иному. Люди должны осязать, смотреть, наслаждаться работами вживую.
Как мы никогда полностью не заменим C-print, скажем, «инкджетом» или другой печатью, точно также мы не сможем заменить реальное общение... Ручная печать никогда не исчезнет. Мы можем долго и качественно разговаривать через интернет, видеть друг друга и знакомиться, но тем приятнее нам потом будет встретиться в нашей галерее!
НД: Сейчас фотография воспринимается людьми как нечто цифровое — то, что всегда можно посмотреть на экране телефона, а наша задача — показать живую фотографию, причем именно в том размере, качестве, и на той бумаге, как это задумал автор. Это очень важно! Говоря о выставке «Гербарий», отмечу, что все авторы приезжали на тестовую печать, а те, у кого не было возможности, присылали образцы на конкретной бумаге, чтобы мы попали «один в один». Мы экспонируем работы без стекла — никаких границ!
Вы постоянно делаете акцент на российском контексте и авторах, а тем не менее в названии галереи — фамилия Юделя Пэна, все же выходца из еврейской семьи, причем сам он родился на Балтике (в Литве), а Школу рисования и живописи открыл в 1898 году в Витебске...
НД: Ввиду определенной ограниченности ресурсов, мы ставим перед собой, в первую очередь, задачу заниматься развитием российских художников, но для нас крайне важно представлять художников, чье высказывание универсально и легко понятно в любой стране мира. Поэтому мы были очень рады в выставке “Гербарий” сотрудничать с Calvert Journal, международной площадкой, которая на протяжении многих лет поддерживает художников и фотографов с постсоветских территорий, давая их голосу звучать в глобальном контексте.
МК: На этапе знакомства с творчеством мы точно никогда не будем смотреть на гражданство автора — мы готовы работать с любым художником, который к нам обратится или подал заявку по oпен-коллу. Не думаю, что должны существовать какие-то границы для искусства и авторов. Их уже достаточно и в экономике, и в политике... Мы — не сторонники догм и готовы рассматривать любые проекты. Одна из миссий проекта — в том, чтобы помочь авторам-художникам на российской территории. Так совпало, что галерея связана с фамилией моего предка Юделя Пэна, которую я всегда хотел упомянуть в своей жизни и работе. И я рад, что Николай поддержал это предложение.
Вы упоминаете несформированность рынка арт-фотографии в России. Собирается ли PENNLAB Gallery проводить образовательные мероприятия, с целью развития у публики понимания фотографии как объекта коллекционирования, а не как, скажем, синего пятна над красным диваном?
НД: Конечно, у нас запланированы образовательные мероприятия, причем отнюдь не в формате платных курсов. Это будет свободная программа мастер-классов, творческих встреч с авторами, кураторами и представителей музеев и арт-институций, на которых мы будем говорить о том, что такое современное искусство и фотография. Планируем приглашать не только российских, но и зарубежных авторов. О темах и датах можно узнать в нашем Instagram, также собираемся запустить Телеграмм- и Youtube каналы.
Почему тогда не открыть школу фотографии, вместо галереи? Чтобы иметь возможность объяснять.
НД: Понимание современного искусства требует усилий и знаний. Очень часто приходящие на выставку люди обращаются к нам с вопросом: «И что? И вы говорите, это искусство? Зачем такое выставлять? Что это вообще за работы такие?» Приходится вставать и объяснять. Еще одна популярная реакция «Я тоже так могу снять!»
МК: А я часто слышу: «Я сниму гораздо лучше!»
НД: Поэтому приходится объяснять, чем чье-то «лучше» не будет на самом деле лучше, потому что там не будет заложена идея!
МК: Еще раз повторюсь, что мы здесь говорим об абсолютных, а не локальных ценностях, имеющих смысл только для России и в России. О том, что значимо здесь, сегодня, и во всем мире.
... И — о приобретениях. Покупаете ли вы сами фотографии?
МК: Все авторы и работы пропущены через сердце, и, признаюсь, выставка накладывает на нас свой отпечаток. Поэтому наши собственные коллекции, непременно, будут расти. А пока они небольшие, лично у меня за 20 лет собралась небольшая коллекция работ.
НД: Я никогда планомерно не занимался коллекционированием фотографического искусства. Мы так же планируем приобретать работы художников в коллекцию нашей галереи.
Каким вы видите рынок фотоискусства в России — например, на горизонте пяти лет? Какое место в нем занимает PENNLAB?
НД: Мы будем безумно рады, если через пять лет мы будем функционировать не в сообществе практически отсутствующих галерей, а на полноценном конкурентном, ярком и интересном рынке среди массы других галереи, занимающихся фотографией и поддерживающих те же самые ценности!
МК: Одна из основных задач — формирование доверия, это еще одно очень точное и важное сейчас слово. Потому что с созданием доверительной среды будет развиваться и все остальное: в том числе и понимание, что фотографией можно заниматься, ее можно понимать и коллекционировать.