В продолжающемся судебном споре между фотографом Линн Голдсмит и Фондом художественного наследия Энди Уорхолла Апелляционный суд США отменил ранее вынесенное решение, в котором говорилось, что использование Уорхолом фотографии покойного певца Принса, сделанной Голдсмит, содержит достаточно внесённых изменений, чтобы подпадать под свободное использование. Суд следующей ступени не согласился с этим решением, вынесенным в 2019 году, и Голдсмит выиграла следующий раунд спора.
Дело началось вокруг фото, сделанного Голдсмит в 1981 году, которое Ворхол использовал при создании 16 произведений, посвященных певцу. Первоначально, Голдсмит сделала съёмку по заказу Vanity Fair. Журнал, однако, затем изменил решение и обратился к Уорхолу, чтобы он превратил фото в иллюстрации, и использовал одну из этих работ на обложке. Фотография послужила основой для 12 шелкографий, а также двух рисунков и двух трафаретов.
Спор возник после того, как изображения были использованы в специальном выпуске журнала «Гений Принса» после смерти певца в 2016 году. В деле отмечается, что Голдсмит не знала об использовании фотографии в серии работ до публикации в журнале 2016 года. The Center for Art Law в своём анализе отметил, что Warhol Foundation получил 10 000$ оплаты за фото для специального выпуска журнала. Когда Голдсмит заявила о нарушении авторских прав и необходимости выплаты компенсации, Foundation первым подал в суд по поводу авторских прав на произведение.
В 2019 году, Окружной судья Джон Г. Коэти пришел к выводу, что Уорхолл изменил фотографии достаточно, чтобы они подпадали под свободное использование. Оригинальное решение гласило, что работа Уорхола превратила Принса в «знаковую, огромную фигуру», с совсем иным месседжем, чем у оригинальных фотографий.
Но апелляционный суд не согласился с первоначальным решением суда, которое частично основывалось на стиле Уорхола. «Мы должны пояснить, что к подобному анализу не имеет отношения тот факт, что любая работа серии с Принсом может быть сразу узнана, как „работа Уорхола“. Использование такой логики неизбежно создаёт свободу плагиата для художников-знаменитостей с узнаваемым стилем. Чем авторитетнее художник и чем более узнаваем его стиль, тем легче ему использовать творческий труд других», — заключила комиссия из трёх судей.
Голдсмит, которая известна, в том числе, по своим фотографиям знаменитостей и рок-музыкантов, сказала, что сражается за права всех фотографов. «Я благодарна апелляционному суду за его решение», — говорит она в заявлении. «Четыре года назад, Andy Warhol Foundation подал на меня в суд, чтобы получить право использовать мои фотографии, не спрашивая моего разрешения и не выплачивая мне компенсацию за работу. Я боролась не только за то, чтобы защитить свои собственные права, но и защищала права других фотографов и визуальных художников, для которых эти комиссионные составляют заработок на жизнь. А ещё за их право решать, давать ли право использования своей работы, кому давать и когда».
На своей странице GoFundMe, Голдсмит написала 27 марта: «Вчера, апелляционный суд второго округа вынес свое решение. Мы победили! Все визуальные художники, а особенно фотографы, могут спать немного спокойнее, вздохнуть чуть полегче, зная, что чёткое определение добросовестного использования защищает их работы. Я хочу поблагодарить всех, кто делал денежные взносы, и особенно тех, кто прислал слова поддержки. Это был бой, который мне пришлось вести, выйдя на линию огня, и я горжусь тем, что пронесла вес этой ответственности — и добилась успеха с вашей помощью и помощью прекрасных адвокатов. Посмотрим, конец ли это, ведь адвокат другой стороны сказал, что борьба продолжится. Единственный оставшийся суд следующей инстанции — это Верховный Суд. В любом случае, я буду продолжать бороться за наше право на то, что мы создаём, и надеюсь на вашу поддержку».
Дело теперь возвращается в суды низшей инстанции. Люк Никас, поверенный Фонда Уорхола, называет Уорхола «одним из самых радикальных художников 20-го века» и говорит, что фонд планирует оспорить решение.
Оригинал на сайте Rangefinder
Перевод с английского Александра Курловича