Обычный вопрос, который задают при рассматривании фотографий коллекционеры и прочие энтузиасты, звучит так: «Это оригинал?» Ответить на этот вопрос не так просто, потому что оригинал, в самом правильном смысле – скорее всего, негатив. В то время, как фотографии как отпечатки могут быть редкими и ценными – например, винтажный отпечаток известной работы, когда таких копий существует лишь несколько, – для фотографии как медиа воспроизводимость считается достоинством. Поэтому, трудно найти фотографию, которая на самом деле была бы уникальной.
Первыми созданными фотонегативами были, на самом деле, фотограммы. Феномен отбрасываемой тени привлекал человеческое любопытство ещё с каменного века, но в 17 веке, учёные и художники одновременно стали экспериментировать с тем, как уловить свет и тени, падающие на поверхность, с целью сохранить это изображение.
Уильям Генри Фокс Тальбот называл фотограммы «фотогеническими рисунками» (photogenic drawings), и создавал их, помещая листья на очувствлённую бумагу и экспонируя на солнце. В результате получалось белое изображение объекта на тёмном фоне – обращённая тень. За этим последовало множество ключевых художественных экспериментов, таких как основополагающая работа Анны Аткинс «Британские водоросли» 1843 года, в которой использовался аналогичный процесс цианотипии.
Быстро переместившись в начало 20 века, мы увидим, что многие модернистские художественные течения работают с фотограммой, такие, как Дадаизм, Конструктивизм и Сюрреализм. Она также сильно эстетически ассоциируется с Баухаузом, в формалистских разрезах архитектуры. Такие фотографы, как Ман Рэй, были особенно привязаны к фотограмме за её способность к абстракции и искажениям, к интерпретации формы. Привязанность его зашла так далеко, что он попытался персонифицировать процесс, узаконив термин «рэйограмма».
Фотограммы и цианотипия классифицируются сейчас как «альтернативные» фотографические процессы. Этот термин обычно относится к историческим и нетрадиционным методам создания фотографий. Тинтайп, гум бихроматная печать, хемиграммы и lumen print также могут быть приведены в качестве примеров. Многие из этих процессов трудно контролируемы, или включают преднамеренный элемент непредсказуемости, случайности. Результаты их, весьма эстетичные, часто уникальны и невоспроизводимы. Коллекционеры ценят технически сложное ремесло, самоотверженный труд, редкость, экспериментальный и творческий характер этих отпечатков и их связь с ранними корнями фотографии. В результате, работы, сделанные с использованием этих методов, могут иметь значительную ценность на рынке.
В последние годы, немало современных авторов проявляет возродившийся интерес к этим ремесленным процессам, возможно, как ответ на отстраненность цифровой печати. А то время, как одни художники погружаются в историю специфических техник, другие просто наслаждаются тем, что химикалии могут использоваться, как кисти и краски. Эта «повторная помолвка» показывает стойкое желание проверить возможности фотографии, тестируя её постоянно расширяющиеся технологические пределы и исследуя свои художественные способности.
Оригинал на сайте SOL.LDN
Перевод с английского Александра Курловича