Тиражи в ходу гораздо дольше, чем существует рынок арт-фотографии, и первоначально они использовались для обозначения числа копий других воспроизводимых художественных форм, таких как скульптуры, отпечатки, книги и тому подобное. Фотографы использовали тираж, как удобный инструмент, когда стал расти рынок продаж фотографий в художественных галереях. Фотограф обычно устанавливает тираж, когда начинает предлагать работу для продажи в качестве отпечатка. В этом случае он назначает число копий и размер бумаги, и даёт обязательство не производить более указанного в тираже количества отпечатков этого размера. Когда все тиражные отпечатки проданы, фотография изымается с первичного рынка.
Нередко фотографы предлагают работу в нескольких различных форматах, каждый со своим отдельным тиражом. Иногда они печатают весь тираж сразу, но обычно отпечатки заказываются по одному, по мере необходимости (продажи). Также многие фотографы делают несколько «доказательств художника» («artist’s proofs», APs), как часть тиража, по сути это дополнительные отпечатки, расширяющие его. Когда тираж распродан, это подразумевает, что художник не будет делать новых отпечатков в данном формате. С этой целью требуется доверие между художником, его галереей и их коллекционерами, чтобы система работала. Установление этого доверия – одна из важнейших частей карьеры фотографа, и ни один серьёзный успешный автор не будет ломать свою репутацию, обманывая это доверие. По тем же причинам ни одна престижная галерея не приняла бы такую идею.
Есть фотографы, которые не верят в тиражи. Например, Себастьян Сальгадо (Sebastião Salgado), – и просто подписывают каждый отпечаток, который продаёт галерея или сам автор. Часто такой вариант выбирают фотографы старшего поколения, потому что они начали печатать свои работы до того, как система тиражей стала общепринятой в конце 1980-х. Эта система может работать очень хорошо, так как рынок задаёт темп своей подпитки, и самые популярные фотографии автоматом становятся самыми тиражными, причём нередко их известность в сочетании с доступностью повышает спрос и стимулирует новые продажи. На практике такие соображения, как цена, ограниченное представительство в галерее, а также время и затраты, необходимые для изготовления отпечатков, делают их редкими. Не «затопить» рынок своими работами, не перенасытить его – это, в конце концов, тоже в интересах фотографа.
Подытоживая, скажем, что фотографии сами по себе – вещь, поддающаяся тиражированию, в то время как коллекционные отпечатки – нет. Приобретение такого отпечатка – это приобретение арт-объекта, а не просто изображения. Этот объект сделан точно, под строгим контролем художника, и удостоверен в качестве такового.
Оригинал на сайте SOL LDN
Перевод с английского Александра Курловича