Сарп Керем Явуз использовал искусственный интеллект в серии «Поляроиды из Оттаманской империи» (2023)

Открытие фотоярмарки в Нью-Йорке во время Международной художественной ярмарки (Armory Week) показывает возрождение рынка фотографии и связанных с ней медиа.


Armory Show уже давно проводит фото-ориентированные презентации, но в этом году она разделит Центр Джавитса с новой ярмаркой, демонстрирующей фотографию и связанные с ней медиа: Нью-Йоркской фотоярмаркой, которая состоит из 56 выставок. В то время, как фотографический рынок, казалось, вышел на плато около десяти лет назад, появление этой специализированной ярмарки говорит о том, что интерес к медиа значительно вырос после пандемии.

Два больших аукциона Кристи в 2022 году послужили сигналом о начале этой новой эры; продажа «Скрипки Энгра» Ман Рэя (1924) за $12,4 млн (с комиссионными), и «Утюга» Эдварда Стейхена (1904) за $11,8 млн (с комиссионными).

«Эти продажи, по сути, сломали верхнюю планку цен на фотографию и создали огромную неясность в ценах», – говорит Брюс Силверштейн (Bruce Silverstein), чья одноименная галерея участвует в The Armory Show. «Касаясь выдающихся работ, которые стоили $500 000 или $700 000, мы теперь задаёмся вопросом, сколько они стоят? Может быть, миллион? Или пять миллионов? Эта огромная пропасть в ценообразовании предоставляет огромные возможности».

Силверштейн, который усвоил язык фотографии от отца-фотографа в юном возрасте, остаётся здравым в отношении рынка, особенно в этот неясный момент.

«Это выходит за рамки доступности; это просто крайне недооценено, – говорит он. – Большие вещи быстро меняются, включаются крупные коллекционеры, и люди быстро осознают, что существует эта растущая область. Примечательно, что вы все еще можете приобрести работы выдающихся фотографов разных эпох по ценам, которые затмеваются ценами в других художественных медиа».

Фотография сейчас определяется своей повсеместностью. Коллекционеры хорошо знакомы с этим носителем, поскольку они могут получать доступ, редактировать и загружать его собственными руками. Однако, возможно, именно эта доступность движет стремлением к более сложным изображениям.

«Нет другого вида искусства, в творческом процессе которого участвовал бы столь огромный процент населения, и они постепенно получают информацию о тех, кто был до них, и кто повлиял на то, как все мы видим», – говорит Силверштейн.

Быстрое пересечение

По мнению Хелен Тумер (Helen Toomer), директора Нью-Йоркской фотоярмарки (и бывшего директора Ярмарки современного искусства Pulse), дух доступности и творческого сотрудничества необходим для возрождения интереса к фотографии. «Дело не в дыме и зеркалах; дело в распростертых объятиях», – говорит она. «Дело в том, что "Приходите, задавайте вопросы и общайтесь". Это необходимо для роста и успеха ярмарки».

Важным фактором, стимулирующим возрождающийся спрос на файн-арт фотографию, по видимому, это широко распространенный интерес к цифровому искусству, искусственному интеллекту (ИИ) и невзаимозаменяемым токенам (NFT). Цифровые методологии быстро врастают в более традиционные фотографические форматы, в результате чего создается совершенно новый вид изображений, а ИИ рассматривается как еще один инструмент инноваций.

Большинство показанных к сегодняшнему дню работ, созданных с участием искусственного интеллекта, выглядят ультра-отполированными, что противоречит интересу многих коллекционеров к необработанности и живым историческим образам. Доступность и оперативность физического печатного изображения остаются важными характеристиками.

Damjanski’s Post Human Dog – Мюррей (2020). Здесь художник использовал искусственный интеллект, чтобы удалить фигуру человека

«Так как многие проводят массу времени, глядя в свои телефоны, они очень рады увидеть работу в реальности, оставив телефон в кармане. Это [поведение] исчезало ещё до пандемии», – говорит Тарра фон Линтель (Tarrah von Lintel), чья Von Lintel Gallery, базирующаяся в Лос-Анджелесе, представлена на Нью-Йоркской фотоярмарке. «Если вы посмотрите, как большинство людей просматривают соцсети в телефоне, вы увидите, что они «проматывают» всё очень быстро, не успевая рассмотреть изображение целиком». (О «качестве» просмотра на телефонном экранчике и не говорю – АК).

Таким образом, работы, которые не воспроизводятся нормально онлайн, получают новую жизнь при личном знакомстве зрителя с ними на ярмарках и других публичных экспозициях. Фон Линтель верит, что вкусы публики уходят от маленьких чёрно-белых отпечатков, которые характерны для файн-арт фотографии, в то время как Силверштейн полагает, что появилось новое стремление к более интимным впечатлениям от просмотра. В любом случае, все поддерживают уникальные впечатления и эксперименты в фотографии.

ИИ сейчас – часть этого дискурса. На фотоярмарке, фон Линтель показывает работы турецко-французского художника Сарпа Керема Явуза (Sarp Kerem Yavuz), который использовал платформу искусственного интеллекта Midjourney для создания своей гомоэротической серии «Поляроиды из Оттоманской империи» (Polaroids from the Ottoman Empire) (2023). Полученные фотореалистические изображения совершенно противоречивы по своей природе, смешивая воедино прошлое, настоящее и будущее, оспаривая при этом широко распространенные представления о фотографии и искусственности.

Тумер цитирует выступление фон Линтель как часть более широкого диалога о том, как новые технологии меняют разговоры о фотографии. «Всё постоянно возвращается к вопросам, "что составляет изображение? Что есть правда?"», – говорит она. «Это вопросы, которые люди задают о фотографии с самого начала».

Другие участники также проверят границы между искусством, основанным на объективе, и искусством новых медиа. Нью-Йоркская Postmasters Gallery показывает Post Human Dog (2020) художника Damjanski, который использует ИИ для удаления людей с изображений; и «Ужасная погоня» (Horror Chase) (2002), скульптура Дженнифер и Кевина Мак-Кой, в которой используются кинематографические кадры 2002 года, доработанные с помощью специального алгоритма.  Bitforms gallery  из Нижнего Истсайда покажет выборку цифровых абстрактных работ; Transfer gallery из Майами представляет выборку изменённых фильтрами портретов от Хантрез Янош (Huntrezz Janos).

Ещё один «фьюжн», основанный, правда на аналоговой технологии, показанный на Фотоярмарке – это фотография с вышивкой по ней. Фон Линтель показывает вышитые вручную работы Люсии Энгстрём (Lucia Engstrom) из серии «Любовники и Мечтатели» (Lovers & Dreamers) (2019-23), пейзажи, в которых элемент вышивки добавляет своеобразный эффект «обманки», придавая произведению скульптурное измерение. В дополнение к своим более популярным предложениям Сильверштейн демонстрирует работы Сары Сенс (Sarah Sense), художницы из Читимача и Чокто, которая создает фотографии, используя традиционные узоры, которым научилась у своей семьи. Эти техники направлены на то, чтобы бросить вызов ожиданиям от документального и архивного использования фотографии.

В конечном счете, этот развивающийся контекст связан с пересечением современного искусства с фотографией, и все в этой области согласны с тем, что сейчас эта среда развивается быстрее, чем во все последние десятилетия.

«Мы не рисуем светом; мы рисуем пикселями. Эти образы больше не укоренены в реальности, а скорее основаны в чистом виде на воображении создателя, что стало важнейшим эволюционным шагом», – говорит Силверштейн. «Фотография или искусство, основанное на изображениях, неизбежно станет самой влиятельной формой искусства, продвигающейся вперед, и работы, с которыми мы имеем дело – эти маленькие фотографии из истории – являются семенами этого движения».

Тумер и Скотт Грей, основатель и исполнительный директор Фотоярмарки, надеются, что она не только принесет пользу участвующим художникам и дилерам, но и самой сфере фотографии, предоставляя пространство для проведения подобных диалогов на ежегодной основе. «Мы пускаем в землю корни», – говорит Тумер, и «сеем семена в этом году».

Оригинал на сайте The Art News Paper
Перевод с английского Александра Курловича