Убедить дилеров, коллекционеров и других специалистов в области искусства в том, что отрасли нужна еще одна арт-ярмарка, — непростая задача в 2020-х годах. Тем не менее, именно эту цель поставили перед собой организаторы Photofairs New York, и работали над этим почти год, в рамках подготовки к открытию первой ярмарки. Хотя первые результаты показывают, что впереди ещё много работы, наличие объединяющей концепции и сильный менеджмент дают новому мероприятию возможность построить важный мост к недостаточно охваченным участникам рынка в начале осеннего художественного сезона.
Бренд Photofairs, управляемый Creo, совместным предприятием с международным организатором выставок Angus Montgomery Arts, дебютировал в Нью-Йорке в Javits Center. Первая ярмарка собрала вместе относительно небольшую группу из 56 экспонентов, художники которых могут делать то, что они делают, из-за роста популярности камер. Некоторые из участников, такие как Howard Greenberg Gallery из Нью-Йорка и Лос-Анджелесская Fahey/Klein Gallery, специализируются на классической фотографии высочайшего (high-end) класса. Другие, подобно кочующей Postmasters Gallery и Transfer gallery из Майами, наиболее известны тем, что поддерживают прогрессивные работы в цифровых медиа.
«Тенденция такова, что фотография в контексте художественного рынка звучит, как одна нота, мы же хотим, чтобы она проявила себя как симфония», – говорит Хелен Тумер (Helen Toomer), директор Photofairs New York и бывшая глава Ярмарок Fine Art Print – Pulse, Collective Design и IFPDA (помимо прочих заслуг).
Тумер, по её словам, подходит к этому предприятию, исходя из современного искусства, тогда как другие участники – исходя из конкретного опыта в области фотографии. Но для взаимодействия всех участвующих сторон, прежде всего, нужна отправная точка. Через девять лет после того, как первая фотоярмарка была проведена в Шанхае, Тумер и Скотт Грей, генеральный директор Creo, верят, что их новая ярмарка может стать такой отправной точкой в Нью-Йорке.
«Идея фотоярмарок состоит в том, чтобы создать пространство для медиа», – говорит Грей. «Когда мы запустили Шанхайскую ярмарку, коллекционирование фотографий в Азиатско-Тихоокеанском регионе находилось в эмбриональном состоянии. Теперь это далеко не так».
Всё же, для того, чтобы привести это событие в столицу художественного рынка США, нужна была помощь случая. По словам Грея, Photofairs New York возникла в результате того, что Алан Стил, генеральный директор Javits Center, предложил компании помещения в комплексе во время Armory Week. Единственное предостережение заключалось в том, что руководство The Armory Show сначала нужно будет согласиться, что Photofairs является союзником, а не конкурентом. К счастью, Николь Берри, директор Armory Show, немедленно оказала поддержку Тумер и ярмарке.
Сотрудничество между двумя мероприятиями вышло за рамки нематериальных активов. Photofairs и Armory Show выпустили «общие» входные билеты, дающие право посещения обеих ярмарок в пятницу их совместного проведения, по цене 72 доллара США. (Однодневные билеты на шоу стоят 35 долларов, а билеты на всю выставку стоят 90 долларов.) Тумер также говорит, что VIP-персоны с Armory Show могут бесплатно посещать Photofairs, как и участники последней – Armory Show.
Продажи против воздействия
По словам Лорен Холовеско Перес, соучредителя галереи Tern в Нассау, столице Багамских островов, решение о показе на первой Photofairs в Нью-Йорке было многогранным. Одна из сторон связана с эффективностью, так как галерея уже была принята в качестве участника Armory Show. Другая базировалась на уважении к Тумер, которую Холовеско Перес называет «большим сторонником» (big supporter) галереи. Третья часть направлена на продолжение миссии галереи Tern на то, чтобы противостоять тому, что Холовеско Перес называет «клеймом нашего происхождения». «Мы хотим показать, что концептуальное современное искусство есть даже на Карибах», – говорит она.
Для этого на обоих стендах Tern на Photofairs представлены работы, каждая из которых посвящена одному из стереотипных представлений о тропиках. На первом представлена (не для продажи) инсталляция Тиффани Смит, предлагавшая посетителям передышку на том, что галерея описывает как «плетёный трон», окруженный искусственной листвой, спокойным освещением и кристаллами. На главном стенде представлены фотографии, цифровые ассамбляжи и видео на экранчиках размером с «поляроид», сделанные Смит и другими карибскими художниками, – Стивеном Шмидом, Роделлом Уорнером и Мелиссой Альценой. Разброс цен на работы с этого стенда – от 1 750 до 4 200 долларов США.
Холовеско Перес говорит, что галерея сделала «пару» продаж к концу дня предварительного просмотра. На вопрос о клиентуре на ярмарке на тот момент она сказала: «Не могу сказать, что мы встречаем новых коллекционеров – скорее это люди из институций». Остальные дилеры на Photofairs вторят Холовеско Перес, говоря о транзакциях в день предварительного просмотра. Директор одной галереи-«ветерана» пожал плечами и сказал «ОК» на вопрос о продажах, заданный в конце дня в четверг. Крупнейшими приобретениями, подтвержденными представителем ярмарки в четверг вечером, были пять работ Тандиве Муриу, из Парижской 193 Gallery, цена каждой из которых была между 14 000 и 19 000 долларов. При этом, некоторые экспоненты отметили, что это отличительная черта ярмарок, основанных на фотографии, когда относительно мало сделок заключается на первый-второй день работы.
«Медиуму по-прежнему страдает от восприятия тиражности, множественности и воспроизводимости», – говорит Дуглас Маршалл, основатель Лос-Анджелесской Marshall Gallery. Он добавляет, что дилерам может быть нелегко вызвать у потенциального покупателя желание поторопиться, при том, что обе стороны знают о наличии практически у каждой работы других экземпляров тиража. Сравните это с дефицитом, автоматически возникающим для картин, рисунков или скульптур, – и вы поймёте, что дилерам изображений, полученных с использованием объектива, неизбежно приходится мириться с неторопливым графиком продаж.
В случае с Маршаллом ирония состоит в том, что несколько его художников делают работы либо уникальные, либо имеющие крайне малый тираж. Из трёх художников, представленных на его стенде в Javits Center, только Альбарран Кабрера делает тиражные работы (фотографии, тонированные в сепию). Остальные произведения Джона Бринтона Хогана и Девида Самуела Стерна, уникальны. Цены на стенде варьируются от 1500 до 8000 долларов за портрет бюста Юлия Цезаря с подсветкой, сотканный из полос полупрозрачного пергамента.
«Даже сегодня, фотография в кругу искусств остаётся незаконнорожденной», – говорит Маршалл. «Мои художники, кажется, слишком "художественны" для фотографического мира и слишком "фотографичны" для мира современного искусства. Photofairs подходит именно для таких авторов».
Маршалл также называет усердие руководства Photofairs главным стимулом для него рискнуть на первой ярмарке нового бренда в Нью-Йорке. Он вспоминает свой опыт на первой ярмарке в Шанхае, где Грей, кажется, вообще не отдыхал, стараясь улучшить условия для экспонентов после того, как город пострадал от последствий тайфуна.
Антон Святский, основатель Management gallery в Нижнем Ист-сайде, Манхэттен, превозносит Тумер примерно такими же словами. Хотя в первый день посетителями его стенда были скорее энтузиасты-любители, чем коллекционеры, он рассказывает, что Тумер трижды подходила к нему во второй половине дня, чтобы выяснить, как идут дела, и нет ли проблем – уровень внимания, которого он не видел больше нигде.
Действия Тумер впечатляют ещё больше, учитывая, что Management gallery существовала к этому времени всего пару лет и фокусировала внимание на начинающих художниках, которые трудно поддаются однозначной классификации. Среди них человек, удостоенный стенда на Photofairs: Мерик Гома, питомец студийного содружества NXTHVN Титуса Кафара, чьи изображения скорбящих фигур в искуственных интерьерах находятся на грани между неонуаром и неоднозначным фэнтези. Диапазон цен на работы простирается от 4000 долларов за небольшой отпечаток, до 14 000 за большой лайтбокс-диптих.
«Мы хотим быть уверены, что о людях заботятся, что означает, что кондиционер работает, есть места, где можно посидеть, а также получить стимул от произведений искусства и их приобретения», — говорит Тумер.
Скромность и притягательность в новых медиа
Хотя Photofairs делает попытку объединить фотографию и новые медиа, фактические результаты первой ярмарки говорят о том, что впереди ещё масса работы. Из 56 экспонентов и шести партнерских проектов Photofairs New York 11 стендов (всего около 18%) демонстрировали работы с движущимся изображением или на экране в день предварительного просмотра.
Магда Савон из Postmasters говорит о соотношении: Это меньше, чем я надеялась, но все же намного лучше, чем обычная ярмарка с 99% картин и одним Джулианом Опи».
Для Photofairs, Postmasters предоставили амбициозную подборку работ, отражающих эволюцию медиа от неподвижной фотографии и видео продуктов ИИ и продуктов чисто программных. Самая высокая цена запрошена за «Ужасную погоню» (Horror Chase) (2002), бесконечно зацикленную, алгоритмически отредактированную видеоинсталляцию от Дженнифер и Кевина МакКой. Но на этом же стенде находится и самая доступная по цене вещь на ярмарке: приложение «прощай, камера (Bye Bye Camera app) от мононимного художника Damjanski, удаляющее из каждой сделанной фотографии человеческие фигуры, всего за 2,99 доллара.
«Планировалось, что ярмарка расширит фотографию на следующую стадию создания изображений. Это определение того, что мы делаем: представляем новые формы выражения, часто через новые технологии», – говорит Савон.
Новые формы выражения были чем-то вроде «главной фишки» во время предварительного показа. Стенд Postmasters пользовался большим вниманием в течение дня, и Савон говорит о «весьма серьёзных предложениях» по многим позициям. Но бесспорным явлением ярмарки на ранних этапах стала работа Huntrezz Janos, которая игриво выразила свое желание найти путь к более сострадательному и эгалитарному пониманию идентичности.
Примеры интерактивной серии «Инфильтрации» Janos можно увидеть на стенде Transfer в задней части площадки. Зрители, попадавшие в камеры, расположенные на больших, в человеческий рост, светодиодных экранах, видели свои лица, обработанные красочными многослойными цифровыми фильтрами, в равной степени подходящими для персонажей субботних утренних мультфильмов и масок древних воинов или научно-фантастических бойцов. Этот опыт имел успех: восторженные посетители непрерывно толпились у стенда Transfer до конца дня предварительного просмотра.
Transfer начала ярмарку, предлагая девять различных инфильтраций по цене 12 000 долларов каждая. цена, которая включает в себя инженерные затраты на перемещение работ из Instagram (где они могут свободно использоваться публикой через QR-коды на одной из внешних стен стенда) на независимый веб-сайт за пределами программной архитектуры Meta (где они останутся такими же доступными).
Галерея планирует, по словам основателя Transfer Келани Николь, каждый день менять три работы, выставленные на обозрение. Две из них были уже приобретены Thoma Foundation, некоммерческой организацией из США, имеющей мощную коллекцию цифрового искусства.
«День открытия был чудесен. Было так приятно видеть людей, взаимодействующих и играющих с искусством и друг с другом», – говорит Николь. «Лица людей просто светились, когда они видели работы Huntrezz Janos. Наш стенд был заполнен смехом и общением. Именно поэтому столько известных коллекций проявляют сегодня интерес к этим работам».
Стоит посмотреть, какие уроки организаторы нью-йоркской Photofairs извлекут из первого опыта в Javits Center. Изменения между ярмаркой первого года и второго могут быть весьма значительными, и как это событие, так и медиум-специфическая ниша торговли искусством станут ещё более открытыми.
«Мы получаем удовольствие от того, что растём вместе с этим рынком», – говорит Тумер. «Я чувствую, что мы создаём нечто реально необходимое».
Оригинал на сайте The Art News Paper
Перевод с английского Александра Курловича