Множество фотографий, изображающих ключевые сцены современной Новой Зеландии, спасённые американской галереей, теперь выставлены на аукцион и проданы фотографическим институциям.
Это невероятная сага, растянувшаяся между континентами; История о том, как американская галерея стала хранителем более миллиона фотографий, документирующих важные события из истории Новой Зеландии, спасая исторический архив от свалки.
Винтажные фотографии, снятые новостными и арт-фотографами для местных газет более чем за сто лет, начиная с 1841 года, отражающие важнейшие моменты становления современной Новой Зеландии — включая протесты, катастрофы и национальные триумфы, — так же, как и повседневную жизнь, важные в культурном смысле съёмки Маори и ранние изображения растущих городов. Некоторые фотографии — единственные известные копии; негативы большинства утеряны или уничтожены.
«Они не должны покидать Новую Зеландию», — говорит Дэниел Миллер, владелец и директор Лос-Анджелесской Duncan Miller gallery, выкупивший фотографии у банка после того, как американская компания, владевшая ими, подала заявление о банкротстве. — «Это история страны».
После попыток найти новых владельцев для полного архива, Миллер продаёт фотографии онлайн и фотографическим институциям. В декабре, он лично передал Национальной библиотеке Новой Зеландии архив из более, чем 5000 фотографий, рассказывающих о жизни коренных народов – коллекцию, которую работники библиотеки описали как «богатая и живая визуальная история», и которая едва не была потеряна навсегда.
Всё это началось более 10 лет назад, с Джона Роджерса, американского бизнесмена, который пообещал новостным компаниям, что сможет спасти столетие до-цифровых газетных изображений и спортивных памятных событий. Среди них Fairfax Media, — бывшая Австралийская и Новозеландская новостная компания, — которая отправила миллионы фотографий в Литтл Рок, Арканзас, в 2013 году; Rogers Photo Archive взялся оцифровать портящиеся изображения бесплатно и продавать оригиналы с прибылью.
Но после того, как фотографии стали появляться на eBay, ФБР провело в компании обыск, и позже Роджерс оказался в тюрьме за мошенничество. После банкротства компании, банк забрал фотографии в качестве обеспечения долга, и назначенный судом управляющий обратился к Миллеру с предложением купить их.
Так как многим из этих фотографий грозила отправка на свалку, Миллер приобрёл архив в 2017 году, ожидая, что национальные библиотеки Австралии и Новой Зеландии, в свою очередь, будут заинтересованы в приобретении фотографий.
Но библиотека Австралии хотела лишь «небольшой фрагмент» фотографий. Необходимость каталогизировать и сохранить фотографии, часть которых была поражена чёрной плесенью, заставила Миллера нанять архивариусов и оборудовать по индивидуальному заказу склад с климат-контролем в рамках проекта, который длится уже четыре года.
«Я просто почувствовал определённую ответственность, потому что никто другой не собирался что-то с этим делать», — говорит он.
Хотя он не нашел немедленно «нового дома» для всего архива австралийской фотографии, Миллер с тех пор продал часть его более чем 70 австралийским институциям, и продолжает продавать фотографии на локальном австралийском аукционе Lawson’s.
Также трудно оказалось найти новых хозяев для Новозеландского архива. Но в последний год, Миллер продал Новозеландской национальной библиотеке 5300 фотографий коренных жителей страны — полную коллекцию, посвящённую Маори в архиве, — с доставкой фотографий в Веллингтон, что он описывает, как «волнующее возвращение домой»
«Глубина и охват» фотографий, взятых из газет со всей страны за более, чем 70-летний период, сделала их «значительной национальной таонгой, которая поможет нам рассказать истории Аотеароа», — говорит Джессика Миран, спикер библиотеки, используя слово языка Маори, означающее «сокровище».
Миллер сейчас обращается к спортивным и другим организациям в надежде найти хозяев для архивов. В настоящее время его фирма создала онлайн-аукционную платформу для фотографий из Новой Зеландии, где включающих документы многих важных событий 20 века, — включая гибель парома «Вахине», бомбардировку корабля «Rainbow Warrior» и землетрясение 1931 года в Напире, а также фотографии важных исторических фигур, таких как лётчица Джин Баттен и альпинист Эдмунд Хиллари, — продаются за цены от 80 до немногих тысяч долларов.
Такие продажи могут длиться годы, и Миллер, совсем не собиравшийся становиться куратором истории антиподов, надеется, что кто-то из известных новозеландцев возьмёт на себя управление проектом.
«Это принадлежит Новой Зеландии, и должно управляться новозеландцами», — говорит он. «Здесь в сохранение культуры вкладывается масса денег, но архив в лучшем состоянии, чем когда-либо, и он готов для новозеландских рук».
Оригинал на сайте The Guardian
Перевод с английского Александра Курловича