С 11 по 16 июня 2024 года в Базеле с успехом прошла девятая ежегодная ярмарка Photo Basel - единственная в Швейцарии международная выставка, полностью посвященная фотографическому искусству.

В этом году мероприятие привлекло рекордное количество посетителей – более 15 000 человек за шесть дней работы. Свои работы представила 41 галерея из 15 стран, продемонстрировав творчество 150 фотографов со всего мира.

Ярмарка разместилась в историческом здании Volkshaus Basel, недавно отреставрированном известными швейцарскими архитекторами Herzog & de Meuron. Помимо основной экспозиции, программа включала ряд специальных проектов:

  • Выставку работ базельского фотографа Курта Висса, посвященную его многолетнему сотрудничеству с художником Жаном Дюбюффе.
  • Сектор "Beyond Photography", представивший экспериментальные работы на стыке фотографии и других медиа.
  • Программу "Spotlight Africa" с фокусом на современную африканскую фотографию.
  • Сектор "Novum" с премьерными показами ранее не выставлявшихся работ.

Организаторы отметили возросший интерес коллекционеров и институций к фотоискусству. Многие галереи сообщили о успешных продажах, в том числе музеям и крупным частным собраниям.

Photo Basel в очередной раз подтвердила свой статус важной платформы для развития фотографии как вида искусства и поддержки молодых талантов. Следующая, юбилейная десятая ярмарка Photo Basel запланирована на июнь 2025 года.


Изобильный, 2023. Фотограф Морган Отагбуруагу/Morgan Otagburuagu/Doyle Wham, London

Яркие, экспериментальные снимки Моргана Отагбуруагу подчеркивают силу черного тела и переливчатую красоту черной кожи. Фотограф из Лагоса – мастер работы со светом.


7:30pm, В тишину, 2021. Фотограф Ясухиро Огава/Yasuhiro Ogawa/Buchkunst, Berlin

Ради этой серии Ясухиро Огава отправился в путешествие на поезде с камерой по региону Тохоку. Его фотографии запечатлевают дикую красоту пейзажа, от заснеженных гор до туманных лесов, пустынные дороги и блеск океана, часто снятый через запотевшие окна движущегося поезда. Своим объективом Огава передаёт мир, одновременно далёкий и безвременной, неподвижный и движущийся. Photo Basel в Швейцарии – первая и единственная международная художественная ярмарка, посвящённая фотоискусству.


Leucospermum Nutans, 2023. Фотограф Анна Хальм Шудель/Anna Halm Schudel/Galerie Monika Wertheimer, Basel

Анна Хальм Шудель: «Я представляю красоту нарциссичных цветов. Они любуются на себя в зеркало, помещённое под водой. Часто люди спрашивают меня – это живопись или фотография. Даже для меня это в определённом смысле загадка. Я вижу живописное свойство моих фотографий, но не создаю его намеренно».


Незашифрованные видения, 2020. Фотограф Маурицио Сапиа/Maurizio Sapia/Galerie STP, Greifswald

Маурицио Сапиа: «Согласно некоторым теориям, человеческий мозг кодирует изображения через процесс, состоящий из нескольких стадий. Сначала, образы организуются в двумерные эскизы, которые усложняются, пока не превращаются в полноценную трёхмерную модель. Я старался воспроизвести фотографически эти промежуточные стадии, то самое двумерное состояние, когда образы ещё не сформированы до конца. Это эскизы реальности, перемешанные с мечтами, снами, прошлым опытом, чувствами, инстинктами – вообще со всем, что входит в понятие «бессознательное».


Уильям С. Берроуз, Лоуренс, 1993. Фотограф Антон Корбайн/Anton Corbijn/Galerie Anita Beckers

«Я сделал этот снимок у него дома в Лоуренсе (Канзас), когда редактировал видео для Heart-Shaped Box Nirvana в Сан-Диего. Я немного побродил вокруг, и нашел эту стену позади дома, во всём её великолепии. Она была связана с историей того, как он застрелил свою жену десятилетия назад, я почувствовал, что это была важная точка отсчета на фотографии, а также отражение его тела. Безумное лицо на оконном стекле стало вишенкой на торте».


Египет, 2002. Фотограф Дени Дайе/Denis Dailleux/Galerie Peter Sillem, Frankfurt

Египетские портреты известного французского фотографа Дени Дайе узнаются благодаря уникальному погружению в образ и эмпатии. Дайе выбирает места и людей для съёмки с большой осмотрительностью, надеясь, что они откроются перед ним, сами того не ожидая. В результате он создал коллекцию живописных фотографий, выходящих за рамки места и времени.


Реструктуризация кульминации #1, 2011. Фотограф Анна ЛимAnna Lim /AN INC, Seoul

Серия «Реконструкция кульминации» (2011) Анны Лим отображает смесь её преклонения, восхищения и страха перед оружием. Она использовала световое оборудование и военную технику, применявшиеся при съёмке кино, чтобы создать фантазию о фетишизации оружия. Она раскрывает иллюзию оружия, фотографируя его в реальности.


Эрнст Хаас, Сан-Франциско, Калифорния, 1955. Фотограф Эллиотт Эрвитт/Elliott Erwitt/Magnum Photos/Galerie Esther Woerdehoff, Paris

Портрет фотографа Эрнста Хааса, снятый Эллиотом Эрвиттом. Фотографический диапазон Эрвитта был широчайшим: он снимал современные фигуры, такие как Че Гевара, Марлен Дитрих, Жаклин Кеннеди и Мерилин Монро; он фотографировал такие события, как заупокойную службу по Джону Ф. Кеннеди и инаугурацию Барака Обамы; И он снимал красоту и абсурдность повседневной жизни.


Ода #5, 2023. Фотограф Шанталь Элизабет Арьёнс/ Chantal Elisabeth Ariëns/Bildhalle, Zurich & Amsterdam

Меланхоличные фотографии Шанталь Элизабет Арьёнс соединяют сила нашего внутреннего "я" человека с его изящной, хрупкой физической внешностью. Тактильность одежды от кутюр, вуали и перьев в ее мире, населённых элегантными женщинами, проливает свет на нашу эмоциональную жизнь. Там мы стоим на пороге между делом и мечтой, в тишине и желании. В своих визуальных историях, Арьёнс способна запечатлеть одновременно движение и безмятежность, перенося нас в промежуточный мир, где встречаются душа, разум и мечты.


«Ню» без головы, Силверлейн, 1985. Фотограф Херб Ритц/Herb Ritts/Fabian & Claude Walter Galerie, Zurich

Выставка в Fabian & Claude Walter Galerie, названная «Тела, Цветы и Тени» собирается исследовать разнообразие и красоту этих тем, предлагая зрителю впечатляющее путешествие через свет и тень. Фигуры на этих фотографиях представляют человеческое тело во всех его видах от портретов до абстрактных композиций.


Рыцарь, 2023. Фотограф Алексей Сачов/Alexej Sachov/Form Gallery, Paris

Великолепные фотографии Алексея Сачова показывают как красоту подводного мира, так и экологические проблемы. Рыцари всегда были символами силы и мудрости. Этот рыцарь символизирует символизирует современного человека, принимающего решения, который издалека кажется сильным, мужественным и властным, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что он состоит из мусора и отбросов, как и его призрачный конь.


No. 201401, 2014. Фотограф Хлоя Яфе/Chloé Jafé/IBASHO

Хлоя Яфе использует фотографию как ключ к пониманию странного и чуждого. Её увлечение и интуиция позволяют ей проникать в тайные миры. Способность фотографа контактировать с субъектами съёмки делает её работу исключительно персональной. Образы получаются сырыми, нежными и свирепыми. Она показывает беспрецедентный взгляд на скрытые части японского общества.


Мотель "Кактус", 2023. Фотограф Келли де Гир/Kelly de Geer/Gutmans Gallery, Geneva

Келли де Гир сочетает 15-летний опыт в фотографии и технологии современного мира. Она исследует безграничные возможности создания искусства с помощью искусственного интеллекта. Суть работы Келли заключается в уникальном изготовлении каждого произведения искусства из алюминия – осознанном выборе, воплощающем бесчисленные взаимодействия между художником и машиной, создавая уникальный образ из множества идей.


Tee Pee Curios. Фотограф Хейли Эйхенбаум/Hayley Eichenbaum/Homecoming Gallery, Amsterdam

Хейли Эйхенбаум: «Для меня, очень многое на американском Юго-Западе связано с той любовью и заботой, с которой люди прокладывали эти полуразрушенные магистрали. До развития коммерческой авиации, эти дороги были сердцем всего. Они связывали все уголки Америки. В те времена процветало так много предприятий. И они и сейчас вкладывают столько любви и заботы в эти пространства. Они сохраняют романтику трассы 66. Они сохраняют это романтизированное представление о том, что такое автомобильные поездки».

Оригинал на сайте The Guardian
Перевод с английского Александра Курловича