В начале
Публика погрузилась в иллюзию самодостаточности: не нужен более профессионал, не нужны технические знания. Самовыражение фотографа стало доступно путешественнику и отпускнику на отдыхе, хозяину семейного праздника и любящим родственникам. Камера в руках создала еще одну иллюзию, также пережитую поколением людей рубежа
Случайное изображение на фотографии не становится портретом, не раскрывает психологии, не дает возможности зрителю вступить в контакт с изображенным. Эта возможность доступна зрителю в портрете (автопортрете, созданном автором — остранившимся от себя, и глядящим на себя как на иное лицо), где возникает диалог зрителя и автора вокруг модели, глубинное психологическое проникновение. Вероятно, эта потребность в видении близких и самого себя в качестве героя, а
Пока же он — чудик, рыжее чучело, разгуливающее с камерой все лето по пляжам. «Снимаю портреты! Портреты снимаю!» — так кричали зазывалы фотографов на ярмарках в начале века. Сегодня Бахаревские выкрики, как и его бессеребничество, готовность ради фотографии претерпевать и нужду, и побои от неблагодарных зрителей-заказчиков выглядят
Бахарев работает над одним портретом часами. Устанавливает героев — снимая ли их на пляже, или в интерьерах убогих общежитий и квартир заказчиков, — перебирая все мыслимые и немыслимые (с точки зрения непосредственных участников съемки) позы, перешерстив весь гардероб и просмотрев все ухищрения моделей по части макияжа и причесок. В результате возникают постановочные фотографии, всем — и композицией и настроем — отличающиеся от постановочных фотографий в традиционном понимании. Постановочный портрет — маска. Становясь под прицел фотокамеры, люди уверены, что одевают маску благопристойности, социальности, что в результате они предстанут перед зрителями и потомками образчиками всех возможных достоинств. Бахарев, работая с моделями, еще более усугубляет ситуацию «одевания маски»; переодевая и раздевая модели, ставя их позы, он еще более усугубляет постановочность снимка и — снимает с героев чуждую им застылую маску общепринятого, обнажая мотивы их жизненных стремлений. Он уничтожает самую надежду на возможность спрятать свое «я» от камеры фотографа. В результате с портретов Бахарева на зрителя глядят не «винтики» общества, абсолютно похожие между собой и готовые выдать себя за последователей одних и тех же общественных идеалов, но люди, связанные между собой разными и неповторимыми отношениями; люди, смешные и печальные, являющие карикатуру и идеальный портрет самих себя. Можно сказать, что галерея портретов Бахарева, составленная из индивидуальностей, демократична по своей сути.
Когда в 1987 году на выставке в честь
Эти люди у Бахарева находятся нигде — на пляже ли, в доме — в неком условном месте, определяемом только как «сегодняшняя жизнь». Чаще — лица, иногда тела, его герои смотрят на зрителя с той пронзительной откровенностью, которая доступна лишь взглядам замученных в концлагере, да и то после нашего априорного знания об их судьбе. У Бахарева сквозит пронзительность в каждом герое. Подлец, герой, любовник, вертихвостка, честная дочь, мать, жена — все они выставлены, как на ладони, в жизненных ролях. И одновременно эти люди не герои пьесы, но личности, погруженные фотографом в сомнабулическое состояние диалога с самими собой.
Воспитанник детского дома, рабочий на Кузнецком заводе в Новокузнецке, свободный фотограф — вот роли Бахарева на жизненной сцене. Их яркий драматизм (драматизм роли детдомовского ребенка понятен каждой сердобольной тетке, а о драматизме судьбы фотографа вы можете спросить у его коллег) и заурядность сближают автора с его героями, он знает их язык. Но в этом ли соль? Можно задаваться вопросами тайны творчества, гадать, каким образом фотографу дан талант чтеца душ. Это занятное вопрошание мы оставляем тем, кто смотрит на его работы.
Для нас важнее другое: мастер работает тридцать лет, последние тридцать лет ХХ века, снимает портреты. Его герои за эти годы не расстались со своими проблемами, не обрели мира, но и не потеряли надежды на счастье. Такими, верующими в хорошее, они остаются на снимках на память о нашем времени.