Жили-были Ван Гог с Гогеном. Однажды они поругались, и Ван Гог отрезал себе ухо. Именно так нужно начинать былину о современном искусстве. Но Арль знаменит не только двумя этими богатырями.

Новую славу городу создал ежегодный фотофестиваль. Конечно, ухо Ван Гога важно для истории искусства. Но еще более важен его глаз — художник присмотрел живописное местечко в Провансе. И оно стало отличной площадкой для современной фотографии.

40 лет назад фотографию никто во Франции не держал за искусство. И тут два провинциала — Люсьен Клерг и Жан-Мари Рукетт — открыли фотоотдел в маленьком музее Реатту. Жак Реатту был академистом эпохи Французской революции, а его бывший дом служил заштатным художественным собранием, составленным отчасти из любопытных картонов самого Реатту, отчасти — из второсортных французских пейзажей. Но вот новый департамент начал пополнять коллекцию — такими, к примеру, именами, как Эдвард Вестон и Ман Рей. Музей Реатту оказался первым во Франции музеем, собирающим фотографию как искусство.

 В 68-м году Европа бунтовала. А провансальские энтузиасты Клерг и Рукетт при поддержке писателя Мишеля Турнье основали фотофестиваль. Благо база — музей Реатту — уже была. Ныне «Встречи в Арле» являются старейшим в Европе и самым крупным во Франции событием такого рода. И до сих пор здесь свято хранят нонконформистские заветы отцов-основателей. Основная цель мероприятия — быть не рынком снимков, но ярмаркой идей. В прошлом году показали 13 китайцев, в этом году — русских: Арсена Савадова, Олега Кулика и группу «АЕС + Ф» (выставку организовал Московский Дом Фотографии). А приглашенным куратором «Встреч» стал знаменитый британец — фотограф Мартин Парр.

Франсуа Эбель — директор фестиваля «Встречи в Арле» с 2001 года. До того он больше 10 лет работал директором агентства «Магнум», самого знаменитого европейского кооператива фотографов. За три года Эбель увеличил фестиваль и в размерах, и в бюджете. Арль в 2004 году — это 46 выставок, 21 мастерская, 5 призов, 2 конференции, а также лекции, вечеринки, кинопоказы, даже дискотеки и полмиллиона евро на-все-про-все.

Михаил Сидлин узнал у Франсуа Эбеля об особенностях фестиваля:

- Ваш фестиваль очень велик. Но у него нет одной общей темы. Почему?

 — Потому что фестиваль — про фотографию, которая развивается. Он создан, чтобы продвигать новых фотографов. Он старается возрождать фотографов, которые были забыты. Чтобы работать над этой задачей, нужно раскручивать разных фотографов. Я хочу продвигать новые работы, новые тенденции, новые таланты.

- Я считаю, что один из самых важных проектов здесь был сделан для того, чтобы подчеркнуть значение места, — это старинные снимки «королев Арля», торреро, цыган. Возможно ли возродить местное окружение с помощью таких фестивалей, как этот?

 — Мы используем фотографию как социальный язык. И мы пытаемся привлечь местных жителей к работе. В этом году по инициативе Мартина Парра мы раскапывали местные фотоколлекции. Это важно, что мы находимся именно здесь. У этого города — интересная история.

- Существует общая проблема таких фестивалей. Есть большая интернациональная аудитория, которая приезжает специально на фестиваль. Но он не так популярен среди местных?

 — Я думаю, что люди приезжают в Арль, потому что им нравятся рестораны (здесь хорошо кормят), они останавливаются в очень хороших отелях, они ходят делать покупки в магазины. И это все связано с фестивалем, На сам фестиваль работают 200 человек — все они из Арля. В этом маленьком городе больше фотовыставок, чем в любом другом городе мира. Здесь повсюду фотография — даже в парикмахерских. Каждый год у нас один гость — фотограф, который создает фотосерию об Арле. Так что есть диалог.

- Что вы думаете об основном пути современной фотографии? На фестивале представлен широкий выбор — от классических инсталляций Микеланджело Пистолетто до документальных фильмов! Что же это такое — современная фотография?

 — Современная фотография — это та, которая только появляется. Так что если вы знаете, что произошло, — это больше не современно, это классика. Я не могу определить, что такое современная фотография. Если вы даете определение, вы работаете как галерист, который копает рынок и заставляет своих коллекционеров поверить, что это достаточно современно, чтобы покупать. Мы занимаемся не рынком, не маркетингом. Мы говорим о любопытстве. В этом году Мартин Парр показал нам, что любопытство может завести в самых разных направлениях. Например, у нас есть «Королевы Арля» — местный проект — бок о бок с Микеланджело Пистолетто. Ни то ни другое нельзя определить как «классическую фотографию». Вот то, чем мы занимаемся: побуждаем вопросы, провоцируем, заставляем людей думать. Арль — это семинар.

Арль-Москва