Анни Лейбовитц прибыла Москву в мае 2000 года по приглашению Московского Дома Фотографии на открытие своей персональной выставки в Галерее Манеж.
Появление Лейбовитц в Москве было мимолетным. Предвидя краткость своего визита, она приехала "приоткрыть дверь, чтобы затем вернуться". Ее ретроспективная выставка, напротив, очень основательна. Лейбовитц удалось сохранить верность себе в корпоративном мире, на протяжении 20 лет работая в рамках заказа, не оставляющего возможности отойти, подумать, оценить, выбрать.
Лейбовитц выглядит так, будто всегда знает, что делает. Она фотограф, не нуждающийся в комментариях. Поэтому и спрашивать у нее практически нечего. Убеждая людей делать перед камерой невероятные вещи, она все же не просто манипулирует ими - ее идеи передаются объектам съемки. Она способна уместить в одном портрете представления общественности о герое и представления героя о своем предназначении. Вспомните хотя бы Брюса Спрингстина на фоне американского флага или Роберта Редфорда с калифорнийским побережьем за спиной. Лучшие ее работы одновременно точны и немыслимы.
Она смело избрала территорию, на которой легко с треском провалиться. Ее не пугают обвинения в искусственности - существует грань между фальшью и искусственностью, собственно постановкой.
Нельзя сказать, что Анни находится в состоянии покоя - она разрывается между постановкой и реальностью, между фотографированием знаменитостей и наблюдением за тем, как раскрывается мир. Она признается, что лучшие портреты не могут быть поставлены и появляются там, где от тебя ничего не зависит. Когда у тебя есть привилегия просто быть свидетелем. Засилие коммерческих образов и преобладание концептуальной фотографии над документальной расстраивает ее. Но это, возможно, лишь солидарность с молодостью. Правда в том, что отсутствие контроля над ситуацией сводит ее с ума. Делая документальную съемку, она всегда хочет вернуться назад. Ее пугает ощущение предначертанной незаконченности документальной фотографии. Поэтому она почти всегда обращается к фантазии. Для нее существует свой способ репортажа, так же как и свой подход к глянцевой фотографии.
Трансформация стиля Лейбовитц следует за антропологическими изменениями на ее родине. Называя себя "портретистом американской поп-культуры", она тем не менее разрушает наши стереотипы об этой культуре и как бы приглашает: здесь еще есть что узнавать. Добро пожаловать в объятия Америки.
* Анни Лейбовитц в настоящее время работает над созданием выставки "Женщины", которая будет показана в Галерее Коркоран/Corcoran Gallery of Art (Вашингтон), а затем в Международном Центре Фотографии/ICP (Нью-Йорк) осенью 2000 года. Приуроченная к выставке книга выйдет в издательстве Random House: текст в книге написан Сьюзан Зонтаг.