У него ироничный взгляд на повседневность, обыденность, бытовые стороны нашей жизни, взгляд на все, включая то, что мы, часто на подсознательном уровне, даже не замечаем или игнорируем... Первый, кто ассоциируется с этим описанием – Мартин Парр, современный британский фотограф, член легендарного фото-агентства Магнум, автор множества оригинальных и часто провокационных фото-проектов, выставок и книг.

Так кто же он, этот Мартин Парр? Фотограф? А может быть куратор, страстный коллекционер или любящий отец? Что мы знаем об этом человеке?

Мне посчастливилось поговорить с Мартином и задать ему несколько вопросов:

Александр Наану: Итак, Мартин, Вы – фотограф, куратор, коллекционер, кинематографист и отец. Как у Вас получается вместить все это в Вашу жизнь?

Мартин Парр: (Смеется). В общем, я очень рано встаю и очень интенсивно работаю. Я помешан на работе.

Я ничего не упустил?

Вроде бы нет. Куратор, редактор, фотограф... Отец – я раньше никогда не слышал этого в списке! Но почему бы и нет.

А какой пункт – ваш любимый?

Фотограф, конечно. Мое любимое занятие.

Это важнее семьи?

Это не честный вопрос! (Смеемся).

Можете не отвечать...

Нет-нет, я с радостью отвечу. Просто, это не честно. Конечно, семья – это главное! Ну и после этого я – фотограф.

Ваша семья интересуется, чем вы занимаетесь?

Да, но у них нет выбора. Это настолько большая часть моей жизни. Моя жена очень редко ездит со мной куда-либо. Иногда, но редко. Ей не нравится летать, и ей не хочется быть миссис Мартин Парр и просто присутствовать. Так что, она очень аккуратно выбирает. Она меня сопровождает на очень важные мероприятия, но все остальное пропускает.

Ваш ребенок занимается фотографией?

Нет. У меня дочь, и она – шеф-повар, и она не фотографирует.

Ну а теперь переключимся на фотографию. Что вас забавляет и раздражает в этом деле?

Меня, на самом деле, очень мало что раздражает. У меня очень привилегированное положение. Я езжу и фотографирую по всему миру, и мне за это платят. У меня есть поддержка для съёмки этих фотографий, которой я добивался годами. Так что меня тут ничего не раздражает. Даже наоборот, мне фантастически повезло с созданными мною возможностями делиться своими фотографиями.

Итак, большая часть вашей работы – это проекты. Вы снимаете на заказ? Ездите в командировки? Работаете для редакций журналов?

На данный момент я чаще езжу не по заказам журналов, а по приглашению. Это когда приходит предложение сделать фотосерию или, может быть, книгу про какое-нибудь место, а затем представить готовый проект публике в том самом месте. Сначала я еду туда на две-три недели на съёмки, а потом возвращаюсь с презентацией. Также у меня есть свои цели или темы. Это мои собственные проекты, которые я постепенно собираю, и, в конце концов, они тоже превращаются в книги, выставки и так далее. Так что эти два вида деятельности идут параллельно, и иногда пересекаются. У меня всегда много проектов в работе. В следующем (2012-м) году у меня выходят примерно пять книг. Постоянно приходится отсматривать и разбирать съемки, общаться с дизайнером, куратором, организаторами. Это настоящая работа. У меня даже есть собственный офис в Лондоне и два с половиной сотрудника, которые мне помогают все это делать.

Значит, большая часть ваших проектов – это ваши идеи?

На самом деле, это смесь с заказом. Как пример, когда меня пригласили в Атланту, мне никто не говорил, что фотографировать, и это были мои идеи. Заказчик помогал с продюсированием, организовывал доступ. Идеи у меня свои, и у заказчика - свои. Потом, мы строим достаточно плотный график. Я предпочитаю работать в интенсивном режиме. Я снимаю с 8 утра до полуночи каждый день, чтобы максимально отработать ситуацию.

Делаете один проект или несколько одновременно?

У меня всегда в работе несколько проектов, но я не могу снимать больше одного проекта в какой-либо момент времени. Но мне нужно заполнять пробелы в графике. На 2012-й год у меня уже запланировано семь или восемь проектов. Некоторые небольшие и короткие, другие намного больше. У меня очень запутанная жизнь, потому что я очень самонадеян, когда решаю что я могу в неё вместить.

Вы сами ведёте собственные проекты от начала до конца?

Я редактирую собственную работу, но я также часто работаю с редактором, с которым делю этот труд. Почти всегда работаю с командой: дизайнером, редактором и так далее.

Вам чужие фотографии нравятся также как и собственные?

Конечно! Я наслаждаюсь чужими работами и это то, что привело меня к кураторской деятельности. Потому что меня раздражает, когда серьезные молодые фотографы не имеют поддержки для своих работ.

Вы работаете с чужими архивами. Насколько это отличается от работы со своим материалом?

Обычно я не смотрю в чужие архивы, я стараюсь искать новых фотографов и выставлять их и публиковать. И, почти всегда, это уже целостные проекты. Я иногда помогаю с отбором, но я стараюсь не залезать в чужой архив.

А как сочетаются друг с другом фотосъёмка и кураторская деятельность?

Фотография – это основное. Кураторство и отбор – это то, что я иногда делаю рано утром. Или во время поездок. Я только что вернулся из Китая, где часть времени снимал, часть времени работал над своей книгой о Китае, встречался с фотографами, кураторами, ходил по книжным магазинам и книготорговцам, работал со своим партнером в Пекине.

Новые находки, новые люди?

Да, всегда!

Вы ищите новые имена в России?

Я всегда ищу новые работы, и не важно откуда они. В этом смысле Россия ничем не отличается от других стран.

Вы в этой поездке на задании?

Есть коммерческое задание, так же лекции, семинары, и, конечно, для меня это шанс посмотреть то, что тут происходит. Новые альбомы, книги. Я всегда ищу что-то новое.

Судя по архиву Магнума, Ваши первые фотографии в России были сделаны в 1992-м.

Я точно не помню даты, но да, это похоже на правду.

Вы также были России несколько раз после этого: середина и конец 1990-х, начало 2000-х.

Вы знаете мои поездки лучше чем я. (Смеется).

Я просто перерыл Ваш архив на Магнуме. На ваш взгляд, как менялась Россия?

Конечно, Россия стала богаче. Признак богатства – это пробки. И Вы – короли пробок и заторов!

А как же Токио с рекордом на самую длинную пробку?

Нет, Токио – ничто по сравнению с Москвой. Может быть, самая длинная пробка в Токио, но там автомобильное движение никогда не является проблемой, а тут это просто катастрофа!

А что не изменилось?

Россия все ещё остается Россией, слава богу! Еще об изменениях: еда. Хорошая еда тут очень дорогая, но, когда я впервые сюда попал, и мне кажется, это было сильно раньше 90-х, еда была плохой, просто ужасной, почти не съедобной.

Некоторые скучают по той еде.

Я это видел, я понимаю эту ностальгию по коммунистическим временам, это неизбежно, но у меня нет никакой ностальгии по той еде, и я не удивляюсь тому, что московский Макдональдс был таким успешным, когда он впервые открылся в ранних 90-х.

Вы планируете проекты, связанные с Россией?

Пока нет, ничего конкретного, но я бы хотел сделать большую выставку тут. Россия очень энергичный фоторынок полный энтузиазма. Я очень жду того, что произойдет в Хьюстоне в следующем году на полностью русском фотофесте. Россия – это одна из ключевых стран в мире фотографии. Это место, за которым надо очень внимательно наблюдать, это место, где очень неплохо показывать серьезные выставки. Я не знаю когда и как, но я надеюсь когда-нибудь это организовать.

Можете назвать любимых русских фотографов?

Я видел очень много, но мне плохо даются русские имена. В моей коллекции целая полка отдана русским фотографам. Все от Родченко до современных фотографов, но извините, у меня очень плохо с именами.

Давайте сменим тему и поговорим о цифровой эре. Вы ещё снимаете на пленку?

Нет, я уже три или четыре года не снимал на пленку.

В 2007-м году Вы сказали, что Flickr составит огромную конкуренцию для тогдашних агенств таких как Getty Images, а сейчас Flickr и Getty Images это одно и тоже. Каково чувствовать себя пророком?

Пророком?!

Вы же предсказали, что такие сайты как Flickr будут продавать фотографии.

Я плохо помню, чтобы я такое говорил. Я совсем не пророк. Но это вполне логично.

А что дальше?

Цифровые технологии будут расти. Фотография будет расти. Это фантастически демократичное занятие. За то время, что я фотографирую, аудитория фотографии и количество фотографов выросло до невообразимых масштабов. И сейчас с интернетом у всех есть гораздо более простой механизм распространения. Я очень рад распространению фотографии. Я ни в коем случае не считаю это угрозой для себя или для фотографии. Я очень рад, что это происходит. Моей основной аудиторией сейчас могут быть другие фотографы, а это самая преданная аудитория. Конечно, я не хочу быть в гетто. Я хочу иметь самую широкую аудиторию, но я знаю, что фотографы очень преданно смотрят других фотографов.

Вы пользуетесь социальными сетями и фотосайтами для распространения своих фотографий?

Нет, но magnumphotos.com доступен всем, и там 25 тысяч моих фотографий, и если кто-то захочет увидеть много фотографий Мартина Парра, то у него есть такая возможность. У меня есть группа на Flickr'е называется "Martin Parr WE love U" (вместо love – сердечко).

То есть, Flickr не является угрозой для фотографии?

Ни в коем случае, Flickr – это одна из самых интересных платформ, которая есть у фотографов.

Многие фотографы боятся массового притока людей в фотографию.

Да многие боятся, но я этому притоку только рад. Я считаю, что неумно этого бояться, так как самые интересные свойства фотографии – это её постоянный рост и демократичность

А что вы думаете о массовом самиздате и таких сервисах как Blurb?

Отлично, это просто отлично. Одна из особенностей русской фотографии, которая сильно отстает от всего остального мира, – это то, что тут фотографы недостаточно занимаются изданием и раскруткой своих работ, они пока не осознали насколько эффективными и интересными могут быть новые способы распространения. Я надеюсь это в скором времени изменится к лучшему.

Вы сами издаете собственные проекты?

Нет, но это из-за того, что мне очень повезло с тем, что у меня нет недостатка в издателях. Но есть исключения. В прошлом году мы с другом сделали одну книгу на Blurb и это было правильное решение. Мой коллега Иоахим Шмид (Joachim Schmid) регулярно издается на Blurb'е.

Такие сервисы как Blurb заменят книжную индустрию?

Нет, они её дополнят. В Blurb'е издается более миллиона книг в год. Это просто феноменально. И не забывайте про то, что нам нужны плохие книги, чтобы понимать хорошие. Так что вся эта конкуренция и распространение хороши для фотографии, потому что только в сравнении с плохим мы можем оценить хорошее.

На данный момент есть и совсем новые рынки: приложения для таблетов и других мобильных устройств. Вы двигаетесь в этом направлении?

Есть несколько предложений как к Магнуму, так и ко мне на изготовление приложений. У меня нет с этим проблем, но я все ещё считаю, что книга работает именно как физический объект и я знаю, что на последние десять лет пришёлся расцвет интереса к книге, её публикации, коллекционировании. Приложения никогда этого не заменят, но они этот рынок будут дополнять.

За последние несколько лет сильно упали бюджеты, выделяемые на журнальные фоторепортажи. На вашей работе это как-то отразилось?

Конечно, я сейчас гораздо меньше работаю на журналы. Но на замену журналам пришла идея издания собственных проектов, и, как я уже говорил, появились проекты, создаваемые по приглашению. Это во много раз более интересная работа, чем съемка для журнала. Больше свободы, можно более серьезно работать, больше платят, вместо нескольких разворотов в журнале, можно результаты своей работы представить как книгу. По сути это только хорошие новости. Все то, что другие красят черным цветом, я считаю хорошими новостями и прогрессом.

Ну и, подводя итог, ещё пара вопросов. Вы делали какие-либо ошибки за свою карьеру, о которых хотели бы рассказать или от которых хотели бы предостеречь начинающих?

(Смеется). Я не знаю об ошибках.

Совет для начинающих фотографов, или какой первый совет, который Вы даете своим студентам?

Работайте, не покладая рук, и любите то, чем занимаетесь. Будьте честны перед собой. Проблема в том, что большая часть студентов совсем не работает. Они не знают, что такое работать. Проблема с фотографией заключается в том, что она выглядит как очень зрелищная и яркая карьера. Люди думают, что это просто, взял камеру и пошел снимать. Но, на самом деле, в фотографии нельзя скрыть того, сколько труда стоила работа, а, точнее, нельзя скрыть то, на сколько мало труда выло вложено в проект. Это всегда видно. Фотография интересна тем, что это одновременно и самое простое занятие и самое сложное.