Я никогда не писала некрологов. И не знаю, как это правильно делается. Но это и не некролог вовсе. Это рассказ, видимо. О Марлене Матусе, основателе Днепропетровской Школы фотографии. Хотя многие считают, что днепропетровской школы как таковой не существует. Литовская и харьковская есть, а днепропетровской нет. Есть она, просто никто этим серьезно не занимался никогда. Так, вялые попытки. Но я не об искусствоведении сейчас.
Когда-то я сказала Ольге Свибловой, что если бы не Матус – я бы стала не фотографом, а инженером. Реакция Ольги Львовны меня озадачила. Ну, ты бы стала хорошим инженером, говорит. А сейчас я понимаю, что хорошим инженером я бы тоже стала благодаря Матусу. Тут ведь не в профессии дело, а в мироощущении и в отношении к жизни и к тому, чем ты занимаешься. Я ведь не собиралась становиться фотографом, да я и не фотограф, собственно. Среди тех, кто считает себя учениками Марлена Матуса, не только фотографы найдутся. Я невероятно счастлива, что в десятилетнем возрасте познакомилась с Марленом Яковлевичем. Это одна из больших удач в жизни. Бог мне его послал или кто там еще присылает нам учителей. У меня и другие учителя были, конечно. Но Матус – особенный. И фотографии он меня и не учил почти. Я ведь художником хотела быть.
А с Днепропетровской школой фотографии пусть искусствоведы разбираются, если интересно, конечно…
Два года назад мы с Матусом сделали совместную выставку в Днепропетровском художественном музее. Хорошо, что успели. Матус тогда уже очень плохо себя чувствовал. Но сказал мне, что вышел из больницы только потому, что не все еще выполнил обязательства. «Мы же с тобой, Витка, выставку еще не сделали».
И мы успели. Выставка называлась «Жара». А это работы Матуса с этой выставки. Он очень волновался, что останется в истории автором одной серии, «страниц старого альбома». Знаете, бывает такое с актерами - все запоминают только одну роль. Очень хочу, чтобы все увидели еще и эти работы 70х!