Как Вы пришли к фотографии, у Вас же философское образование?
Ой, про это уже писала Ольга Свиблова по моим рассказам. В пионерском лагере вожатая вела фотокружок. И мы с ней запирались в темной комнате, перематывали пленку. Мне это очень понравилось. Так я стал фотографом.
Как Вы разделяете философию и фотографию?
Философия это склонность души. Когда идет редактирование философского текста, фотографическая деятельность утухает совсем. Это параллельные дела.
То есть когда Вы занимаетесь философией, Вы не думаете, что она должна как-то влиять на фотографию?
Ну, слово «думать» относится вообще ко всем этажам психики. И к философии меньше всего. Как раз люди, называющие себя философами, обычно очень слабо думают.
Так я здесь давно. В аспирантуре я учился здесь. Еще с 1976 года наезжаю в Москву регулярно. И не вижу особой разницы между родиной и Москвой. Для меня приехать сюда все равно, что для тебя сесть на трамвай и доехать до Орехово-Борисово. Географической разницы я не чувствую.
Когда у Вас была первая выставка в Москве?
В 1981 году, в редакции журнала «Знание-сила». Реакция публики была очень острой. Ответственные товарищи говорили, что это фашистская фотография. Что сыграло мне на руку молодежи очень хотелось посмотреть на нечто, что так обзывают.
А когда современное искусство перестало скрываться в подполье, как сложились Ваши отношения с московским арт-бизнесом?
Я ни с кем никогда не ссорился, даже когда со мной поступали нечестно. Мне повезло: я работал с профессионалами. Ольга Свиблова любит мои снимки и возит их регулярно за границу. Владимир Овчаренко, владелец "Риджины» заказал мне еще давно серию «Пляж». И профинансировал ее. Надо сказать, что она окупилась на тысячу процентов.
Кураторы когда-нибудь указывали Вам, что снимать?
Да, с Еленой Селиной было так: она сказала мне сними то-то и то-то. Даже предлагала деньги какие-то «возьми, мол, сколько нужно». Но как я скажу? Никогда не знаешь заранее, сколько уйдет. На серию для XL я потратил 2 тысячи долларов. Одна штука ушла на пиво, такси и прочую работу с людьми, а другая на ассистентов.
Они подбирали «актеров», таскали аппаратуру. Получилась, как я это называю, «малобюджетная съемка». Практически маленькое кино.
То есть Вы ощущаете себя кинорежиссером, когда делаете свои серии? И так каждый раз?
Нет, почему же. С петербургской серией все было иначе. Меня пригласил жить и работать в своей студии фотограф Александр Китаев. Образовались какие-то знакомые, тусовка. Мне хорошо, я сижу, пью коньяк. А они на меня набросились: «Давай снимай, ты чего!». Практически изнасиловали меня, так хотелось им сниматься. Люди в Питере без комплексов. Я теток-то раздеваю перед камерой на раз, а тут надо было и парней подраздеть. Так я и слова не успел сказать, сами все сделали. Накинулись на одного: «Мы тут раздетые бегаем, а ты чего в трусах? Ну-ка быстро снял!».
Как же вы так работаете с людьми, что они на все готовы?
Мне часто говорят знакомые, которые наблюдают за процессом съемок со стороны, что как только люди попадают в мой объектив, начинается шоу, театральное действо. Многие недоумевают: «А чего это они у тебя как загипнотизированные, делают все, что ты им скажешь? Как это вообще возможно?».
Вот и я спрашиваю как это возможно? На ваших снимках персонажи выглядят чрезвычайно самоуверенно, будто говорят: «Вот я каков!»
Понимаешь, большинство фотографов интересуют разные вымученные, совершенно неестественные темы. Они стараются людей переломать, поставить в какие-то позы. Меня же интересует только то, что человек сам может и хочет показать. Возьми обычного фотографа, поставь перед ним девушку и спроси: "Будешь ее снимать?» Он ответит тебе: «Ну, у нее талия широковата, и лицо платочком хочется накрыть, и вообще » А мне интересно все! Меня все устраивает! Одно только не годится это когда человек отказывается вставать перед камерой. Логично, да? А если уж он оказался перед объективом, он становится интересен весь, целиком. Он начинает морщиться, и то ему не нравится, и это, начинает разбираться со своими комплексами, сжиматься. И это мне тоже важно.
Моя работа основана на наблюдениях. Мало придумать композиционную схему для серии, она не будет работать без деталей. А детали нужно подсмотреть и найти. И хотя зрительная память у меня отсутствует, когда начинаю работать, все детали как скульптуры в музее встают у меня в голове. В результате у меня полное ощущение, что не я это делаю, а просто так надо. Когда я работаю, я точно знаю, чего хочу, у меня полная уверенность, которая берется неизвестно откуда. Я говорю людям, что делать, куда ногу ставить, как руку вытянуть. Они чувствуют мою уверенность и делают так, как я говорю. Хотя иногда случается переборщить. Как-то раз я одну даму так загнул, что она сказала: «Все, больше не могу». Я прошу ее: «Ну давай еще немного, ну подставь левую коленку под правое плечо». У меня в голове есть картинка, как это должно быть, но она не смогла ей полностью соответствовать (смеется).
Есть ли в Ваших сериях сюжеты, как в фильмах?
Сюжеты как в жизни. Каждая съемка это новая жизненная ситуация. И моя задача состоит в том, чтобы вывернуть ее наизнанку. Как я выворачиваю? Сначала я выбираю степень условности. Если люди зависят от меня финансово, то есть готовы заниматься самыми извращенными вещами перед камерой, я поднимаю планку условности достаточно высоко. Если людей желательно не трогать, но ситуацию надо разломать, то я ищу моменты, когда она ломается. Можно сделать карточку, в которой условности, сделанности, не будет. Но тогда должно быть чувство спонтанности. Работает все от интуитивного чувства момента до полной выстроенности кадра. Но когда должно быть что зависит от стечения обстоятельств.
Кем же вы себя считаете фотографом или режиссером?
Для меня фотография только средство показать что-то большее, что-то, что от нее не зависит. Я, как человек, владеющий словом, придумал себе два самоназвания «съемщик» и «визуалист».
Съемщик это звучит как «пикапер», человек, который снимает девушек.
Ну так и есть. Иногда я не могу пройти мимо девушки без того, чтобы не зацепить ее словом.
То есть, если бы Вы волею судеб научились мазать маслом по холсту, то стали бы современным живописцем?
Э-э-э, да я же все перепробовал! И рисовал, и музыкой занимался у меня целый оркестр был. Просто фотография сразу ко мне пристала как приклеенная. Но я все равно не понимаю, как это многие мои знакомые и коллеги говорят про себя: «Я фотограф». Вот я как раз не фотограф, никогда им не был, и сейчас все меньше и меньше двигаюсь в этом направлении.
Люди часто отказываются сниматься?
Да, отказов много. Но у тех, кто согласился, эйфория от процесса не проходит неделями. Потом, правда, они начинают задумываться «а не повредит ли мне то, как я себя показал?». Я же подолгу проявляю пленки, могу снять, а потом полтора года проявлять. И первая реакция на сделанные фотографии позвонить людям, показать им. И многие сначала радуются, а потом могут и попросить не показывать эту серию.
По-разному бывает. В 1995-м году, который я бы назвал для себя Болдинским было очень много съемок, причем исключительно дамы. Мне звонили, назначали место и время, по многу раз в день. И вот как-то раз я сижу дома, попиваю чаек, настраиваюсь на работу. И тут звонок в дверь. Выхожу в подштанниках, открываю дверь а там девушка стоит. Спрашивает меня, слегка заикаясь «А можно вас застраховать?». «Проходите». Робко так проходит в прихожую: «А можно вас застраховать?». Я говорю: «Фотографироваться будешь?». Она говорит: «Да». Проходит некоторое время, и она внезапно осознает: «Ой, а я голенькая». Поняла, что с ней что-то произошло. Но сам процесс прошел мимо нее.
И таких историй множество. В Йошкар-Оле я работал в рекламе еще в 90-е. И несмотря на то, что дело было серьезное большие деньги, большая ответственность даже на работе удавалось людей раскручивать.
Ваш внутренний аналитик, Ваш «Сергей Геннадьевич», как Вы его называете, как-то оценивает фотографии после того, как заканчивается процесс съемки?
Нет, он молчит в-основном. Иногда скажет про какую-нибудь серию: «Бред полный!». Это значит, что все получилось.
Ваши фотографии неплохо известны за рубежом. Как Вы относитесь к другим русским фотографам, которые популярны на Западе? К Сергею Браткову, Борису Михайлову?
С Михайловым я знаком, отношусь к нему с уважением. Но знаете, я самодостаточный автор, и просто не занимаюсь творчеством других фотографов оно проходит мимо меня. На банкете в честь последней «Аналитической выставки» фотографии, которую я устроил в Йошкар-Оле, я встал на стол на банкете и сказал: «Все, больше я чужими фотографиями не занимаюсь». И никакие Саврасовы, Шишкины и Ивановы отечественной фотографии меня ни на грош не интересуют с тех пор.
Какова реакция на ваши снимки на Западе?
Интерес там больше. Моя фотография популярна, хорошо ложится на сердце зрителю. И реакции разнообразны от восторженного визга до хохота под столом. Поскольку есть ключ обыденности, персонажности, сюжетности все ключи, которые обыденному сознанию понятны фотографии принимают хорошо.
Есть еще один интересный момент. Когда у меня была выставка в Риме, на фестивале, люди подходили к моему стенду и спрашивали: «Это фотография? Вот так она и должна выглядеть?» Современное искусство препарирует фотографию разными способами, и люди забыли, как выглядит фотография, сделанная не как картина, не как объект, а как фотография. И им нравится.
Я вообще считаю современную фотографию заскорузлой, говорящей на птичьем языке. Когда фотограф выдумывает какую-либо систему понятий, интеллектуальное обрамление, которое не опирается на мое зрительское обыденное восприятие, то моя реакция проста: пусть играет.
Насколько Вы одиноки в том, что Вы делаете? С кем из своих современников Вы ведете диалог?
Только с двумя с М. Лодейщиковым, который живет в Йошкар-Оле, и Юрием Лапиным, который в Чебоксарах ходит на завод. Ни наши, ни западные фотографы меня не интересуют.
Может быть, кинематограф Вам ближе?
Я запретил себе смотреть кино в середине 80-х, после того, как у нас в кинотеатре повторного фильма показали ретроспективу Феллини. Очень мало фильмов основаны на изобразительности. Они построены на диалогах, болтовне. Хотя "Земля» Довженко меня просто поразила. Изобразительный фильм.
С Вами не бывает так, чтобы чья-нибудь фотография зажгла Вас, побудила сказать себе: «Я тоже так хочу сделать»?
Меня не зажигает искусство. Мне девушка локоток покажет, и я уже горю.
«Да, кстати», говорит Чиликов на прощанье. «Про пионервожатую я все выдумал. Люблю сочинять!».
ФОТО:
Апрель, 1981. Вильнюс.
Фотография Евгения Лихошерста, 1981.
Опубликовано с разрешения редакции GIF.RU. Полный адрес материала: http://www.gif.ru/persona/4ilikoff/