В последнее время в лентах новостей всё чаще стали появляться кадры с центральных улиц Еревана, где проходят стихийные массовые протесты людей против повышения цен на электроэнергию. Одним из фоторепортёров, активно снимающих эти события, и, пожалуй, одной из самых ярких представительниц фоторепортёрского цеха Армении является Назик Арменакян – автор, в чьих проектах мастерство сочетается со смелостью в выборе тем и гуманизмом.
С самого начала своей карьеры Назик обращала свое внимание на людей, находящихся за границами традиционного патриархального общества. Часто права таких людей ущемляются и у них нет подходящего способа, чтобы заявить о своих проблемах. Фотопроекты Назик нарушают молчание, которым окружена жизнь представителей армянского ЛГБТ-сообщества, больных ВИЧ и армян, выживших во время геноцида 1915 года.
– Назик, сегодня самым известным твоим проектом является серия портретов свидетелей геноцида 1915 года, – «Выжившие». Насколько я знаю, выставку могли увидеть не только жители Армении. Твой проект демонстрировался и в ряде других стран, а также был удостоен гран-при в категории «Люди и лица» на Международном конкурсе исторической фотографии им. Карла Буллы «Эпохи зримые черты» в Санкт-Петербурге в 2009 году. Что происходит с проектом сейчас?
– Сейчас в рамках проекта вышла фотокнига. Как раз завтра приедут две первых копии, отпечатанные одним очень хорошим издательством в Германии! Проект вошел в список мероприятий к 100-летнему юбилею Армении. Уже можно с уверенностью сказать, что это будет первая очень серьезная книга документальной фотографии в стране. Сам проект является ярким примером документальной фотографии. В нём запечатлена история народа как совокупность историй людей, ощутивших на себе то, что произошло 100 лет назад с армянами. Известный армянский философ Марк Ншанян написал для книги предисловие – интересный насыщенный текст о документальной фотографии, своеобразное эссе о том, что она собой представляет и каким образом может запечатлеть историю народа. В общем, скоро у меня появится много ответственных дел по организации презентации книги, ее продажи, распространению, демонстрации на фестивалях и конкурсах.
– А как получилось, что после такого масштабного проекта ты начала снимать «Штамп одиночества» – историю закрытой, маргинальной группы людей из маленького ЛГБТ-сообщества в Ереване? Несмотря на то «Штапм одиночества» в чем-то глубинно сопоставим по своей тематике с «Выжившими», он очень отличается в визуальном плане. Как получился этот переход от «Выживших» к «Штампу»? И как на этот переход отреагировало сообщество?
– Ты очень интересную вещь сказала. Можно я перед своим ответом тоже задам тебе вопрос? Мне интересно узнать, а в чем они похожи? Что ты нашла похожее?
– Мне кажется, что проекты близки по своим темам. В основе каждого из них истории людей, выживших в буквальном смысле слова. Как я понимаю, ЛГБТ-сообществу приходится очень тяжело в Армении. У меня есть каталог с фотографиями группового проекта «mOther Armeina», где представлены серии, снятые армянскими женщинами-фотографами, среди которых меня особенно впечатлили работы Анаит Айрапетян, раскрывающие проблемы насилия в семье и роли женщины в традиционном армянском обществе. Рассматривая эти снимки, становится ясно, что вы живете с очень патриархальным общественным строем, поэтому, как мне кажется, людям из различных меньшинств, ЛГБТ-сообществу в частности, действительно приходится выживать… буквально каждый день.
– Да, так и есть. Ну смотри, Ольга. Мне самой всегда было очень интересно снимать про людей. Все, что я снимаю, все, что исследую, о чем рассказываю с помощью фотографии, в основном представляет собой истории. Это истории конкретных людей, очень личные по своей сути. Мне нравится узнавать, открывать для себя что-то о других. Оба проекта не были изначально запланированы. Получилось, что я приступала к съемке, постепенно вовлекаясь, находя то, что меня действительно задевало за живое. Со временем я понимала, что хочу идти дальше и дальше.
Тема «Выживших» заняла у меня десять лет работы. Но это не значит, что я постоянно находилась в съемке: один год больше снимаешь, другой – собираешь информацию или редактируешь фотографии. Но я не могу быть все время в одной и той же теме, поэтому постепенно стал расти второй проект – «Штамп одиночества».
Меня всегда очень интересовало, существует ли в Армении ЛГБТ-сообщество, и что оно собой представляет. Я хотела сама найти людей, познакомиться с ними, посмотреть, как они живут, с какими проблемами ежедневно сталкиваются. Сначала у меня не было вообще никаких знакомых, и, честно говоря, я не представляла, какие трудности меня ожидают. Я знала, что мне будет трудно. Просто не знала, что настолько. Проект изначально не был никак связан с бумом в прессе. Он случайно совпал с волной негатива, которая поднялась в армянском обществе и вылилась в агрессивных выпадах националистов. Многие выражали удивление: как можно одновременно снимать фотографии для «Выживших» и это. Но я не чувствовала никакого противоречия. Если меня что-то волнует, я это снимаю. И этот процесс никак не связан с финансированием. Все мои проекты я снимала сама, самостоятельно находя и тему, и деньги. Я предпочитаю быть абсолютно свободной от всего, от всех «дэдлайнов». Сначала мне важно понять, что я хочу снимать, почему я хочу это делать и как я потом собираюсь нести эти фотографии в публику. А потом, конечно, начинаются трудности…
Мне очень важная моя персональная свобода. Равно как и крайне важно не навредить человеку, который мне доверился, не нарушить его спокойствие. Именно поэтому очень долго публикации фотографий обсуждаются с теми, кого я снимаю. Конечно, любые фотографии нужны для того, чтобы показывать их публике, но все-таки есть свои условия. Ты знаешь, в моей жизни был период, когда на меня обрушилось очень много негатива. После появления в прессе некоторых снимков из «Штампа одиночества» многие отрицательно восприняли тему, которая мною была поднята, писали очень плохие вещи. У меня была депрессия, я очень переживала, но потом поняла, что все-таки очень важно было начать эту дискуссию. Я понимаю, что люди не готовы видеть фотографии. Люди не готовы видеть фотографии с войны, с протестов, фотографии насилия, но все же эти темы продолжат снимать!
В то же время существуют фотографии, которые призваны изменить наше восприятие, ту «картинку мира», которую мы придумали, веря в то, что жизнь – именно такая. Такая фотография приносит людям новое восприятие, новые представления о скрытой жизни. Так, я вижу фотографию как попытку что-то изменить. И если то, что я делаю, наталкивается на негатив, то это ведь тоже изменение! Это шаг к началу дискуссии, повод начать говорить о том, что мы видим на фотографии. И эта дискуссия не обязательно должна быть позитивная.
– Назик, ты ведь показывала проект «Штамп одиночества» в Армении только в средствах массовой информации? Выставки самого проекта не было?
– Я напечатала книгу, которой сейчас нет в продаже, потому что ее украли из книжного магазина. Появление «Штампа одиночества» также вызвало очень много шумихи и слухов в социальных сетях. Один бывший политик начал преподносить информацию о книге таким образом, что ее стали воспринимать как пропаганду. «Это все запад! Иностранные гранты!» – заявлял он. В конце 2013 года в Ереване состоялась выставка проекта, но она длилась всего один день, и ее смогли увидеть только приглашенные люди, то есть показ был закрытым. Ни одна столичная галерея не дала свое согласие на проведение выставки об ЛГБТ, так что мы просто развесили фотографии в обычной квартире.
– То есть, армянское общество пока не готово признавать равные права для всех своих граждан?
- Нет, конечно. Это очень болезненный вопрос, решение которого займет еще очень много времени. Многое еще предстоит сделать и не только по отношению к сексуальным меньшинствам, но и к другим меньшинствам, да и, вообще, друг к другу.
– А где в мире зрители могли видеть этот проект?
– «Штамп одиночества» был показан в 2013 году на китайском фотофестивале и в 2014 – в Гонконге в рамках международного фотофестиваля.
– Какова была реакция со стороны иностранной публики? Чем интересовались, в основном? Много было вопросов?
– Очень много и разных! Там я практически каждые десять минут давала интервью. Интерес к проекту был действительно очень большой! И, конечно, он тронул очень многих. В проекте они как раз и увидели то, что не смогла разглядеть армянская публика – тот самый «штамп одиночества», который я вынесла в название. Все фотографии довольно драматичные, как зазеркалье жизни ЛГБТ-сообщества в Армении.
– В одном из своих интервью ты сказала, что тебе нужно было вникать в прошлое героев, чтобы понять, какие они сейчас. Общаясь со многими представителями ЛГБТ-сообщества, какую картину их жизни ты смогла составить?
– Об этом более детально написано в самой книге, там я откровенно говорю о всех своих переживаниях, трудностях, о том, через что я прошла как человек и как фотограф. Кроме того, там представлены и персональные истории моих героев, которые я предпочла не анализировать. Каждый читатель может сделать свой вывод: откуда это все идет, почему и как.
– А что было самым сложным при работе над проектами «Выжившие» и «Штамп одиночества»? Сбор информации, получение доверия и уважения этих людей для установления с ними контакта? И в чем были особенности самой работы над этими двумя проектами?
– Вообще, во всех проектах самым сложным мне видится выстраивание отношений с людьми. И это дается непросто. Я люблю работать над долгосрочными проектами, мне важно сохранять отношения с людьми на протяжении длительного периода времени, все время иметь «допуск» в их личную жизнь. Однако, также важно не стать с ними близкими друзьями, чтобы тебя продолжали воспринимать как человека, снимающего их жизнь. И вот это доверие, с одной стороны, и дистанция – с другой, и есть самое сложное, к чему нужно стараться прийти. И этого никак не добьешься, просто делая снимки. Невозможно просто нажать на кнопку затвора – и раз! – у тебя уже есть доверие!
Как в первом, так и во втором проекте я очень долго ходила, разговаривала с людьми, искала контакт. Трудность «Выживших» заключалась в том, что все эти люди были очень взрослые. И каждый раз я чувствовала близость их смерти. Ведь действительно для 90% этих людей мои фотографии стали последними, равно как и интервью, которые они успели дать. Многие из них умерли в течение этих 10 лет моей работы над проектом. Одну «выжившую» я уже сняла в гробу, положив ей на подушку фотокарточку ее молодости. Конечно, интерес к проекту был очень большой, но и трудности, с которыми я постоянно сталкивалась, тоже большие. Хочешь идти вперед, открывать и видеть больше? Тогда будь готов жертвовать многим, но делай это с большой внутренней любовью! Ведь люди чувствуют, если ты делаешь что-то просто так, спустя рукава, они всегда чувствуют наше отношение. И когда они видят, что ты пришел не один раз, не теряешься, а заходишь к ним даже просто так, попить кофе и пообщаться, они начинают тебе доверять. Как писала Сьюзан Зонтаг, важно следовать за болью другого человека. Именно тогда фотография и будет иметь больше смысла, превращаясь не только в часть твоего персонального архива или даже архива истории твоего народа. Она будет нести моменты сострадания.
– В твоей биографии указано, что ты вела курс фотожурналистики в одном из армянских университетов. Как ты можешь описать сегодняшнее состояние фотографии в своей стране?
– На протяжении трех лет я преподавала фотожурналистику в университете Гладзор в Ереване у студентов первого курса. Мой предмет шел у них во втором семестре, и я ничего не могла с этим сделать. Дело в том, что моими студентами были шестнадцатилетние и семнадцатилетние ребята, которые только что окончили школу и пока знали очень мало о журналистике. Они просто не понимали, о чем шла речь. Поэтому я решила сберечь нервы и отказалась от преподавания.
– Самая большая сложность в области фотожурналистики заключается в том, что у нас фактически нет рынка, отсутствуют печатные издания документальной фотографии. Понимание фотографии только начинает развиваться, есть буквально два-три сайта, которые имеют своего фотожурналиста. Остальные предпочитают давать маленькую фотокамеру журналисту и ждать от него снимков. Кроме того, меня очень бесит, что многие издания предпочитают иллюстрировать текущие тексты бессодержательными фотографиями, взятыми из google search. Найдут, скажем, фотографию ножа в крови и иллюстрируют ею статью о каком-нибудь происшествии. Также есть очень большой вопрос в области копирайта, издания часто позволяют себе красть снимки с фэйсбука или у других сайтов, вырезая то место, где указан копирайт. Но также могу сказать, что и положительные тенденции также имеют место. Появляется очень много женщин-фотографов, молодых фотографов, которые, например, прямо сейчас вот спят на улицах, снимая массовые протесты в Ереване.
– Ты сказала, что в Армении много женщин-фотографов. Как так получилось?
– Когда я начинала в 2002, я была единственной женщиной среди взрослых мужчин и молодых парней, которые твердили мне, что в этой профессии нет места для женщины. Должен был пройти целый год, чтобы они начали ко мне более-менее серьезно относиться, видя, что можно и ребенка растить, и работать. Два года спустя в Кавказском институте открылся курс фотожурналистики совместно с World Press Photo, во главе с известным армянским фотожурналистом Рубеном Мангасаряном, который вызвал очень большой интерес. Как раз после этого курса появился как минимум десяток активно снимающих женщин-фотографов. Одним из примеров работы женщин-фотографов стала как раз выставка «mOther Armenia», которая объединила документальные проекты десяти армянок, представивших публике «другую» Армению.
Вообще, фотография в Армении всегда была очень развита. Но, как мне кажется, крайне важно, чтобы фотография была не только очень высокого качества, но и была видимой, то есть выходила за рамки границ своей страны. Можно сказать, что последнее время у нас было затишье, но мы планируем серьезно заняться работой, в том числе и в рамках созданного женщинами фотоколлектива «4 PLUS». И главной нашей целью на сегодняшний день является вывод армянской женской фотографии из локальной изоляции на мировой уровень.
В прошлом месяце мы организовали просто сумасшедшую лекцию фотографа, основателя «VII Photo Agency», Джона Стенмайера. В глухом армянском селе, куда он приехал снимать, в огромном спортзале, который не ремонтировался, наверное, еще со времен развала СССР, Джон прочитал жителям этого села и фотографам потрясающую лекцию! Он показал всем нам фотографии, сделанные им за 25 лет профессиональной карьеры в разных уголках мира. Так, простые сельские жители, сидя рядом с фотографами, которые примчались туда со всей Армении, услышали истории, которые, я уверена, мы все будем помнить всю жизнь! И именно в этом я вижу нашу основную задачу на сегодня. Нам нужно распространять фотографию, нам нужно учить людей видеть ее, смотреть фотографии, читать их, воспринимая снимки как частицы реальности.
Назик Арменакян родилась в 1976 году. С 2002 она стала работать фотожурналистом в новостном агентстве «Armenpress News», а позже в журналах «Yerevan» и «Forum», а также в качестве внештатного корреспондента сотрудничала с агентствами «France-Presse (AFP)» и «Reuters». В настоящее время ее основное место работы – сайт ArmeniaNow.com
В 2004-2005 она училась на курсе фотожурналистики, организованном Кавказским институтом совместно с World Press Photo в Ереване. С 2007 Назик отдает предпочтение работе над долгосрочными документальными проектами, один из которых («Выжившие») в 2009 году был удостоен гран-при в категории «Люди и лица» на Международном конкурсе исторической фотографии им. Карла Буллы «Эпохи зримые черты» в Санкт-Петербурге. В 2011 году Назик Арменакян стала стипендиаткой программы агентства Magnum в области прав человека, получив возможность стажировки в Нью-Йорке, США. В том же году она получила от организации «Open Society Foundations» денежный грант для реализации своего второго масштабного проекта, посвященного ЛГБТ, над которым на тот момент она работала уже год. Назик – автор двух фотокниг, участница ряда выставок в Армении и за рубежом, а также одна из основательниц центра документальной фотографии «4 Plus», созданного для развития армянской фотографии.
Персональный сайт фотографа - http://www.nazikarmenakyan.com/