Monica Allende © Mauro Bedoni

Моника Альенде – лондонский куратор, продюсер и преподаватель занимает в этом году место директора Международного фотографического фестиваля «Формат», заменив ушедшую в декретный отпуск Луизу Клеменс, и одновременно является арт-директором фестиваля Getxophoto на своей родине в Бильбао. Прежде она была фоторедактором в журнале «Сандей Таймс» (Sunday TimesMagazine), где она основала «Спектрум» (Spectrum), фотографическую рубрику. Это интервью было впервые опубликовано в мартовском выпуске Британского Фотографического Журнала (British Journal of Photography)

 

Я всегда была очень самостоятельной. Я не склонный к самокопанию, не особенно ранимый индивидуум, верящий в общественное согласие, что является результатом моей и моей семьи жизни в Басконии.

Я полюбила этот город с первого появления в нём. Каждый день я чувствую, что Лондон вдохновляет меня; каждый день я открываю что-то новое, что можно увидеть, услышать, обсудить или исследовать. Это место, где можно быть тем, кем тебе нравится, пока ты нормально ведёшь себя. Брексит несколько разрушил это чувство, когда я хотела провести в Лондоне всю жизнь.

Почему я ушла из фоторедакторов? Я хотела бы работать в команде, в журнале новостного плана, находя истории, о которых общество должно узнать, особенно в нынешнее время, с его псевдо-новостями и дезинформацией. Но время, когда визуальная журналистика, копающая «в глубину», заказывалась и поддерживалась СМИ, ушло. Поэтому пришло время уходить и мне.

Меня возмущает не недостаток честности. Скорее, это недостаток ответственности, этического кода в передаче информации – или даже вообще отсутствие понимания, что это такое. Есть такой коллективный страх, вызванный не сдерживаемым потоком насилия в культуре и падение качества от нежелания видеть и понимать.

Фоторедактор был визуальным журналистом, с такой же ответственностью и влиянием, как и любой другой редактор, заказывающий материал. Теперь его роль деградировала до того, что вместо продюсирования и подбора материала от репортёров он занимается поиском в Вебе картинок для затыкания «дырок» в тексте.

Я горжусь фоторубрикой «Спектрум» в журнале «Санди Таймс».

Я никогда не прекращала верить, что высококачественная визуальная журналистика и провокативная фотография могут быть по достоинству оценены большинством читателей, что бы не думали об этом редакторы. Было огромным вызовом противостоять этому наводнению фотографий селебрити, тревел и прочих легковесных картинок, но я всё доказала, создав «Спектрум». К сожалению, то, на придумывание и создание чего ушли годы, было практически полностью разрушено через месяц после моего ухода.

Самый сложный вызов при работе в фотографии – это сдерживать себя. Происходит постоянное развитие технологии, различных новых способов и платформ для представления рассказа, истории.

Выбор приносит дополнительные возможности. Но в то же время, возникает вероятная угроза утонуть в их избытке. Как вы можете сконцентрироваться на глубокой разработке темы, если вы всё время скачете за новыми трендами, предлагаемыми рынком?

Каждое действие имеет продолжение и требует понимания своей ответственности за это.

Меня пугает идея бесцельного существования. Если мы пришли на эту планету, чтобы есть, размножаться и вытеснять другие виды, лучше бы нам не появляться.

Виртуальный мир – наименее впечатляющая часть моей жизни. Социальные медиа – это рабочий инструмент, но мне не хочется оставаться там дольше, чем требуется. Я всегда страдала от излишней публичности. Где бы я не была, я всегда общалась и разговаривала с людьми, окружающими меня в реальности. И узнавала много интересного и поучительного.

Нам надо развеять некий фетишизм, создавшийся вокруг технологий, и больше владеть собой. Технологии должны работать для нас, улучшая нашу жизнь, и никак иначе.

Будущее фотографии? Я не уверена в том, что касается терминологии и технологии, и не особо заморачиваюсь на эту тему. Но визуальное повествование в том или ином виде, несомненно, будет существовать. Мы общаемся с помощью изображений тысячи лет.

Мой интерес к фотофестивалям довольно философский. Я хочу развивать прямой контакт с сообществами, обсуждая темы, важные для нас всех, от глобальных до локальных. И фотографический фестиваль – идеальный формат для этого.

Новые технологии приносят новые созидательные и коммерческие возможности для уже созданных проектов, проведённой работы. Старые структуры замещаются новыми способами подачи и экспериментальными платформами. Что-то может остаться. Что-то уйдёт. Любое экспериментирование ведёт к персональному развитию и созидательному росту.

Перевод с английского Александра Курловича