Стенли Грин (Stanley Greene), начинавший со съёмки музыки и моды и ставший позднее одним из ведущих военных репортёров, умер в Париже в 68 лет. Один из основателей фотографического (и принадлежащего авторам) агентства Noor Images, он уже несколько лет страдал от рака печени.
Мистер Грин, один из немногих Афро-Американских фотографов, работавших на всемирной арене, был известен за свои грубо и брутально честные съёмки войн, включая конфликты в Чечне, Грузии, Афганистане и Ираке, которые часто были «болевыми», чтобы широко публиковаться.
«Вы хотите сидеть в удобном кресле со своей утренней газетой и черничным кексом, и вы не хотите видеть фотографии, которые испортят вам утреннее настроение», сказал он в интервью «Lens» в 2010 году. «Это работа журналиста, портить вам утро».
Стремление мистера Грина всегда говорить чистую, «непричёсанную» правду распространялось на его восприятие этических принципов фотожурналистики. Он был похож на пророка из Ветхого Завета, который провозглашает правду, не заботясь о последствиях. Он восставал против использования Фотошопа для изменения новостных фотографий, говоря, что таким образом они превращаются в «комиксы». И он презирал авторов, делающих постановочные фото для воссоздания моментов, которые они по той или иной причине пропустили.
«Публика потеряла веру в СМИ», говорил он в 2015 году. «Мы должны быть послами правды, мы должны держаться высочайших стандартов, потому что публика больше не доверяет прессе. Нас считают торговцами страданием, а это плохая репутация».
Мистер Грин когда-то мечтал стать художником, как Матисс, или музыкантом, как Джими Хендрикс, но он открыл свой «инструмент правды», впервые взяв в руки камеру, рассказал он Майклу Кэмберу в интервью для «Lens» в 2010 году. Мистер Кэмбер, сам бывший военный фотожурналист и автор книги «Фотожурналисты на войне: Нерассказанные истории из Ирака», сравнил мистера Грина с джазовым музыкантом.
«Стенли – как Чарльз Мингус в фотографии», сказал мистер Кэмбер, основатель Центра Документалистики в Бронксе (Bronx Documentary Center). «Стенли подчиняется велениям своего сердца, своим чувствам. Его фотография – поток впечатлений, поток сознания. Стенли жил на переднем крае, всегда, всё время. Он ничего не откладывал на будущее».
Мистер Грин удостоен за свою работу многих наград, в числе которых Грант Юджина Смита в 2004 году, «Visa d’or Award» «за достижения в течение всей жизни» в 2016 и 5 наград World Press Photo. Среди его книг – автобиографическая «Чёрный Паспорт» (Black Passport) и книга о Чечне «Незаживающая Рана: Чечня 1994-2003» (Open Wound: Chechnya 1994-2003). Энн Такер (Anne Tucker), бывшая куратором фотоколлекции Музея Изящных Искусств в Хьюстоне, включила его работы в проект «Война/Фотография» (War/Photography), состоящий из экспозиции и книги.
«Мы должны отметить силу его взгляда, его способность заключать события в рамку кадра – понять историю и изложить е визуально – так же, как его мужество и стойкость», говорит Энн Такер. «Он был одним из тех журналистов, которые готовы идти под пули ради освещения событий».
Кем, по её словам, он не был – это хорошим селф-промоутером. «Он заботился об истории, он заботился о событиях, о том, чтобы правильно их показать», объясняет она.
Стенли Грин родился в Бруклине в Валентинов день 1949 года и вырос в Нью-Рошелле, штат Нью-Йорк. Его отец, тоже Стенли, был актёром и продюсером, кинооператором и режиссёром. Его мать, Джавоти Саттон Грин (Javotee Sutton Greene), была актрисой. Его отец, бывший также активистом, посвятившим себя продвижению «чёрной» культуры. В 1950-х он попал в «чёрные списки» как коммунист, и получал лишь эпизодические роли. Однако, он всё равно надеялся, что его сын станет актёром.
У него было «в чём-то привилегированное, но и травматичное детство», говорит его давний друг Джулс Аллен. «Было неутолимое одиночество, но и возможность хотя бы частично выразить свою боль через фотографию».
В подростковом возрасте он примкнул к «Черным Пантерам», и был активистом антивоенного движения. Его мечты стать художником привели Грина к фотографии, и толчок к этому дал прославленный фотожурналист Уильям Юджин Смит.
В 1970-х, мистер Аллен и мистер Грин открыли фотостудию и фотолабораторию в Сан-Франциско, пока мистер Грин изучал фотографию в Сан-Францисском Художественном Институте и фотографировал местную музыкальную сцену. Среди его ранних работ – «Западный фронт», хроника городской панк-сцены 1970-хи 80-х.
Он выглядел, как один из персонажей своих историй. «Стенли был панк-рокером. Ездил на «Мустанге»», рассказывает мистер Аллен. «Он носил чёрную кожаную мотоциклетную куртку, чёрный берет, два галстука, трое часов и четыре браслета, а также две большие камеры и патронташ («пулемётную ленту») с плёнкой через грудь».
Мистер Грин работал рекламным фотографом в 1980-х и переехал в Париж, где позднее присоединился к агентству «Ву» (Vu). Он постоянно путешествовал, работая в основном в Африке и бывшем СССР. Он был единственным Западным фотографом в Белом Доме в России во время попытки переворота против Президента Бориса Ельцина. Оказавшись внутри, как в ловушке, несмотря на артобстрел и ружейный огонь, он продолжал работать в здании, и две фотографии с этой съёмки впоследствии получили награды World Press Photo.
«На самом деле, когда я ожидал, что погибну, это придавало мне смелости», говорил он «Lens» в 2010 году. «Смелость – это контроль над страхом. Я думаю, этот случай – один из тех, что закалили меня. Я совсем не герой, но раз я ввязался в историю. Я должен увидеть её целиком».
Знакомство в Москве с Кадиром ван Лохуйзеном, также участником агентства «Ву», послужило началом близкой дружбы, нашедшей продолжение в агентстве «Нур» (Noor). «Он всегда был для меня старшим братом», сказал мистер ван Лохуйзен в недавнем интервью. «Стенли мой старший брат, а «Нур» – его семья».
Агентство родилось из бесед этих двух фотографов, часто работавших рядом.
«Стенли и я хотели быть независимыми во время перехода с аналога на цифру и от многих небольших агентств к нескольким крупным», говорит мистер ван Лохуйзен в интервью. «Мы верили, что визуальная история ценна более, чем всегда, и нам нужно вооружить корабль и вести его в нашем собственном направлении».
В «Чёрном Паспорте», мистер Грин откровенно рассказывает о том, как он чувствовал себя, фотографируя истории о насилии или катастрофе в Руанде, Гаити или Новом Орлеане. Он так же откровенен и в рассказе о своей жизни, включая его браки и многочисленные любовные истории. Его коллега по «Нур» Нина Берман (Nina Berman) описывает его как «безнадёжного романтика, всегда готового безумно влюбиться – и получающего очередной шрам на сердце».
Он был «снисходительный и великодушный наставник» и учитель для молодых фотографов, добавляет она, и один из «слишком немногих» Афро-Американских фотографов, приобретших международное имя.
Не удивительно, что, заплатив весьма немалую эмоциональную и персональную цену за свой подход к работе, вместе с физической опасностью, он отговаривал других от следования этому пути.
«Хотя меня бомбардируют письмами молодые фотографы, спрашивающие, как стать военным корреспондентом, я отвечаю им, «потратьте жизнь», пишет он в "Чёрном паспорте"». «Если они настаивают, я рассказываю им о последствиях и говорю, что в этом нет счастья».
Даже когда его здоровье начало сдавать, мистер Грин продолжал работать, вернувшись месяц назад из путешествия по дорогам Северной России, где он вместе с Марией Турченковой начал проект, посвящённый 100-й годовщине Российской Революции.
В конце «Чёрного паспорта», мистер Грин говорит о центральном положении рассказывания историй в человеческом опыте. Войны идут, говорит он, потому что люди имеют разные взгляды на одну и ту же историю.
«Фотография – это мой язык, и она даёт мне возможность сказать то, что иначе не будет сказано», говорит он. «Юджин Смит сказал мне, что видение это дар, и ты должен что-то отдать в ответ.
Он преследовал меня таким образом. Меня привлекает не «пиф-паф», этого не было никогда. В конце концов, эта история не о смерти, это история о жизни. Главное – это попытка понять, почему люди ведут себя так, как ведут. Вопрос в том, почему? И иногда, единственный способ разобраться, это пойти туда, где всё происходит. Вчера соседи болтали через забор, а сегодня они стреляют друг в друга. Почему мы не считаем жизнь драгоценностью, а вместо этого мы, без преувеличения, просто упускаем её сквозь пальцы?»
Перевод с английского Александра Курловича