Портрет двух неизвестных старателей. 1860, ферротип неизвестного автора, из экспозиции «Золото и Серебро: Образы и Иллюзии Золотой Лихорадки»

Люси Лебар переехала в Оттаву, чтобы принять новый вызов – управление Канадским Институтом Фотографии в Национальной Галерее Канады, при частичной поддержке влиятельного Архива Современного Конфликта.

Люси Лебар пересекла Атлантику, чтобы встать к рулю новоиспечённого Канадского Института Фотографии (Canadian Photography Institute (CPI)) после пяти лет работы директором коллекции и куратором Французского Общества Фотографии (Société Française de Photographie) – ассоциации, основанной в 1854 году для фиксации и популяризации нового медиа, и являющейся старейшей из подобных организаций в стране. CPI заполнил пустоту, образовавшуюся после закрытия Канадского Музея Современной Фотографии в 2009 году. Это стало возможным благодаря поддержке Шотландского Банка, Архива Современного Конфликта и Фонда Национальной Галереи Канады. Теперь фотографические отпечатки имеют свой дом, площадью около 600 квадратных метров, в Национальной Галерее Канады в Оттаве, и CPI получил мандат на поддержку местной визуальной культуры, воспитание и защиту Канадской фотографии.

 

Т. Денхардт, 22 Февраля 1898. приписывается Чарлзу Уэсли Мэттерсу. Из экспозиции «Золото и Серебро: Образы и Иллюзии Золотой Лихорадки»

Портрет молодого человека в шляпе и подтяжках. 1950, дагерротип, автор неизвестен. Из экспозиции «Золото и Серебро: Образы и Иллюзии Золотой Лихорадки»

Британский Фотографический Журнал (BJP): В твоей биографии читаем: «Специалист в научной и документальной фотографии, а также в фотографических техниках, её работа заключается в «вынесении на свет» малоизвестных коллекций и их дальнейшем сопровождении и поддержке». Что привлекло тебя в CPI?

Люси Лебар: Когда я впервые познакомилась с Институтом и его перспективами, я была впечатлена. Как человека, мечтающего создать пространство для широкого набора фотографических практик, подходов и жанров, я словно увидела райское место, где делается именно это! Иллюстрирацией является разнообразие коллекции. Национальная Галерея Канады начала коллекционировать фотографию полвека назад, и приобретала фотографии наиболее значимых, основополагающих авторов. Среди ник – Генри Фокс Тальбот (Henry Fox Talbot), Эдвард Мейбридж (Eadweard Muybridge), Йозеф Судек (Josef Sudek), Диана Арбус (Diane Arbus), Лизетта Модел (Lisette Model), Уолкер Эванс (Walker Evans) и другие. Незадолго до моего прихода на новую должность я собирала антологию великих фотографов 20 века для издательства «Лярусс», и бОльшая часть из выбранных мной 56 работ находится в хранилищах CPI.

И это ещё не всё. Мы также управляем коллекцией размером примерно в 160 000 работ, принадлежавшей ранее Канадскому Музею Современной Фотографии, которая включает большую подборку фотографий из коллекции Национального Киноархива, просто золотую жилу для исследователей истории страны и народа, и работы современных Канадских авторов. Более того, со времени своего создания в 2015 году, CPI получил несколько крупных дарений – наиболее значительное от Архива Современного Конфликта, включающее более 11 000 дагерротипов, книги и тематические объекты из коллекции «Происхождение фотографии» (Origins of Photography collection). Многие из имён авторов этих изображений утеряны, так что и сами изображения могли быть проигнорированы институциями, придающими авторству важнейшее значение.

Короче говоря, CPI уникален в том, что он «поженил» музейную коллекцию с архивным и национальным хранилищем. Это и впечатлило меня.

Просека 5. Андреас Руткаускас. Из экспозиции «Между друзьями»

Какие трудности приходится преодолевать при работе и презентации такой разнообразной коллекции?

Наши трудности – такие же, какие стоят перед любой культурной институцией. Они включают поиск пространства для правильного хранения доверенных нам работ, способов обеспечения их сохранности. При этом я имею в виду, что экспонаты должны показываться публике и академическому сообществу, так как это стимулирует мысль и познание. Мы также должны помнить о податливости фотографии, о том, что значение и использование отпечатка могут меняться со временем.

Памятуя об этом, мы создали исследовательское содружество и пригласили вступить в него кандидатов с разным бэкграундом. Первая когорта включала историка искусства, заинтересованного в использовании фотографий по теме Национального Киноархива, для изучения того, как строится национальная идентичность. Вторым был диссертант–химик, фокусирующийся на сохранении дагерротипов, и исследователь, занимающийся, среди прочего, французскими фотографами-«примитивистами».

Как вы примиряете двойственность программы CPI, в которой значится и «изучение фотографии во всех видах и формах» и «повышение узнаваемости Канадской фотографии и её авторов»?

Эта двойственность отражена в нашей выставочной программе. Мы делаем большие экспозиции, посвящённые разным сторонам Канадской фотографии, и в то же время – выставки, посвящённые различным аспектам современности, тоже волнующим канадцев. Например, летом была большая экспозиция «Фотография в Канаде 1960-2000». Весной мы планируем выставку, посвящённую 50-летию коллекции фотографии Национальной Галереи  Канады. В промежутке же, мы фокусируемся на различных тематиках, тоже резонансных с национальной точки зрения, таких как иммиграция, границы, территориальная экспансия.

Осенне-зимняя экспозиция включает «Золото и Серебро: Образы и Иллюзии Золотой Лихорадки», важнейший момент в истории Северной Америки, как и её фотографии. Я как-то читала письмо, написанное Сэмюэлом Морсом (Samuel Mors) после того, как он посетил Луи Дагерра (Louis Daguerre) в марте 1839, где он сравнивает его работы по совершенству с живописью Рембрандта. Когда я смотрела дагерротипы времён Золотой Лихорадки, я поняла, что он имел в виду. Тона на этих работах невероятны, и деталировка фантастична.

Округ Тихуана – Сан-Диего 3, граница Мексики и США. Из экспозиции «Frontera»

Одновременно, мы показываем выставку «Frontera» («Граница»), которая сосредоточена на границе Мексики и США. Она включает работы живущих там авторов, Джеффри Джеймса (Geoffrey James) и Марка Раведела (Mark Ruwedel), чьи работы часто касаются вопросов культурного ландшафта, и их современников из разных стран, таких как Пабло Лопес Лус (PabloLopez Luz) (Мексика), Алехандро Картахена (Alejandro Cartagena) (Мексика), Адриен Миссика (?) () (Швейцария), Кирстен Люс (Kirsten Luce) (США), Герман Даниэль Шварц (German Daniel Schwarz) (США). Параллельно, наше экспериментальное пространство PhotoLab, показывало выставку молодого Канадского автора Андреаса Руткаускаса, который фотографирует американо-канадскую границу. Его работа вдохновлена книгой «Между друзьями» (Between Friend/Entre Amis), изданной в 1975 году Национальным Киноархивом.

История фотографии в Канаде довольно молода, как и сама страна. Это сильно отличается от того, что ты видела во Франции?

В самом деле, это просто разные галактики. Однако, хотя отношения Канады с фотографией длятся ещё недолго, они уже основательно укоренились. Готовя выставку, посвящённую Золотой Лихорадке, я узнала, что Канада, страна, которая сама моложе фотографии как таковой, давала городам имена фотографов. В экспозиции представлен альбом, созданный геологом Джорджем М. Доусоном, подрядившимся в 1887 году составить карту бассейна Юкона. Он путешествовал в каноэ и создавал замечательные «дорожные» фотографии. Они отличаются от фото, снятых с автомобиля, тем, что вместо дороги там река, а вместо приборного щитка автомобиля – нос каноэ. Его именем назван Доусон Сити, столица Юконского края до начала 50-х годов. Страна полна сюрпризов, совсем как коллекции CPI!

«Золото и Серебро: Образы и Иллюзии Золотой Лихорадки» продолжится до 2 апреля 2018 года.

Перевод с английского Александра Курловича

Вид экспозиции «Frontera: виды границы между Мексикой и США»

Из книги «Золото и Серебро» Люси Лебар

Из книги «Золото и Серебро» Люси Лебар

Из книги «Золото и Серебро» Люси Лебар