В начале 2018 года, в парижской галерее «La Ville a Des Arts» состоялось открытие выставки фотографа из Душанбе Фархада Азизова, живущего последние годы со своей семьей во Франции. Очередную европейскую персональную выставку слушатель курсов Александра Лапина и Артема Чернова приурочил к презентации одноименной фотокниги «Pure» – больше, правда, напоминающей, тонкую нотную тетрадь или свежий томик стихов. «Pure», при ближайшем рассмотрении, не обманывает: открытостью и универсальностью снимки детей фотографа действительно увлекают. Мир фантазий, игры или созерцания, увиденный и пойманный в ловушку камеры, становится метафорой удивительного детского мира, которому неведомо время. В интервью Photographer.ru Фархад Азизов рассказывает о ценности свободы и воображения,  уроках детства и доме, который всегда рядом.

 

© Фархад Азизов. Из проекта "Pure"

– Какая история предшествовала появлению книжного проекта “PURE”?

– Истории не было, лишь тысячи отснятых за последние 8 лет фотографий детей. Если задуматься, я делал то же, что и многие другие. Возможно, для какой-то части таких «снимающих» – изначальный импульс состоял в классическом желании сделать «фото на память». Для других – еще что-то. Лично у меня однозначного ответа не было, я себя вообще не спрашивал, а просто продолжал снимать. Книга «Pure» (с английского «чистый», «истинный» – прим.Photographer.ru) появилась сама по себе с желания разобрать архив, где-то весной 2016. Правда сейчас я понимаю, что она уже БЫЛА, и мне оставалось лишь явить ее на свет – простите за высокий каламбур.

– В книге присутствует несколько цитат. Какую роль в визуальной канве и вашей жизни играют Невилл Годдард и его «Сила сознания» и Тровард Томас? Как высказывания этих двух авторов дополняют ваши фотографии?

– Невилла, как и Троварда, многие причисляют к эзотерикам. С трудами этих философов я знакомился, параллельно работая на фотокнигой, и мне показалось, что некоторые фрагменты их текстов удивительным образом вписываются в ее основной посыл. Они помогали акцентировать внимание зрителя на двух важных качествах, заложенных в детях с самого рождения, и которые мы, в процессе взросления, очень часто утрачиваем. Это воображение и движение. Именно отсюда фраза Троварда, открывающая визуальное повествование. Упрощенно на русский ее можно перевести следующий образом: «Уберегите меня, небеса, от полного взросления, иначе я потеряю чувство жизни».

© Фархад Азизов. Из проекта "Pure"

Также в книгу вошли и мотивы из Библии: интерпретация одного из ее фрагментов и сам фрагмент, ведь как Тровард, так и Невилл считаются признанными знатоками священных писаний. В выбранном мною отрывке речь идет о человеческом воображении, без которого, как утверждал Невилл, невозможен ни прогресс, ни настоящая жизнь отдельно взятого человека.

В текстах для «Pure» я нашел отклик тому, что я пытался показать фотографиями: моменты, когда дети «где-то не здесь», а в своем воображении (пусть даже на доли секунды), и моменты движения, в которых мне была интересна свобода, беззаботность и чистота. Все эти качества, я уверен, могут по-настоящему проявляться лишь при наличии ничем не стесненного воображения, свойственного мышлению ребенка, еще не отягощенного взрослым бытием. Задачка передать эту мысль на уровне визуального, эстетического, графического восприятия, эмоционально, казалась почти невозможной, и я это понимал. В связи с этим много времени ушло на отбор, построение пар и, затем, самого визуального ряда: от формальных связей к смысловым. Не обошлось и без помощи, особенно значим вклад тонкого фотографа Павла Смертина, невероятной Татьяны Плотниковой и бескомпромиссного Артема Чернова.

В идеале, конечно, желательно было бы сделать это даже без слов. Но мне было все равно, и я решился попытаться. В итоге я даже не удержался и включил в книгу еще и тексты, в надежде помочь визуальному восприятию. Не знаю, может кому-то они покажутся, наоборот, усложняющими мысль, но ведь если книга проста и в ней нечего «постигать», она превращается в развлечение, не так ли?

© Фархад Азизов. Из проекта "Pure"

– «Pure» начинается с фотографии держащихся за руки теней, напоминающих вырезанные из бумаги фигурки, и цитаты о страхе взросления. А чем лично для вас является детство – ваше и ваших детей. Прошлое – источник вдохновения, ностальгии, сожалений или библиотека воспоминаний?

Фархад Азизов: Цитата на первой странице – это как раз тот «призыв» к сохранению в нас, взрослых, детской способности видеть то, что мы хотим видеть, и делать то, что хотим делать. А для меня самого детство – это, как и для большинства взрослых, яркие эмоции, оставшиеся в прошлом. Что-то, чего никогда не вернуть.

Детство моих детей проходит на фоне моей взрослости. Разумеется, мы хотим, чтобы оно было как можно замечательней, однако не всегда хорошо понимаем, чем оно для них является. Порой кажется, что мы, взрослые, отнимаем у них мечту, постепенно лишая их (разумеется, неосознанно) своего собственного, и поэтому уникального, лишенного страхов, воображения, свободного и ничем не стесненного в выбора и движения.

© Фархад Азизов. Из проекта "Pure"

Прошлое становится вдохновением, когда мы понимаем, что оно было не зря. Еще важнее понимать, что оно никогда не зря. И поскольку прошлое мы можем пережить только в тот момент, когда мы его «вспоминаем», то в каждый момент его переживания оно становится настоящим. Поэтому и ответ на такое прошлое-настоящее будет у каждого свой: ностальгия, сожаления или что-то еще. То, каким мы видим (вспоминаем) прошлое сейчас, определяет, каким мы его возьмем с собой в будущее.

«Pure» не рассказывает историю воспоминаний. Она скорее отражает мое отношение к вопросу: что есть для нас наши дети. Как бы странно эта мысль не звучала, но это «модель» жизни для взрослых. Риск состоит в том, что мы можем лишить этой модели не только самих себя, но и наших детей, невольно насаждая им свою очень «взрослую» жизнь, где воображение и свобода выбора присутствуют гораздо в меньшей степени.

© Фархад Азизов. Из проекта "Pure"

– Фотографии в книге действительно выглядят как универсальные метафоры, в которых каждый может «вспомнить» что-то из собственного детства. Лишь на одном из снимков читается локация – Париж с высоты птичьего полета, город, где вы живете последние годы. А что для вас самого сегодня «дом» – географически и духовно? В каком «доме» вы находитесь и куда стремитесь? Как помогает обрести состояние «дома» фотография?

– Локацию я не стремился выбирать намеренно, и на этом снимке мне важнее человек, застывший на доли секунды, и, вне всякого сомнения, о чем-то задумавшийся. То есть снимок – о состоянии.  

А идея «дома» в книге действительно есть. Более того, присутствует она и в текстах, где звучит английское «mansion» – русский библейский перевод объясняет его как «обитель». Обитель – это то, как мы понимаем дом, наше пространство. Именно так ее Невилл интерпретирует, для философа это психологическое пространство, состояние, а именно – пребывание в собственном воображении, возможное только посредством человеческого воображения. По Невиллу, воображение – это тот самый важный дар, данный человеку Природой. Кому еще было дарована такая способность на земле? Только человеку. Кто обладает невинным воображением? Только ребенок. Ведь ему пока неоткуда черпать собственные воспоминания.

© Фархад Азизов. Из проекта "Pure"

Вы можете представить, о чем могут думать и что «видеть» наши дети? Я – со своим взрослым воображением – уже не могу. А очень хотелось бы!

Для меня дом – это не география. Это обитель, которая, настолько, насколько позволит мне мое взрослое воображение, должна быть источником безмятежного существования. Вы спросите: как далеко я от нее сейчас? Думаю, очень… . Важнее понимать, что ты – уже в дороге. Но это пространство – гораздо ближе, чем мы думаем. Оно – здесь и сейчас. Оно всегда в нас и с нами. Гораздо важнее и сложнее научиться там пребывать. Ключ – в воображении, свобода – именно там. И именно там – чистота. «Pure».   

В этом смысле фотография – мой главный способ выразить свободу воображения. Хоть глаза и считают «отростками мозга», я все же склонен называть их «зеркалом души».     

 

Фархад Азизов, 44 года, родился и вырос в Душанбе, Таджикистан. По образованию и профессии юрист. Окончил юридический факультет Таджикского Государственного Университета, после чего получил степень магистра права в Манчестерском Университете (Великобритания). Является партнёром юридической фирмы. Фотографией занимается с 2009 года, участвовал в открытых уроках Александра Лапина, два раза прошел курс Артема Чернова. Автор фотокниги «Pure» (2018), в настоящее время работает на второй книгой – «Испытание цветом». С 2015 года живет в Париже (Франция).