11 апреля 2018 в Центральном Манеже в Москве открылся фестиваль «Фотобиеннале-2018», который продлится до 27 мая. Одним из участников фестиваля была Барбара Дэвидсон – фотограф с мировым именем, трехкратный лауреат Пулитцеровской премии и обладатель престижной премии «Эмми». Барбара представила публике удивительный фотопроект Moments. Впервые в истории фотоискусства снимки были созданы встроенной камерой системы безопасности автомобиля Volvo. В нашем интервью фотограф рассказывает о непростом карьерном пути и о том, как этот проект изменил ее жизнь.
Почему Вы выбрали профессию фотожурналиста? Была ли это мечта детства?
Да, на самом деле это и была мечта ранних лет. Когда мне было 15, я решила, что хочу быть фотографом. Немаловажную роль в выборе профессии также сыграл тот факт, что мой дедушка в Ирландии был семейным фотографом, и мои родители, переехав в Канаду, перевезли множество семейных фотографий с собой. Поскольку наша семья была большой – у меня еще шестеро братьев и сестер, – мне не удалось побывать в Ирландии, чтобы познакомиться с родственниками. Поэтому я узнавала о них через эти снимки. Фотография играла важную роль в нашей семье, и это не могло не оказать влияние на мой собственный выбор карьерного пути.
Как обычно выглядит Ваш рабочий день?
Вот уже год, как я фрилансер, и я замечаю, что большую часть своего времени уделяю работе. Я либо работаю непосредственно с камерой, выполняя очередное задание, либо нахожусь в дороге, чтобы добраться до тех мест и объектов, которые нужно снимать, либо придумываю подписи к фотографиям и систематизирую их. Бывает, что ко мне обращаются по поводу приобретения моих снимков, поэтому подобные сделки – это тоже часть работы. Кроме того, я нахожусь в постоянном поиске новых проектов и много общаюсь с заказчиками. В общем, я постоянно чем-то занята, и порой даже приходится делать до 5-6 дел в одно время.
А как обстоят дела со свободным временем? Оно ведь необходимо для того, что дать себе возможность остановиться и перезарядиться.
Абсолютно согласна. И да, фрилансерам особенно важно не забывать устраивать себе перерывы. Свое свободное время я всегда стараюсь проводить в кругу семьи, она у меня в Ванкувере. Мне очень нравится такое времяпрепровождение, и я стараюсь, чтобы времени с семьей в моей жизни было больше.
Продолжая разговор о свободном времени, хотелось бы узнать о Ваших хобби. Любопытный момент заключается в том, что то, что для многих людей как раз и является хобби, для вас – профессия.
Я бы не стала называть фотографию профессией в моем случае. Для меня фотография – это образ жизни. Но если все-таки говорить о тех занятиях, которым я стараюсь уделять особое время помимо работы, то это йога и забота о моих двух маленьких собачках. Я постоянно с ними. Эти пушистые создания требуют огромного внимания, и я уделяю им много времени, я с ними постоянно. Я беру их собой на пляж, в долгие велопрогулки, мы вместе ходим по магазинам. На прошлой неделе, например, я ездила в Аризону с лекцией, и мои крошки меня сопровождали. Они сидели в уголке аудитории и слушали меня.
Случались в Вашей жизни моменты, когда хотелось все бросить и начать заново?
Однозначно. И именно такой момент как раз подтолкнул меня к участию в проекте Volvo. В то время я как раз переживала кризисный период – я работала на Los Angeles Times уже 10 лет, посвятила целых 20 лет жизни фотожурналистике. Я больше не ощущала вдохновения. И, когда компания Volvo Cars обратилась ко мне со своим предложением, вдохновение вернулось. Но, когда я поделилась с Los Angeles Times этой новостью, они меня не поддержали. Они не разрешили мне участвовать в проекте Volvo. Тогда мне пришлось ответить на предложение компании отрицательно. Я написала им, что не готова к таким радикальным переменам в жизни. Я еще раз поблагодарила их и в конце письма решила поделиться одной историей из детства. Будучи маленьким ребенком, я попала в страшную автокатастрофу. Однако я осталась жива, и, как мне потом сказали, это оказалось возможным только благодаря надежности автомобиля. И то как раз был автомобиль Volvo.
В итоге, я написала письмо, в котором обосновала свой отказ от участия и заодно поблагодарила автопроизводителя за то, что спас мне жизнь. Спустя пару дней они прислали ответ: «Барбара, послушай, нам просто необходимо посотрудничать. Это будет такая настоящая история! Ты выжила после ужасной аварии, ты опытный мастер уличной фотографии, с которым мы так хотим сотрудничать, и наш проект как раз посвящен безопасности».
Признаться, я была очень рада тому, что они вернулись ко мне со своим предложением. Изначально мне было очень сложно отказывать им, и, когда они продолжили настойчиво уговаривать меня стать фотографом для проекта, я поняла, что это знак. Это действительно был знак – знак наступления нового времени в моей карьере. Это было очень волнующе.
И я теперь понимаю, как это прекрасно – перестать зависеть от определенного издания и быть абсолютно свободной в том, что ты делаешь. Участие в этом проекте открыло столько новых возможностей для меня, столько новых горизонтов и кардинально изменило мой профессиональный путь.
Вам удалось увидеть знак на своем пути – знак того, что пора браться за что-то новое в жизни. Это характеризует Вас как человека открытого новому и умеющего вовремя распознать послание судьбы.
Так и есть! Не стоит забывать о том, что никто не знает, сколько ему отмерено прожить на этой планете. В этом контексте лично для меня очень важно заниматься тем, что мне нравится. Я понимаю, что жизнь не вечна и что есть столько интересных вещей, которые я хочу сделать… И я понимаю, что нужно просто делать их. Если постоянно чего-то ждать, время просто уйдет.
В какой-то момент я поняла, что пора что-то менять. И да, это был радикальный шаг, в корне изменивший меня и мой путь. Но именно благодаря ему я снова влюбилась в фотографию.
Сложно было приноровиться к такому формату съемки?
На самом деле, никаких сложностей у меня не возникло. Фундаментальные принципы фотографии везде одни и те же, вне зависимости от того, какой именно инструмент в твоих руках. Для моего удобства в салон автомобиля специально установили экран, на котором я могла видеть, как выглядит пространство через объектив камеры. Чтобы найти идеальный ракурс приходилось руководить водителем и просить взять немного левее или правее, подняться или опуститься.
Расскажите о самом процессе съемки.
Съемка проходила в два этапа. На первом этапе мы просто катались по городу с включенной камерой, которая была в режиме записи видео. Это был пробный этап для того, чтобы привыкнуть к камере и впоследствии отобрать нужные локации для съемки.
Второй этап был заранее тщательно подготовлен. Всем занималась я: писала сценарий, выбирала актеров, продумывала их образы. Когда снимаешь городскую среду, от всех нужно заранее получать разрешение – особенно от прохожих. Именно поэтому мы решили перекрыть улицы на время съемки и пригласили специальных актеров.
Наконец, на финальном этапе мне еще раз предстояло просмотреть отснятое видео и отобрать лучшие кадры для проекта. Их оказалось 30.
Сколько времени в итоге ушло на проект?
Итого на всю работу у нас ушло три дня – один день для пробного этапа и два дня для съемочного процесса.
А где проходили съемки?
Изначально мы думали о Берлине, но там власти очень строго отнеслись к съемке в определенных местах. Поэтому мы остановили свой выбор на Копенгагене – он живописен и более открыт для подобных проектов.
В каком жанре задумывался проект?
Жанр проекта – фильм-нуар, в стиле Хичкока и Линча. Фотографии – это ведь кадры из видео. Я даже старалась передать идею динамичности путем расположения снимков в определенной последовательности.
А какова его основная идея?
Основная идея проекта – попытка рассказать о том, как технологии могут сочетаться с искусством. Команда Volvo оказалась первой в истории, кто вдохновился на создание такого проекта. Это просто невероятно. И сама идея использовать автомобиль в качестве камеры – разве это не удивительно?
Давайте теперь поговорим о путешествиях. Вы очень много путешествуете и уже побывали во многих уголках мира. Замечали ли Вы, что некоторые города фотогеничнее других?
Думаю, каждый из городов обладает своей уникальной красотой. Некоторые города поражают своей архитектурой, некоторые выделяются за счет своих удивительных жителей. Например, Нью-Йорк – прекрасный город для того, чтобы наблюдать за людьми. Каждый город может предложить что-то уникальное и интересное, просто нужно уметь это замечать и быть открытым.
Можете ли Вы выделить для себя пятерку городов, к которым вы испытываете особые чувства как фотограф?
Мне нравится Мехико – это невероятный город. Разумеется, Париж – он просто чудесен. Мне очень понравилась Москва! Я тут впервые и уже успела влюбиться. Особые чувства я испытываю к государству Йемен, хотя сейчас там очень неспокойная ситуация. В Йемене полно удивительных городов. Наконец, мой родной город – Монреаль. Перечисленные города, действительно, занимают особое место в моем сердце, но в работе над теми или иными сюжетами мне зачастую приходилось исследовать все-таки сельскую местность.
Что именно Вы любите снимать больше всего?
Если речь идет о работе, то это люди. Но у меня также есть профиль в Instagram. Это уже, своего рода, поэзия для меня, это способ расслабиться и отвлечься от всей той жестокости и насилия, с которыми по долгу службы приходилось иметь дело изо дня в день. Поэтому я снимаю природу, архитектуру, какие-либо геометрические фигуры – это так далеко от того, что от меня требовала профессия фотожурналиста. Это настолько разные вещи. Здорово иметь возможность отвлекаться при помощи Instagram. Мне нравится такой дуализм в творчестве.
Как Вы считаете, фотография – это талант или навык, для которого достаточно набить руку?
Я думаю, что здесь есть два направления. Есть так называемая «выученная» фотография, и ею может овладеть абсолютно любой человек. Это как раз навык, который можно отработать, если сильно захотеть. Одновременно с этим, у людей могут быть определенные способности к фотографии – то, что выделит их работы на фоне остальных. Эти способности есть не у всех. Я считаю, что формула успеха заключается в том, чтобы постоянно развиваться и никогда не останавливаться на достигнутом, какими бы выдающимися талантами вы не обладали. И, еще раз, работайте, работайте много и упорно, потому что любой талант можно загубить бездействием.
Иногда люди и вовсе не осознают, что наделены тем или иным талантом. Есть ли какие-то признаки, по которым можно понять, что у человека есть способность к фотографии?
Это можно распознать на самой ранней стадии карьерного пути. Достигнуть своего расцвета эта способность сможет только на профессиональном поприще. Именно поэтому важно вовремя заметить ее у начинающего фотографа и помочь ему в развитии, стать его ментором. Каждый из нас нуждается в менторе вне зависимости от своей профессии.
В любом случае, заметить задатки можно. Они как раз выражаются в тех самых нюансах, которые добавляют снимку неповторимости, которые делают его эмоциональным. Я ценю их гораздо больше, нежели первоклассное владение техническими аспектами съемки. Мне достаточно одного взгляда, чтобы понять, что передо мной – эмоции или механика.
Не стоит, однако, забывать, что любой фотограф начинает с механики и с овладения самой техникой фотографии. И порой у него могут уйти годы на то, чтобы сделать шаг в сторону эмоциональности в своем творчестве.
Что самое сложное в профессии фотожурналиста?
Фотограф должен комфортно себя ощущать в хаотичном режиме жизни. Если ты любишь, когда все заранее распланировано, тогда эта профессия точно не для тебя. Ты должен быть гибким и активным, постоянно искать новые возможности и быть открытым разным заданиям.
Ты никогда не знаешь, куда тебе придется отправиться для следующего сюжета. Нужно очень много перемещаться. Но для меня это вообще не проблема – я обожаю путешествовать. Будьте также готовыми к тому, что не всегда сможете отпраздновать рождество в кругу семьи, не всегда сможете присутствовать на днях рождения родных и близких. Придется дать им время привыкнуть, что вы не всегда можете быть рядом. Тем не менее, положительные стороны нашего ремесла однозначно перевешивают те проблемы и сложности, которые встречаются на профессиональном пути.
Да и вообще, профессия сложная. Я называю фотографов «атлетами-визуалами». Мы как олимпийцы – приходится трудиться в поте лица, это настоящая самоотверженность. Но всегда важно оставаться позитивным. Настрой очень важен.
Что бы Вы посоветовали начинающим в этой непростой профессии?
Быть фотографом очень непросто. Еще сложнее стать им. Прислушивайтесь к своему сердцу и будьте готовы к тому, что перед вашим лицом будут неоднократно закрываться двери. Не воспринимайте это на свой счет. Соберитесь с силами и продолжайте. Продолжайте пробовать. Успеха добиваются не те фотографы, которые делают потрясающие снимки, а те, которые не боятся трудностей. Не отчаивайтесь и продолжайте идти вперед.
На моем пути было огромное количество препятствий. Мой путь был очень непрост, но я не останавливалась ни на минуту – настолько я была одержима фотографией. Многие даже советовали мне перестать заниматься этим делом, они не верили в меня, но я была непреклонна. Я четко понимала, что фотография – это то, чем я хочу заниматься. И я знала, что обязательно найду способ достичь своей цели.
Барбара Дэвидсон (Barbara Davidson) – американский фотограф, трижды обладательница Пулитцеровской премии и премии «Эмми».
За 20 лет увлекательной работы для Los Angeles Times, The Dallas Morning News и The Washington Times в 52 странах мира Барбара довела до совершенства мастерство рассказчика фото-историй о войне, гуманитарных кризисах и человеческой жизни в непростых условиях. Она освещала военные конфликты в Иране, Афганистане и Израиле, природные катаклизмы – цунами на Шри-Ланке, землетрясения в Китае, ураган «Катрина».
С 2007 по 2017 Барбара работала штатным фотографом в Los Angeles Times. После ухода из издания участвовала в различных проектах. Одним из знаковых стало партнерство с Volvo.
Барбара родилась и выросла в Монреале, Канада. Окончила Университет Конкордия в Монреале со степенью бакалавра изящных искусств в области фотографии и киноискусства.