В начале августа Углич в двенадцатый раз наводнят фотолюбители, прибывшие на ежегодный фестиваль «Фотопарад в Угличе». Среди них будут и участники фотоконкурса «Точка на карте. Возможность будущего». В этом году конкурс курирует фотожурналист Владимир Мельников. О конкурсе, фотографии и профессии фотожурналиста специально для Photographer.ru с Владимиром Мельниковым поговорила Мария Ващук.
Валера, ты профессиональный фотограф, фотожурналист. Несколько лет назад много говорили о том, что профессиональная фотожурналистика умирает. Согласен ли с этим?
Говорить про смерть журналистики нет никакого смысла – конечно, она не умирает. Но она действительно сейчас очень сильно меняется. В профессию пришло большое количество непрофессионалов, людей, для которых фотография не основной заработок, а настоящая страсть, часть жизни. И они делают ту же работу, что и профессиональные журналисты, при этом, часто делают это не хуже, а, иногда, намного интереснее. Любители могут рассказать о том, что им действительно близко – в силу того, что это важная часть их жизни, и они не сторонние наблюдатели, они этим живут. Ярчайший пример этому – Дима Марков. И это довольно тревожный звонок для профессионалов: они могут остаться не у дел. Потому что работа в СМИ – это постоянный конвейер, а рутинная работа часто вынуждает снимать по стандарту, не всегда позволяет полноценно погружаться в важные и сложные темы, ограничивает и время, и темы, и художественные приемы. Многим профессионалам сложно в таких условиях находить силы и время делать собственные проекты. Я, как профессиональный фотограф, чувствую эту конкуренцию – именно на уровне фотографическом, художественном. Фотолюбители обладают более живым, не замутненным взглядом там, где профи могут работать по шаблону…
Работа в крупном новостном агентстве несет какие-то ограничения и особенности?
Конечно, работая в штате я постоянно делаю большое количество проходных съемок – и часто это дается довольно тяжело – не все они мне интересны, часто приходится просто выполнять какие-то формальные требования. Но у меня есть в рамках агентства и большая степень свободы – я могу выбирать темы, которые мне интересны. Конечно, такие условия не у всех – и даже не во всех агентствах. Я считаю это большим преимуществом РИА (МИА «Россия Сегодня»), что редакция поддерживает желание фотографа снимать собственные проекты и интересные темы. Конечно, для того, чтобы получить такую возможность, нужно сначала доказать, что твои идеи действительно имеют ценность и ты способен сделать их на хорошем уровне – путь этот начинается постепенно – сначала с простых проектов, потом уже – к более сложным, участие сначала в менее раскрученных конкурсах, потом уже в международных.
А как ты работаешь над своими темами? Две твои победы на WWP в этом году и в прошлом – за проекты, снятые на Украине. Для тебя это два разных проекта или продолжение и развитие одного?
Над темой войны на Украине я работаю с самого начала событий. Я думал, что серия может победить на международном конкурсе в первый год тех событий. Это была серия «Черные дни Украины» – мне казалось, что я хорошо снял. Однако у меня тогда были очень сильные эмоции, потому что я видел все это лично. А ощущение того, что ты пережил, всегда немножко сбивает с толку. Кажется, что все, кто видят твои фотографии, чувствуют те же самые эмоции, но это не так. Продолжая снимать эту тему, у меня менялось отношение и восприятие происходящего. Через некоторое время я доработал эту серию. Это была уже другая подборка фотографий и новое осмысление конфликта. Я пришел к мысли, что нужно совсем исключить изображения военных действий. Показывая военных, я, осознанно или неосознано, занимаю какую-то позицию, показываю с какой стороны я нахожусь. Но для меня было важно исключить это. Идея была в том, чтобы выйти за пределы конфликта. Да, я снимаю военный конфликт, но я не поддерживаю никого, я снимаю мирных жителей – это единственная моя цель. На любой войне самой важной стороной, самой слабой, уязвимой стороной являются мирные жители. На первый взгляд эта мысль кажется простой, но для меня это самое важное и самое интересное. Я понял, что нужно показывать войну с точки зрения гуманизма, показывать последствия войны, но не показывать военные действия. Такие фотографии часто бывают эффектными, зрелищными, но я не вижу никакого смысла фотографировать то, как одни люди стреляют в других, как бы эффектно это не выглядело. Всегда это пропаганда, реклама войны.
А в проекте, который стал победителем WPP в этом году, я вообще снимал только портреты людей в подземелье – там они прятались от бомбежек. Я начал снимать эту серию в конце 15-ого года, осенью. Это была одна из первых командировок после острой фазы конфликта и как-то было очень тихо. Я стал думать, стал ездить в одну деревню, другую. Стал общаться с одними людьми, с другими, и мне стали рассказывать одни и те же ситуации. Вроде днем спокойно, но ночью, вечером наступает темнота и начинается обстрел и люди уходят в подвалы. Меня водили по подвалам, показывали свои эти подземелья, погреба, бомбоубежище. Где-то я оставался с ними вечером и в какой-то момент у меня щелчок, озарение – надо показать конфликт, не показывая сам конфликт, показать войну, не показывая войну, не показывая горящие дома. Мне казалось интересным показать войну с какой-то стороны, чтобы не совсем было понятно, что это война, но это тоже война. Вот она тема, вот она проблема и визуальный ход – это снять портреты людей в подвалах. Понятно, что здесь есть концептуальный дискурс, где без подписей, без предварительного вводного текста зритель не поймет о чем речь. Но есть напряжение, которое он почувствует. Эти люди в подвалах спасаются от обстрелов… это же и сейчас так происходит и во вторую мировую войну так происходило, и в первую мировую войну люди прятались. Ну и, наверное, не дай бог, через 50 или 100 лет люди, в общем-то, будут так же прятаться. Эти люди в темноте, их глаза, их лица, их напряжение и эмоции… Я как бы рассказал и о Донбассе и рассказал вообще обо всем, обо всех войнах. Мне интересна именно такая подача – гуманистическая. И хотя я прекрасно понимаю, что не могу изменить реальность своими фотографиями, но я могу попробовать побудить людей задуматься об этой проблеме.
Победа в конкурсе действительно что-то меняет в жизни и судьбе фотографа?
Это двоякое чувство. С одной стороны, особенно для новичка, победа в конкурсе дает очень важный эмоциональный заряд, подтверждение того, что то, что ты делаешь – это действительно важно и интересно людям. При этом даже не важен уровень самого конкурса – я отлично помню свои первые победы… С другой стороны, проснувшись на следующее утро победителем международного конкурса, в реальности твоей жизни ничего не меняется. Когда-то я думал, что я выиграю и на меня посыпятся заказы на интересные фотосъемки и проекты. Но в реальности это не так. Было пару запросов – какие-то выставки, какие-то публикации, но до финального результата дошло, может быть, только одно из этих предложений. Возможно, это из-за того, что я штатный фотограф – и довольно ограничен этим в возможностях на съемку и использование своих фотографий.
Но вот что совершенно точно дает победа в конкурсах – это выход на новую аудиторию. Благодаря сайту конкурса, благодаря фотовыставкам, которые путешествуют потом по миру – мои фотографии увидело огромное количество людей. Огромное количество людей, несколько сотен тысяч увидят эти фотографии. При этом, кстати, не важно, какое место занял тот или иной проект – так как на сайте и в экспозиции все работы показаны равнозначно, без выделения первых, вторых, третьих мест. Очень часто после выставок мне пишут незнакомые люди в соцсетях, что не думали даже, насколько серьезна война на Украине, не знали, что там люди гибнут, или что все вот так плохо. Они пишут: «Мы думали там Украина просто ведет контртеррористическую операцию, а это не операция, а война». Для меня этот отклик, этот результат конкурса действительно очень важен.
А какие конкурсы ты считаешь наиболее авторитетными?
Сложно выделить какие-то конкретные, хотя есть определенный список важных конкурсов, на которые ориентируются профессионалы. Конечно для меня на первом месте конкурсы новостные, посвященные фотожурналистике. Но дело в том, что со временем, я понимаю, что любой известный конкурс, например, WPP, Picture of the year вроде как бы крутые и авторитетные, но с другой стороны – есть некая конъюнктура в выборе победителей. Все конкурсы, в общем-то, вертятся вокруг событий самых важных в мире, то есть новостной повод – это очень важно. Конечно, важно то, как ты это снимаешь. Но чем ярче событие, тем больше журналистов его снимают и тем больше конкуренция в фотографии. Поэтому есть мнение, что победа в конкурсе – это и своеобразный проигрыш, это потакание конъюнктуре – то есть сделал то, что от тебя ожидали и жюри, и зрители.
Но бывает и по-другому – например, в спортивных номинациях WPP часто побеждает непрофессиональный спорт. В эту категорию присылается много фотографий профессионального спорта, это очень крутые кадры. В итоге набирается 10-15 великолепных фотографий, но очень похожих друг на друга – ведь в спорте часто снимают одно и тоже с одного и того же места. Жюри часто становится скучно смотреть одинаковые крутые фотографии. А на фоне этого высококлассного, но стандартного набора вдруг выстреливает серия, которая принципиально не похожа на все остальное. Такая серия может быть даже не самой сильной, если ты посмотришь её вне конкурса, но ведь жюри смотрит только то, что было прислано. И выбирает в итоге то, что действительно выделяется в ряду присланных кадров.
С другой стороны, это всегда очень сложная работа – быть членом жюри в конкурсе. Я периодически участвую в разных конкурсах в качестве члена жюри и мне всегда очень тяжело принимать решение, которое как-то может повлиять на судьбу фотографа. Выбирая между одним из множества кадров я влияю на жизнь человека, возможно, на его фотографическую судьбу. Я знаю, что очень часто люди вкладывают труд, эмоции, время в свою работу. Но грань между победой и «непобедой» иногда такая тонкая – и так сложно выбрать из нескольких заявок, в каждой их который видна работа автора. И порой просто не хочется принимать решение, потому что тот, кто не победил… о нем никто не узнает. А ему, возможно, это было очень нужно. Потому что все-таки в первую очередь победа на конкурсе – это эмоциональная поддержка автора.
Почему тогда ты согласился быть куратором конкурса «Точка на карте»?
Мне кажется, что таким образом я как-то буду причастен к процессу развития, поддержки российской фотографии. И смогу увидеть, что происходит в ней сейчас: ведь присланное на конкурс – это отделенный срез, не весь, конечно, но все равно. Это возможность увидеть фотографии и возможность пообщаться потом с авторами.
А как ты выбирал тему конкурса этого года и что от нее ждешь?
Тема этого года – «Возможность будущего». Тема достаточно сложная, но, мне кажется, со сложной темой работать интереснее. Как происходят перемены, быстрые они или медленные, к чему они проводят – страшно это или наоборот? В этой теме содержится некий конфликт настоящего и будущего, а эта вещь актуальная всегда, не только сейчас. Это о конфликте современности, устоявшихся вещей, традиций и наступающих новых времен, грядущих перемен. Эти изменения могут быть быстрые, или незаметные – и было бы интересно увидеть, как фотографы это смогут передать в своих работах. Я не знаю, какие работы придут на конкурс, но именно это и интригует – увидеть то, что ты себе не представляешь.
А не получается ли, что, объявляя определенную тему, конкурс сильно ограничивают возможность участия, потому что далеко не у всех съемки могут подойти под нее?
Всегда, когда объявляется тема конкурса, участникам ставятся определенные рамки. Кому-то может казаться, что найти то, что впишется в нее сложно. С другой стороны, может быть, этот как раз повод использовать нетривиальный подход к прочтению темы, переосмыслить ее, расширить эти самые рамки. Я думаю, что самыми интересными станут такие работы, которые не будут напрямую, с первого прочтения, попадать в тему конкурса, но у которых все равно эта тема будет угадываться. В них должен быть заложен тот же конфликт прошлого и настоящего, но, возможно, не такой очевидный. Всегда должна быть трактовка шире, чем объявленная тема конкурса.
Какой совет участникам?
Снимать специально под тему конкретного конкурса не стоит, но можно попробовать переформулировать свои фотографии так, чтобы они в целом подходили. Может быть и такое: у автора уже родилась какая-то идея, а конкурс стимулировал ее или помог оформить визуально, или концептуально. А вот так специально бросать все и снимать что-то только потому что объявлена тема конкурса нет смысла… И еще: мне кажется, даже если человек сомневается, попадает ли его серия в тему или нет – все равно нужно отправлять работы на конкурс. Всегда тот, кто делает фотографии находится в некотором контексте происходящего, а тот, кто смотрит – он уже не видит то, что снималось, у него другой контекст. Он видит уже другое, и это может быть совершенно другое прочтение. В этом и заключается феномен фотографии – автор снимает одно, а зритель видит другое. И часто зритель видит больше или глубже, чем видит фотограф.
Валерий Мельников, куратор конкурса «Точка на карте» 2018 г.
Мельников Валерий родился в городе Невинномысске, Ставропольского края, учился журналистике в Ставрополе. Фотографии посвятил всю свою сознательную жизнь. Первая фотопубликация состоялась ещё в школьные годы на страницах городской газеты. После службы в рядах вооружённых сил поступил на отделение журналистики филологического факультета Ставропольского государственного университета. С первого курса работал штатным фотокорреспондентом в редакции газеты «Ставропольские губернские ведомости» и собственным корреспондентом по Ставропольскому краю газеты «Северный Кавказ». В это время документировал события, которые происходили на северном и южном Кавказе. В декабре 1999 года подготовил фоторепортаж о десантировании российских пограничников в Аргунское ущелье, когда в ходе спецоперации «Аргун» был взят под охрану участок границы с Республикой Грузия в пределах Чеченской Республики. После этого был приглашен работать в ИД «Коммерсант» в качестве штатного фотокорреспондента. Во время работы регулярно освещал события, происходящие на Северном и Южном Кавказе. Делал специальные фоторепортажи о захвате заложников на Ставрополье в 2001 году, о захвате террористами бесланской школы в 2004 году, о вооружённом конфликте между Грузией и Южной Осетией.
В течение десяти лет он был штатным фотографом издательства «Коммерсант», а с 2009 года - международным информационным агентством «Россия сегодня».
Валерий посвятил себя документированию политической и общественной жизни обществ, находящихся в конфликте. Профессиональная биография Валерия включает освещение чеченской войны, конфликт между Грузией и Южной Осетией, ливанскую войну в 2006 году, восстание Малой Республики, гражданскую войну в Сирии, войну в Восточной Украине. Последняя тема продолжается в его нынешнем текущем проекте «Черные дни Украины», о простых гражданских лицах, которые стали участниками военной конфронтации против их воли.
Валерий получил множество наград за свою работу, в том числе World Press Photo, Magnum Photography Awards, Pictures of the Year International, награды Sony World Photography, награды Visual Storytelling Awards LensCulture. Его работы были представлена во Франции, Австрии, Италии, США, Германии, Великобритании, России и других странах.