2 ноября в Государственном музее «Интеграция» им. Н.А. Островского откроется благотворительная выставка «Границы восприятия», приуроченная к Году русского балета. Проект «Границы восприятия» – это синтез танца, живописи и фотографии. Photographer.ru встретился с участницей проекта, балетным фотографом Дарьян Волковой, и побеседовал о балете, балетной фотографии и о подготовке к выставке.
Дарьян, в прошлом Вы – профессиональная артистка балета. Как так вышло, что одна профессия, требующая длительного обучения и труда, вдруг сменилась другой, и мы знаем Вас как профессионального балетного фотографа? Сложно было изменить точку зрения на балет с позиции участника на позицию наблюдателя?
Любая профессия требует длительного труда и упорства. Балетная фотография это тоже большой труд. У фотографа должен быть свой стиль, вкус и понимание того, что ты хочешь показать своему зрителю.
Фотография появилась у меня как хобби в 2010 году, когда я познакомилась со своим будущим мужем Александром. Он мне подарил первый пленочный фотоаппарат, на него я начала снимать своих балетных друзей, спектакли, репетиции, путешествия. Но я не расценивала балет, как что-то особенное, так как это был привычный для меня мир. А Саша вдруг спросил: «Почему ты не снимешь балет? Ведь ты всё о нем знаешь!» – и вложил мне эту золотую мысль в голову. Я очень долго не понимала, что я могу показать особенного и интересно ли это мне, но начала снимать. А дальше фотография стала для меня отдушиной и, можно сказать, терапией. Когда мне было сложно морально, я снимала. Тяжелые гастроли – я снимаю, ищу кадры, сюжеты, ракурсы, исследую этот новый – старый для меня мир как будто заново. И я столько всего увидела такого, чего не замечала, пока была внутри профессии! Волшебный балетный мир! После осмелилась снимать солистов, потом предлагать съемки примам… Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что мое балетное прошлое дало невероятный рост для моего балетного фотографического будущего. За плечами проекты, съемки, театры и артисты, с которыми я никогда не встретилась бы, если б осталась артистом балета.
Где Вы учились фотографии? Кто-то из балетных фотографов повлиял на Ваше творчество?
Я нигде не училась фотографии. Мне казалось, что фотошколы – это не мое.
Можно было быстро научиться техническим основам, но я не хотела торопиться, мне хотелось исследовать, наблюдать. А съемка на пленку меня все-таки быстро учила. Не помню что бы у меня были какие-то кумиры, но сколько себя помню, я всю жизнь стараюсь найти что-то своё, свою дорогу и свои методы. Иногда иду от противного, но точно понимаю, что это моя жизнь, и я не хочу учиться на чужой стилистике.
Что бы Вы назвали своим профессиональным достижением в фотографии на сегодня?
Мне доверяют Большие Звёзды Балета по всему миру – это моя гордость! Да, есть выставки, публикации, но для меня это не так значимо, как доверие профессионалов. Ещё я горжусь некоторыми работами, в которые я вложила всю себя и они получились.
Вы преподаете балетную фотографию. Как по-вашему, любой фотограф сможет снимать балет, если его правильно научить? Или для балетной фотографии нужен особый талант? Как Вы отбираете своих учеников?
Любой фотограф может снимать балет. Но это не значит, что он это сделает хорошо. Чтобы понять, на каком уровне понимания балетной фотографии находятся мои студенты, я прошу ответить их на простой вопрос «Что такое балет?» Чаще всего мне отвечают, что это пуанты, пачка и девушка, которая делает красивые движения. И это самая частая ошибка новичков.
Балет – это гигантская сфера и это сложно. А балетная фотография – это сложно в квадрате, потому-то помимо навыков в фотографии, тебе теперь нужно еще обладать специфическими знаниями из сферы балета.
Я преподаю фотографию уже около 5 лет. Сейчас веду авторский курс вебинаров по балетной съемке, где мы разбираем все нюансы о том, как подготовиться, где черпать вдохновение, в каких позах и позициях можно или не стоит снимать артистов. Я могу научить балетной фотографии, у меня за плечами студенты, которые прошли мое обучение и снимают балет, работают с артистами. Учеников я не отбираю специально, я обучаю всех желающих.
Вы часто снимаете необычные фотопроекты с участием артистов балета. Расскажите о тех, которые уже реализованы. Как и где Вы черпаете вдохновение? Какой проект хотелось бы сделать, если бы у Вас были неограниченные ресурсы и возможности?
Необычные проекты еще только в планах, то, что вы видели – это просто эксперименты. Из запоминающихся – проект #HouseBalletTales Сказки Петербургских Парадных. Проект родился спонтанно, я люблю этот город, его старинные парадные, нашла параллель между ними и балетом. Мне показалось, что это близко – парадный Петербург с его балами и театрами, и Балерина, которая рассказывает современным людям истории, которые хранят в тишине старые дома.
Мне сложно сказать откуда именно я беру вдохновение. Это синтез из сложных и простых материй, которые меня окружают. Я стараюсь быть максимально любознательной и открытой ко всему.
А еще я заметила, что очень сильно вдохновляюсь своими неудачами, когда все плохо, я вытаскиваю себя за волосы с помощью работы и проектов.
Про будущие проекты я пока хотела бы сохранить тишину, так как они ещё совсем маленькие и беззащитные. А если размышлять про ресурсы, то знаете, меня вряд ли смогут остановить материальные сложности или что-то ещё на пути реализации моих проектов. Я давно уже поняла, что если я чего-то захочу, то непременно добьюсь этого. Поэтому все, что я задумала, я сделаю обязательно и никакое отсутствие ресурсов меня не остановит.
У Вас популярный Инстаграм. Как Вы добились такой популярности? Как Вы её поддерживаете? Вы сами его ведете и отвечаете на все комментарии?
Инстаграм сам меня продвинул в своё время. Мои работы два раза опубликовали в виде отдельного поста в их главном аккаунте, я была рекомендованным пользователем, люди меня находили и оставались.
Я не поддерживаю популярность специально, мне важно делиться со зрителями своими работами, и я им очень благодарна, что они у меня такие замечательные. Мне нравится читать комментарии, я стараюсь разговаривать с подписчиками, когда есть время на это. Недавно придумала классную игру #WhoIsBalletDancer, суть которой – по ногам, пуантам, стопам, угадать артиста. И представляете, мои зрители угадывают! Для меня и для балерин – это шок. Вот на сколько преданными могут быть зрители и фанаты! Я очень люблю эту игру, и буду продолжать ее вести.
Вы сами обрабатываете свои фотографии или доверяете этот процесс помощникам? Вам вообще легче работать одной или есть команда, стоящая за каждым проектом?
Что касается обработки, то все сама, конечно. Я не технический человек, не люблю фотошоп. Это еще с пленки осталось, что фотография должна быть идеальной сразу, а не потом рисовать на ней то, чего и быть в момент съемки не могло. Я за естественность. Мои манипуляции сводятся к минимуму, который я могу делать сама. А вот проекты, организация – это уже другое. Тут есть команда, где люди выполняют каждый свою работу. Я люблю работать одна, но в команде. Это такое ощущение, когда ты делаешь то, в чем ты профессионал, и люди вокруг тебя (твоя команда) делают так же. Вы как стайные рыбки, друг друга чувствуете, плывете рядом, но каждый сам по себе. А я люблю плыть первой, мне комфортно быть лидером. В каждом проекте я понимаю точно задачу, вижу её результат и стараюсь привести свою команду к нему.
В ноябре в Москве откроется благотворительная выставка-продажа «Границы восприятия». Расскажите о работе над этим проектом. Это какое-то новое для Вас направление? Сложно было работать в соавторстве?
«Границы восприятия» – это первый для меня проект-эксперимент такого рода. Соавторство скорее будет у художника, так как она на основе моих работ создает настроение к каждой фотографии. У меня была задача, которую мне необходимо было пронести через все съемки. Я пока видела только часть работ с финальным результатом, но мне кажется получилось очень интересно и ново. В данном проекте мне важна его основа, его сердце, почему мы все это делаем – благотворительность. Для меня очень важно помогать, особенно если я могу это делать через свою работу, создавая что-то для людей.
Помогать важно, отдавать важно для меня, не только как для автора, но и как для простого человека.
Дарьян, Вы молодой и успешный фотограф. Какие планы у Вас на ближайший рабочий год?
Осуществить задуманное. А задумала я года на три вперёд, надеюсь успеть все это за год!
Дарьян Волкова @darianvolkova — широко известный в балетном мире исследователь и мастер балетной фотографии, экс-балерина, руководитель Darian Volkova Ballet Production и шеф-редактор WorldOfBallet.com, член Союза Фотохудожников России, автор курса балетной фотографии, амбассадор компаний Sony и Fujifilm, дважды рекомендованный пользователь Instagram.
Работает с прима-балеринами и солистами ключевых европейских и русских театров. Снимала в 12 странах мира. Финалист и победитель международных конкурсов балетной и арт-фотографии. Её работы хранятся в частных собраниях в США, Германии, Великобритании, Австралии, Гонг-Конга, Италии, Швейцарии, запасниках Русского музея и Шереметьевского дворца.
Публиковалась в The Washington Post, Instagram Blog, Metro, Practical Photography, ELLE, Broadway Dance Magazine, eToday, CPANet, The Post Internazionale, ADME, Kurier, My Modern Met, Metropoles, Russia Beyond the Headlines, gbTimes, Dance Spirit и др.
www.instagram.com/darianvolkova
www.darianvolkova.ru
www.worldofballet.com