Сеиф Коусмат, родившийся в Марокко в 1989 году, посвятил себя фотографии профессионально в 2016 году. С тех пор он работает над разными проектами, посвящёнными социальным проблемам: рабству в Мавритании, бедности молодых в Марокко, и обществу Руанды через 25 лет после геноцида. GUP поговорил с фотографом о его работе.
Я всегда внимательно относился к окружающим меня социальным проблемам и несправедливости. Когда я работал во Франции, я в какой-то момент решил оставить работу и отправился на 18 месяцев в путешествие по Юго-Восточной Азии, Японии и Канаде, во время которого я открыл фотоблог путешественника, в котором рассказывал о путешествии и выкладывал разные истории. Это открытие фотографии как медиума во время путешествия позволило мне бороться против несправедливости, показывая свидетельства, и рассказывая эти ранящие истории. Так я вошел в поле фотографии и принял решение строить карьеру профессионального фотографа.
Я присоединился к программе «Видение через фотографии» (Seeing through Photographs), созданной Нью-Йоркским МоМА в конце 2016 года. Затем я вернулся на родину. В Марокко, я начал работать с местной продюсерской компанией над историей жизни зимой в отдалённой деревне в Атласских горах. В 2017–18. Я провёл несколько недель в горах Гуругу, чтобы рассказать о каждодневной жизни мигрантов из южных областей Сахары, пытающихся перебраться в Европу. Эта тема и моё знакомство с жизнью мигрантов стали долговременным проектом. В 2018 я получил грант от Национального Географического Общества, чтобы продолжить эту работу в Мали и в Испании.
Как бы вы позиционировали себя на фотографическом поле?
Я сказал бы, что нахожусь где-то посередине между фотографом-документалистом и визуальным артистом. Все мои проекты начинаются всегда от моего личного интереса и наблюдений за окружающей жизнью, или чтения о ней. Я использую всё, что может сделать мои истории более мощными и гуманистическими, давая зрителю разные ракурсы. Также я использую разные медиа, будь то фотография, видео или аудио. Это то, что я изучал во время семинара NOOR-Nikon с Пепом Бонетом и Кадиром ван Лохуизеном (Pep Bonet & Kadir van Lohuizen) в 2017 году.
Из наблюдения приходит мотивация, а затем – масса поисков и исследований. Работая над проектом о Руанде, например, я был восхищён процессом примирения, происшедшим в стране за эти годы, особенно среди молодёжи, и я хочу понять эту способность к прощению. После чтения, я погружаюсь в предмет, чтобы открыть себя для разных ракурсов и точек зрения. Естественно, эти визуальные истории должны быть представлены публике через выставки, журналы и другие медиа.
Думаете ли вы, что европейцы хорошо представляют себе происходящее на африканском континенте?
Африка представлена в глобальной индустрии плохо, а часто и недостоверно – определённый вид «драмы», снятой людьми, которых постоянно нанимают для репортажей об этом огромном континенте. Также эти люди часто решают, кто завтра будет признан в качестве «таланта». Но, в то же время, есть множество талантливых африканских фотографов, делающих замечательную работу. Я думаю, пора поменять эту ситуацию, и международной фотографии пора принять разные взгляды и стать более открытой и глобальной.
Какие мероприятия организуются в вашей стране для популяризации документальной и арт-фотографии? Участвуете ли вы в ник так или иначе?
В течение нескольких лет в Марокко были разные инициативы с фестивалями для молодых, такие как Face à la Mer в Танжере, Les nuits photographique d'Essaouira в Эс-Сувейре, Daba photo в Марракеше. Я стараюсь по возможности бывать на них, так как это много хороших встреч, знакомств и задумок, связанных с фотографией.
Как вы видите дальнейшее? В частности, свою карьеру в следующие 5-10 лет?
Я сейчас сосредоточен на своей работе, представляющей собой документальную фотографию с поэтическим подходом, позволяющим рассказывать мощные истории. В дальнейшем, я хочу исследовать и освоить документальное кино. Моя цель на ближайшие несколько лет также состоит в том, чтобы быть частью группы «рассказчиков» со схожими взглядами, чтобы менять мир в разных его частях. Из опыта я научился тому, что планирование – важная штука, но надо быть открытым для неожиданных возможностей и воспринимать постоянную эволюцию как индустрии, так и себя самого; потому что постоянны только изменения.
Оригинал на сайте GUP Magazine
Перевод с английского Александра Курловича