10 июня в Галерее Классической Фотографии открылась выставка современной российской фотографии «ФотоТоп». В день её открытия мы поговорили с участником проекта московским фотографом Максимом Бедовым.
Расскажите, пожалуйста, какие ваши работы вошли в экспозицию?
Так как выставка групповая и нет необходимости составлять обширную экспозицию, я решил показать подборку из самых новых работ. Это группа из десяти отпечатков, все они датированы 2021 годом, и все их объединяет одна общая тематика, собственно, её я и вывел в название — «Зима». Все они сняты здесь, неподалёку: Владимирская, Ярославская, Тверская, Костромская, Рязанская область, Карелия.
Вы не боитесь, что вам придётся постоянно повторяться, продолжая работать в классической традиции?
Моё основное направление — это пейзажная фотография, а природа тем и хороша, что никогда не повторяется, даже если вы будете снимать изо дня в день одно и то же место с одним и тем же ракурсом, вы всё равно не сможете повториться, будет меняться освещенность, погода, времена года. Поверьте, вы не получите ни одного повтора. И это мы говорим только о чисто первичной составляющей пейзажа, не затрагивая вопросов его трактовки, которая практически безгранична в классической фотографии.
Какой, по-вашему, должна быть хорошая фотография?
Сложно ответить на этот вопрос однозначно и коротко. Фотография никому ничего не должна. Если фотография вызывает интерес зрителя, если её хочется рассматривать, анализировать, если она рождает эмоции, она уже хороша.
Можно подробнее?
Хороша та фотография, которую хочется увидеть повторно, рассмотреть подробнее, в конце концов, апофеоз хорошей фотографии — это тот отпечаток, который хотелось бы забрать с собой и поместить на стену своего жилища. Ну, и, конечно же, лучше всех про это сказал Ансель Адамс: «There are no rules for good photographs, there are only good photographs».
Назовите своих учителей.
Мне посчастливилось изначально получить серьезное художественное образование: два училища, потом Строгановский университет. Все, что касается компоновки, композиции, общего подхода к построению картинки идет из этого периода жизни. Что же касается именно учителей в области фотографии, то тут лучше любого учителя для меня внимание к классикам и их почитание, и, что самое важное, классиков в оригинальных отпечатках.
Единственный человек, кого я могу называть учителем в области фотографии — это богоподобный Джон Секстон, у которого мне посчастливилось пройти продвинутый курс обучения. Это было в 2016 году, и это то, о чем можно будет рассказывать внукам. Джон является прямым и непосредственным участником той истории классической фотографии, которая уже сейчас для большинства современников выглядит практически как легенда — как взятие Трои или падение Вавилонской башни.
И в целом мне близка традиция американской классической фотографии, поэтому эталоном являются представители именно этого круга, их имена и так всем известны: Ансель Адамс, Эдвард и Бретт Вестоны, Рут Бернард, Джон Уимберли, Джон Секстон, конечно.
Кого бы вы выделили из современных авторов и почему?
Джон Секстон. Это невероятный человек, друг и соратник Анселя Адамса, его работы являются эталоном и самым сильным мотиватором в моём творчестве. Кроме того, мне посчастливилось знать его лично, и это удивительно приятный, высокообразованный и дружелюбный человек.
Вы работаете в даркруме по классической технологии, полностью исключив какие-либо цифровые фотопроцессы. Что это — фишка, дань традиции или творческий выбор?
Это однозначно осознанный творческий выбор. Сам по себе процесс черно-белой печати подразумевает сколь угодно глубокое вмешательство автора для достижения задуманного. В работе с печатью возможности по части трактовки изображения практически безграничны. Можно не только управлять контрастом и плотностью итогового изображения, но и посредством масок делать то, что в фотошопе называется «гнуть кривую», можно управлять краевыми эффектами — и все вышеперечисленное можно делать локально.
То есть само исходное изображение, негатив — это, можно сказать, «тема», а развивать эту тему можно уже на свое усмотрение.
Поделитесь своими творческими планами.
У меня нет особенных планов. Планы и цели — это плохо, самое худшее — то, что ты рано или поздно их выполнишь. Для меня фотография — это процесс, интересный, многогранный, приносящий позитивные эмоции. И этот процесс прекрасен тем, что не подразумевает никакого эндшпиля, это как шахматная партия, в которую можно играть вечно, и при этом игра не теряет своего накала.
Максим Бедов, родился в России, занимается серебряно-желатиновой фотографией более 20 лет. Изначально получил классическое художественное образование по специальности «Реставрация живописи», также прошёл обучение «Darkroom advanced technique» в городе Carmel, California, USA у легендарного Джона Секстона.
В 2019 году провёл свои первые персональные выставки в Москве и Санкт-Петербурге. Проводит индивидуальные занятия с фотографами, желающими улучшить свои технические навыки в даркруме. Занимается изготовлением кастомного оборудования для даркрума, такого, как Pin registered system, Sheet film washers, contact frames, film retouching machines etc...
Выставка «ФотоТоп» открыта для посетителей с 10 июня до 22 августа 2021 года. В рамках экспозиции представлено около 200 произведений современных фотохудожников, работающих в разных направлениях и жанрах: репортаж, психологический портрет, пейзаж, пикториальная и уличная фотография и т. д. Она объединяет более пятидесяти фотографов нескольких поколений, многие из которых до этого никогда не выставлялись вместе. Среди них Андрей Чежин, Сергей Чиликов, Валерий и Наталья Черкашины, Вадим Гущин, Олег Виденин, Сергей Борисов и многие другие.