С 3 по 8 сентября 2021 года в Музее современной истории России пройдет выставка «Трансфигурация» японца Юсуке Акамацу, которого, однако, после первого знакомства с его странными самобытными работами, сложно определить исключительно лишь как «художник». Считая себя частью «постоянно меняющегося большого мира», Акамацу наблюдает и приветствует трансформации, пытаясь найти подходящие инструменты и язык для своих рефлексий. И после 15 лет работы на телевидении и путешествий по Европе ему это удается – в качестве средств для творческого выражения современный импрессионист останавливается на… экране мобильного телефона и собственных пальцах. Авторскую технику назвали «digital finger painting». Как и многие представители его изолированной далекой культуры, Акамацу немногословен, вероятно предпочитая предоставлять зрителям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы при контакте с работами: интервью, даже на английском языке, в сети почти нет, и Photographer.ru в каком-то смысле повезло. Молчаливый путешествующий «человек с телефоном» комментирует опасность «выпадения» из момента настоящего, признается в ценности одиночества и прогнозирует темы для творчества будущего.
Арт критики и пресса называют вас «современным импрессионистом», «пионером нового направления в медиа-искусстве», «New Age artist» и «романтически-ностальгическим» художником, «побеждающим к поискам самих себя в суете техномира». Какое определение близко вам самому? Как бы вы описали то, чем вы, как художник занимаетесь, российским зрителям, пока не знакомым с вашим методом?
Я бы охарактеризовал себя как «импрессионист медиа-искусства». Философ цифрового искусства, если угодно.
Как вы пришли к «finger art» и почему экран телефона стал холстом художника в 21 веке? В одном из интервью вы говорите, что современный человек становится рабом смартфона, но в то же время он как инструмент, – центральная часть вашего творческого процесса. Если техника делает нас такими зависимыми, почему совсем не отказаться от нее и не создавать landscape art, например?
Страх от смартфонов заключается в том, что они манипулируют людьми, возникает интерес к тому, чего на самом деле нет. Я сейчас про игры и про развлекательные приложения. Они развлекают вас, предполагают ваше включение. Вы наслаждаетесь ими, забываете о времени. Это опасно.
Причина, по которой я выбрал смартфон, заключается в том, что он стал для меня тем способом, который позволяет творить в метро, где я чувствую себя наиболее одиноким в городе.
Город представляет человека. Красивый вид города, кажется, что-то скрывает, а грязный город показывает человеческие желания и разочарования. Наблюдения за этими различиями дают мне энергию творить. Для меня любой город может стать студией и стимулировать творчество. Каждый день ко мне приходят разные модели, и я просто делаю рисунок.
В каком из городов мира вы ощущаете себя дома? Почему?
Мне нравится Париж. Он человечен.
Япония – страна, на которую весь мир смотрит как на будущее техногенного общества. Она, в какой-то степени, наше общее цифровое завтра. Чему, на ваш взгляд, вас она научила, как художника? В какой степени оформила ваше видение искусства и его задачи?
На меня повлияли японские фильмы и комедии 1970-х и 1980-х годов. Я думаю, что повлияли очень сильно. Но как художнику мне нечему учиться у Японии. Моими учителями были путешествия и одиночество.
А есть ли что-то, чему у японцев могут научиться европейцы и, в частности, европейские художники?
Самое хорошее в Японии — это культура толерантности.
В Москве вы собираетесь показать проект «Transfiguration» – какую роль этот процесс и явление играют в вашей жизни? Почему вы выбрали именно эту тему для своего исследования и творческого высказывания?
В какой-то момент город и люди, за которыми я наблюдал, начали «преображаться». Как будто бы они резко дали волю своим чувствам и желаниям. Это выглядело некрасиво. Некоторые люди неправильно понимают понятие свободы. 2019 год — это год ее начала.
С этого момента моя работа тоже начала меняться, трансформация стала для меня поворотным моментом.
И последний вопрос: какие три темы, на ваш взгляд, не потеряют актуальности через 10-15 лет? На что естественным образом будут направлять свое внимание художники и исследователи будущего?
Время. Язык. Опыт. Я думаю, вокруг этих трех тем будут сфокусированы исследования художников.
После 15 лет работы на телевидении в Японии Юсуке Акамацу покинул страну в 1997 году, чтобы путешествовать по Азии и Европе и начать свою карьеру в качестве художника. В своих путешествиях по миру он ощутил, что изменения в обществе происходят очень быстро. Чтобы уследить за ними, необходимо стремиться к расширению границ своего восприятия, не забывая при этом обращаться к накопленным за историю человечества знаниям и опыту.