С Александром Самойловым я разговаривал только один раз, 10 назад в Хьюстоне, во время ФотоФеста. Он предложил нам с Ларисой Гринберг профинансировать вторую часть его Анатолийского проекта, и это были какие-то очень значительные для нас деньги, которых не было. За финансирование Самойлов готов был отдать некоторое количество своих работ, их он оценивал справедливо-но-дорого для автора, не имеющего готового рынка. Речь шла о том, что нужно подготовить мотоцикл, и отправляться надолго снимать в бездорожье и неудобья Анатолийского плато.
Сам по себе подход вызвал большое уважение. Путешествовал Самойлов в одиночку на BMW GS, «Гусе», было ему на тот момент 62.
Тогда же он показал работы. Я помню это ощущение мощи – и отсутствия инструментария, чтобы описать, почему это хорошо.
Единственный знакомый мне специалист по Самойлову, Дмитрий Киян, неоднократно писал о нем, будучи еще главредом Foto&Video. Позже, в 2010, уже в Нью-Йорке, он сделал его одним из трех героев своей магистерской диссертации (вместе с Борисом Савельевым и Вячеславом Тарновецким). Дмитрий говорит о связи его с ранним документированием Египта, Сирии и Палестины в середине 19 века: Maxime Du Camp, Gustave Le Gray, Francis Frith, John Beasley Greene. При этом, если ранние фотографы создали поэтическую версию древнего Египта, то с Анатолийским плато этого не произошло, в 19 в. оно было частью Оттоманской империи, по которой было сложно путешествовать. Сам Самойлов, насколько я помню, тоже описывал цель этого проекта в документации центра ранних цивилизаций (начиная с Хеттской, потом Мидия, Персия и эллинизм). Если не снять осмысленно и цельно эту территорию сейчас, то натура уйдет! Но интересно, что снимал Самойлов таким образом, будто он сам в 19 в., словно речь о местах, увиденных европейцем впервые; если с работами Дюкампа и Фрита у нас есть дистанция лет в 170 и они сами уже воспринимаются через этнографическую призму, то Самойлов такую дистанцию создавал искусственно.
Потом относительно недавно я увлекся калифорнийцами, счастливо пережившими постмодернизм в фотографии и не перестававшими долбить в одну точку, снимая скучную фотографию природы, от которой почему-то шерсть дыбом на загривке. Вначале декабря я увидел в Берлине 12 Hz Рона Джуда. Паззл сложился.
Наконец дошли руки написать в этой связи про Самойлова, я стал забрасывать вопросами Дмитрия, тот последние несколько дней отвечал, и потом написал: «и вот еще что - Самойлов в эту среду трагически умер».
Судя по тому, что на сайте Анатолийский проект заканчивается 2012 годом, тогда Самойлов так и не нашел финансирование на его продолжение. И немудрено, и печально.
Ему было 71.