Кирилл Симаков — современный фотограф, чьи фотопортреты стали за последние несколько лет заметны на международных галерейных выставках и арт-ярмарках. В его объектив попали звезды разной величины — от Аль Пачино и Ральфа Файнса, до Зураба Церетели и Михаила Горбачева.
Завораживающие снимки природы разных стран — снежные пейзажи Карелии, Доломитовы горы, пляжи Майами и другие — привлекают ярким цветом, точностью кадра, тишиной и атмосферой спокойствия.
Урбанистическая фотография Кирилла поражает неожиданными ракурсами давно знакомых городов Европы, России, Америки и романтизированным восприятием лишенного человеческого присутствия городского пространства. Арт-критик Алиса Лисовская побеседовала с Кириллом о его карьерном пути и искусстве.
– Кирилл, вы прошли большой путь как фотограф нескольких жанров — портрета, пейзажа, городского пейзажа. Как бы вы охарактеризовали ваше профессиональное развитие, оглядываясь на несколько лет назад?
– Когда мне было около 16 лет, мы с семьей поехали в Рим, и Папа дал мне, принесенную с работы, мыльницу Canon. С этого момента и начался мой творческий путь! Хоть я это и не сразу понял. До сих пор у меня сохранились эти 6-7 цифровых фотографий из той поездки. Разумеется, до этого я, как и все, пробовал снимать и на пленочные фотоаппараты, но любовь к пленке пришла ко мне гораздо позже. В то время я пробовал рисовать, но все равно вернулся к фотографии. После окончания университета я попал в студию к известному фотографу в Москве, стал работать его ассистентом. Постепенно набравшись опыта, я стал воплощать свои идеи в персональных выставках, а затем и на международных ярмарках. Пробуя себя в разных жанрах (архитектура, ландшафт, урбанистка, предметная и т. д.), всегда ловил себя на мысли, что портретирование — это то, чем мне бы хотелось заниматься.
– Кто на вас повлиял больше всего в плане профессионального развития? Вы в других интервью упоминали Арнольда Ньюмана и Питера Линдберга, скорее всего, ряд имен гораздо шире.
– Спустя долгие годы, мне до сих пор очень импонируют работы Арнольда Ньюмана, его мастерство продемонстрировать героев своих фотографий в их «естественной среде обитания», их рабочие кабинеты, места, их инструменты и их характеры, в его фотографиях есть абсолютно все! Я очень часто любил разглядывать его фотокниги. Повлияло ли его творчество на мои работы? Разумеется, да. Ньюман, Питерсон, Берменьев, Линдберг, Бенсон, Вебер и другие — их творчество всегда вызывало у меня восторг, но не только их творчество повлияло на меня, общение с некоторыми из них дало мне даже больше, чем их великолепные работы!
Если Вы спросите, что сейчас вдохновляет — то это Музеи. И не просто картины и скульптуры внутри залов, а как объект целиком: с его архитектурой, стенами, залами и окнами в крышах. Оказалось, что для вдохновения и для профессионального развития мне достаточно посетить музей, а не просто бороздить просторы интернета.
Какой именно музей? Здесь нет однозначного ответа. Тот, который будет рядом? Возможно, а возможно и просто тот, в который я уже ходил 20 с лишним раз, но каждый раз подмечаю что-то новое для себя.
– У вас большое количество портретов известных людей — от западных и российских актеров и деятелей культуры до мировых политиков. Насколько сложно работать со звездами?
– Стараюсь никогда не делить людей на знаменитостей и обыкновенных. Все люди, которые попадают в объектив моей камеры, ценны для меня. Да, встречались именно «звезды» на съемочной площадке, как правило, это оказывались самые неинтересные личности, с такими работать не очень интересно, но все же приходилось. А случалось, когда передо мной представала настоящая «Звезда» с большой буквы, съемка с которой превращалась в сплошное удовольствие: приятные разговоры, интересные истории, яркие эмоции! Именно такие съемки я больше всего ценю, потому что, даже спустя много лет, мне стоит лишь взглянуть на одно фото с той самой фотосессии, как я мгновенно вспоминаю историю этого человека, и хочу поделиться ею с окружающими, передавая историю этой личности от человека к человеку.
– Могли бы вы рассказать свою самую запоминающуюся фотосъемку? Почему она была отлична от других?
– Я помню все свои съемки, какие-то прекрасно, какие-то чуть похуже. Были спонтанные съемки, были съемки, к которым готовился очень долго. Они все для меня в какой-то мере запоминающиеся. Могу также отметить, что люди одинаковых профессий на съемках ведут себя по-разному, это очень здорово! Потому что когда-то мне казалось, что пианисты или художники, например, как личности, очень схожи в поведении на съемочной площадке. Как же я ошибался! Они настолько разные, что каждый раз я с нетерпением жду, когда же будет новая съемка. Но, наверняка, самая запоминающаяся фотосъемка ждет меня впереди! Верю, что это будет одна из съемок Бенедикта Камбербетча, Энтони Хопкинса или Джоанна Роулинг, которых я бы очень хотел сфотографировать.
– При работе с моделью, какими бы секретами/советами вы могли поделиться, чтобы настроить диалог и создать атмосферу?
– Никогда нельзя ставить себя выше модели, на мой взгляд, это основное правило. Необходимо постараться узнать что-то заранее о человеке, которого намереваетесь фотографировать. Пусть это даже будет какая-то незначительная мелочь, но человеку определенно будет приятно это услышать, как только он окажется перед камерой. Дополнительный балл точно можно заработать таким образом ☺.
– Говоря о пейзажных фотографиях, вы много времени посвящаете поиску локаций, и последняя серия — эффектные круглые зеркала, помещенные в вечерние карельские пейзажи. Как создавался этот проект?
– В основном это были утренние и дневные снимки, просто погода была немного угрюмой, поэтому, на некоторых снимках создавалось впечатление вечера. Выбор локации всегда очень интересное занятие, бывает даже, что этот процесс более запоминающийся, чем сама съемка. Мы все понимаем, что все локации в разное время суток, разное время года и под разным светом выглядят по-разному. Кому-то везет, он находит локацию, приезжает туда на съемку, а там подходящий свет, легкий туман и красивая осень. А кто-то приедет на эту же локацию через день, а там просто серые тона и пасмурное небо. Видимо, немного удачи тоже нужно иметь, чтобы заполучить отличную фотографию к себе в портфолио. Зеркало я привез из Москвы, оно около 100 см в диаметре, удачно, что оно влезло в автомобиль, а то могло и остаться на парковке ☺.
Сама идея с круглым зеркалом возникла у меня после того, как я сделал серию "The nine" из 9 кругов. Теперь же хотелось не просто показать закат в форме круга, а вписать круг в пейзаж. Изначально, была задумка поймать луну в отражении зеркала, но тяжелые свинцовые тучи не позволили мне этого сделать. Это была уже не первая поездка в Карелию, так что некоторые локации для этой съемки у меня уже были записаны, да и времени было не так много на все, поэтому я решил большую часть времени потратить на поиски интересного отражения в зеркале, чем на саму локацию. Оказалось, что зеркальный круг смотрится выигрышно практически в любой локации. Кстати, мы аккуратно прикрепили этот круг на фотостойку и оставили в небольшом лесочке рядом с водой, вдруг, кто-то будет там прогуливаться — обнаружит небольшой арт-объект ☺. В результате стараний, получилось несколько отличных снимков, один из которых, попал в Музей Современного Искусства в Ярославле на Биеннале «Просветление» в 2022 году.
– Имея столько впечатляющих снимков в разных жанрах, можете ли вы назвать урбанистические пейзажи — любимой темой для работы? Или это все же портретная съемка?
– Мне кажется, что я как-то подсознательно стараюсь «виртуально пририсовать» человека к пейзажу во время съемок... и делаю именно такой снимок с пейзажем, где бы я хотел разместить человека! Так что, полагаю, что сейчас для меня эти два жанра съемки идут вместе друг с другом. Люди — они же своего рода тоже пейзажи, не самое лучшее сравнение, но почему нет?! Айсберг тоже сверху небольшой, а под слоем воды достигает гигантских размеров. Точно также и человек может быть снаружи «простым и обыкновенным», а на съемке раскрывает свой огромный внутренний мир.
Во время портретной съемки есть шанс узнать что-то сокровенное о портретируемом, ровно как и находясь где-то высоко в горах, можно услышать и разглядеть что-то мистическое в природе, если закатный луч солнца совсем немного осветит какую-то особенную часть ландшафта, которая без него еще минуту назад выглядела совершенно обычно.
– За 2022 у вас состоялось немало выставок в России и в Европе, упоминая лишь несколько: Современники, Люди. Города. Часть 3, Абсолют Перспективы ( Москва) Просветление ( Ярославль), Luminaries ( Милан), ArtVenice ’22 ( Венеция) и др. Какие у вас ближайшие выставочные планы?
– Сейчас мы готовим выставку «Сказочный Бергамо», которая пройдет в одноименном городе Бергамо на севере Италии. Это 22 работы, на которых изображен город, каким он навсегда запомнится мне. Бергамо — уникальный городок в Ломбардии, состоящий из двух частей: верхнего города, стоящего на 7 холмах и окруженного высокими стенами, и нижнего города. Верхний город — это средневековый город, окруженный могучими валами, построенный в шестнадцатом веке во время правления Венеции. Он сохранился почти без изменений. Нижний же был сформирован во время развития деревень, расположенных вдоль главных улиц, и является полной противоположностью Читта-Альта: широкие улицы, современные здания, магазины, кафе, школы, больницы, железнодорожный вокзал, аэропорт. Здесь суета обычного современного мегаполиса. Их соединяет фуникулер, который, как сказочный трамвай, позволяет жителям и гостям города заглянуть в прошлое и погрузиться в его атмосферу, прикоснуться к истории и стать ее частью! Каждый, кто однажды посетит этот сказочный город, навсегда останется неравнодушным к нему!
20 работ будут представлены в классическом исполнении 60 на 90 см в черных рамах, а две работы будут размером побольше — 180 см на 110 см.
После этого в планах организация выставки в одном из Музеев Москвы, на ней мы представим урбанистические и ландшафтные пейзажи, которые мне удалось отснять в разных частях нашей страны за последние 2 года.
Фотограф Кирилл Симаков (р.1984) – мультидисциплинарный художник.
Специализируется на городской, архитектурной и пейзажной фотографии. Он ищет красоту застроенной и природной среды, улавливая редкие моменты яркой атмосферы города или пейзажа.
Родился в Москве, учился в Нью-Йорке, работал в Европе, в настоящее время проживает в Милане, Италия.