Давид Пужадо — фотограф и организатор мероприятий в сфере искусства и культуры из Барселоны. Давид более 10 лет живет в Сербии и является основателем и директором фестиваля Белградский месяц фотографии и Белградской недели фотокниги. Он также владелец проекта «Бартселона концепт» и организатор Дней Каталанского кино в Белграде. Интервью Татьяны Валовой, куратора арт-проекта Art on Billboard (Россия) и фестиваля Белградский месяц фотографии (Сербия).

Давид Пужадо. Фото Снежана Крстич


– Как родилась идея организовать фестиваль фотографии в Белграде?

– Это произошло во время моего первого визита на Paris Photo. В то же самое время в Париже одновременно проходили Mois de la Photo и Mois de la Photo OFF. И фестиваль Mois de la Photo OFF очень вдохновил меня. Я подумал, как жаль, что у нас в Белграде не происходит ничего подобного, особенно учитывая то, какие интересные здесь есть фотографы.

– В этом году фестиваль открылся в шестой раз. Как он изменился по сравнению с первым запуском?

– С самого начала мы поддерживаем молодых фотографов с помощью конкурса «Новые таланты», а также активно продвигаем идею фотокниг. Но главное отличие в том, что сейчас мы самостоятельно организуем основную часть выставок фестиваля, в то время как в первом запуске фестиваля мы включали в программу выставки других галерей. Работая таким образом, мы можем контролировать как качество выставляемого контента, так и процесс организации и производства выставок. Если выставка получалась недостаточно хорошей, то сейчас это уже полностью наша вина. Еще одним важным изменением стало то, что в этом году впервые за всю историю фестиваля наша программа посвящена одной теме — «Колорама».

Стефан Павич (Сербия). Конкурс Новые таланты, победитель в категории Лучший местный проект

– Как Белградский месяц фотографии отличается от других фестивалей?

– Это очень сложный вопрос. Я предполагаю, что все люди разные, и в то же время мы делаем много похожих вещей. Возможно, отличительной особенностью является наш конкурс молодых фотографов «Новые таланты». С другой стороны, к сожалению, ограниченный бюджет — возможно один из наших недостатков. Но в то же время можно почувствовать, как каждый член нашей команды занимается фестивалем потому, что мы любим то, что делаем.

Тот факт, что Сербия не входит в ЕС, также создает некоторые трудности. Я думаю, что эти трудности могут быть общими для некоторых частей Европы.

– Как формат фестиваля отличается от отдельной выставки или от регулярных выставок в фотогалереях?

– Есть очень большая разница. Это сложнее, чем просто умножить работу одной выставки на 20. Потому что, во-первых, нужно организовать все то же самое, что и для одной выставки: художник, пространство, выставочный дизайн, смета, и так далее. Теперь умножьте это на 20 с учетом того, что все необходимо сделать в сжатые сроки. И после этого мы должны скоординировать все материалы, которые являются общими для всего фестиваля. Шансов столкнуться с трудностями гораздо больше, и в этом нет ничего необычного. Это просто другая вселенная... но многие из нас мечтают стать космонавтами.

Artist talk в рамках открытия выставки. Элеа Шмиттер (Франция) _40 лет 70 кг_. Фото Душко Вукич

– Помимо фотофестиваля, Вы также организовываете неделю фотокниги. Почему Вы решил уделить особое внимание фотокнигам?

– Как я уже упоминал раньше, фотокниги очень важны для нас. В настоящее время количество фотокниг стремительно увеличивается. Фотокнига стала в некотором роде портфолио художника. Фотокниги дешевле купить, чем оригинальный принт. Их проще хранить дома и обращаться к ним так часто, как хотите. Однако важно то, что в Сербии огромная нехватка издателей фотокниг, фактически нет ни одного, кто специализировался бы исключительно на них. На Балканах есть несколько издательств, но не много. Например, The Angry Bat в Словении, они были участниками Белградской недели фотокниги в 2022.

Запустив Белградскую неделю фотокниги первый раз в прошлом году, мы попытались замотивировать издательства и фотолюбителей начать работать с фотокнигами, попытались показать фотографам, что создание фотокниги — это не так уж сложно. Мы постарались дать им необходимы инструменты и знания для создания фотокниг, помочь найти финансирование, а также дать возможность белградцам приобрести издания, которых обычно нет в продаже в Сербии.

Клемент Ламбеле (Швейцария) рядом со своим проектом _Математика регрессии_. Фото Милица Смильянич

– Изначально, фестиваль был ежегодным, но теперь Вы перевели его в формат биеннале. Чем было вызвано такое решение?

– Это то, что было запланировано с самого первого фестиваля. С самого начала я решил, что после пятого или шестого запуска, фестиваль будет проходить раз в два года. Причина проста. То количество работы и энергии, которые требуются для запуска фестиваля, огромны. И у всех у нас есть свои лимиты. Но в то же время, в формате биеннале есть возможность лучше продумывать каждые последующие запуски, есть больше времени на подготовку. Нужно много терпения, работы и любви к каждому проекту, который хочется включить в программу. Это как приготовить вкусную еду. Захочет ли кто-то есть хот-дог, если можно съесть кобэ бургер?

– Вы начинали как фотограф. Работаете ли Вы фотографом сейчас?

– Я мог бы сказать да, но не про прошедший год. В фотографии я делаю то, что мне нравится делать. Я снимаю, когда я чувствую, что у меня есть энергия и желание фотографировать, когда мне есть, что сказать, когда нет никаких обязательств. Очень скоро у меня открывается выставка с моим проектом, которая была запланирована еще на 2020 год. Этот проект основан на португальской поэзии и был создан благодаря поддержке посольства Португалии в Сербии и Института Камоэнс, а также благодаря помощи Софии Маринхо — профессора португальского языка в Нови Саде. Я сейчас даже не могу вспомнить, когда у меня была последняя персональная выставка.

Промо материалы фестиваля. Фото Снежана Крстич

– А как Вам удается совмещать личную художественную практику с кураторством фестиваля и других выставок?

– Если бы я удалял больше времени своей фотографической практике, то тогда может быть это было бы чуть сложнее, из-за времени. Но нет, это не проблема для меня, все в порядке. Я знаю уровень своей работы, и я очень ценю работы других людей.

– Какие критерии отбора фотографов для участия в фестивале? Помогает ли Вам в выборе тот факт, что Вы сам фотограф?

– Я думаю, что нет. Я выбираю то, что мне нравится, что соответствует фестивалю (особенно в этом году, когда у нас есть тема), что предлагают другие члены команды и что мы считаем достойным, что мы можем привезти из других стран и показать. Есть много практически несбыточных желаний, но я надеюсь, что со временем их будет все меньше.

Правда в том, что в случае с Белградским месяцем фотографии программа всегда — это настоящий тетрис, в котором всегда что-то, что казалось невозможным, вдруг складывается и реализовывается. Когда мы сотрудничаем с фотофестивалями из другим стран, мы всегда производим в некотором роде международный обмен: фотографы из Сербии выставляют в рамках фестиваля-партнера, и наоборот.

Ясна Вукос (Сербия)

– Помимо художественных выставок, в рамках фестиваля также проходится коммерческая выставка — Foto Bazaar, на которой все представленные работы продаются, и посетители могут купить принты в свои коллекции. В Сербии активно покупают искусство, фотографию, фотокниги?

– Продавать искусство в Сербии совсем непросто, а фотографию за достойную цену — почти утопия. Когда я переехал в Белград и стал организовывать фотовыставки, я делал упор в том числе и на продажу. На всех выставках у меня всегда был прайс-лист, чтобы облегчить потенциальным покупателям процесс покупки. Когда я открыл «Бартселонета концепт», это была единственная частная фотогалерея в Белграде и вообще в Сербии. Продажи были регулярными благодаря туристам, иностранцам, живущим в Белграде, включая дипломатов, и некоторым местным энтузиастам, но это никогда не было легко.

Мы уже третий раз целенаправленном организуем коммерческую выставку. Первый раз был не очень успешным. Второй — уже лучше. Мы проводили ее в коммерческом арт-пространстве и продали несколько работ. В этом году мы проводим Foto Bazaar в галерее Kvart Gallery, которая находится в самом крупном торговом центре Белграда, и мы надеемся, что фотографам-участникам удастся продать как можно больше работ. Также стоит отметить, что галерея, в которой будет проходит Foto Bazaar, решила направить всю свою прибыль от продаж на благотворительность.

С фотокнигами тоже все обстоит не так просто, просто потому что в Сербии они совсем не распространены. Но должен сказать, что продажа фотокниг в рамках Белградской недели фотокниги была очень успешна. У нас было представлено пять издательств, а также фотокниги друзей, которые самостоятельно их опубликовали. Результат был очень хорошим. Посетителям все очень понравилось. Издатели также остались довольны. Это было особенно приятно учитывая то, что мы делали такой маркет фотокниг впервые и не могли предугадать результат. Я действительно считаю, что это одна из лучших вещей, которые были сделаны в рамках фестиваля.

Открытие выставки конкурса молодых фотографов Новые таланты. Фото Катарина Матич

– Неотъемлемой частью Белградского месяца фотографии является конкурс среди молодых фотографов. Каковы современные тенденции в молодой фотографии? Как изменилась молодая фотография за те шесть лет, что проходит фестиваль?

– У меня нет ответа на этот вопрос. Заявки, которые мы получаем, чрезвычайно разные. И это разнообразие мы можем видеть также и в работах финалистов и победителей. До этого года, тематика конкурса, как и тематика фестиваля, была открытая, что способствовало еще большей разносторонности присылаемых работ. Но и в этом году, когда у нас есть тема, заявки все равно очень разнообразные.

– Что Вам больше всего нравится в фестивале?

– Правда в том, что каждый этап может быть очень приятным. Но то, что мне нравится больше всего, — это когда начинают приходить посетители выставки, когда мы монтируем выставки рука об руку с фотографами, а также моменты до или после открытий, когда у нас есть время пообщаться всем вместе за ужином. Когда на открытие приходит много людей и ты видишь, как глаза фотографа улыбаются. Конечно, если публика довольна, мы гордимся проделанной работой и это придает ей еще больше смысла.

Timjune Tianjun Li. Победитель конкурса Новые таланты

– Какие возможности Вы видите для Сербии в плане развития фотографии?

– Ух ты. Я думаю, что наши фотографы должны начать смотреть в сторону заграницы, и это одна из важнейших целей фестиваля — коллаборация и обмен художниками с другими фестивалями как возможность сербским фотографам выставляться в других странах. Я очень радуюсь, когда я посещаю фестивали за рубежом и вижу сербских фотографов. Прошу прощения за не очень позитивный ответ, но я реалист. Со стороны фестиваля, мы продолжим работать с фотографией в Сербии и с местными фотографами.

– В рамках фестиваля также проходит финальная выставка международного фотографического конкурса «Сарамаго сквозь объектив». Целью конкурса является установление связи между рассказами португальского лауреата Нобелевской премии, писателя Хосе Сарамаго, и воображением его читателей. Участникам предлагается выразить свою интерпретацию одной из книг Сарамаго с помощью фотографии. Какая истории появления этого конкурса?

– Этот проект был придуман совместно с профессором португальского языка Софией Маринхо во время книжной ярмарке в Нови Саде, незадолго до ковида. 2022 год был годом столетия со дня рождения Сарамаго, и мы хотели отдать дань уважения такому громкому имени, в том числе и с помощью фотографии. Мы очень довольны результатом. Посольство Португалии в Сербии и Институт Камоэнс поддержали этого проект. Впервые, у нас были денежные вознаграждения для четырех победителей. Этот проект стал частью официальной программы в честь 100-летия со дня рождения Сарамаго. Ана Матос, куратор и дочь писателя, вошла в состав жюри фотоконкурса.

Мы впервые открыли итоговую выставку 16 ноября 2022 в Нови Саде, а в рамках фестиваля в этом году открыли ее и в Белграде. Победителями стали Ивайло Йоргов (Болгария), Юнг Юи Лии (Корея), Лилия Кучер (Украина) и Марко Стойанович (Сербия). Трое из четырех победителей присутствовали на открытии в Белграде, и это было большой честью для нас.

Экспозиция. Ясна Вукос (Сербия) _Атопос_. Фото Душко Вукич

– Есть ли для вас особенная связь между литературой и фотографией?

– Для меня – да. Литература, поэзия, кинематограф, живопись, все это очень меня воодушевляет. Несколько лет назад я выставлял проект, вдохновленный поэзией Хайме Хиль де Бьедма, а в конце апреля я открываю выставку с проектом, создание которого было вдохновлено другими португальскими поэтами.

– Какие ваши любимые фотографы?

– Я упомяну нескольких. Из Испании мой любимый — это Альберто Гарсия-Аликс, с которым я знаком лично, и которого я бы хотел однажды выставить в Белграде, в чем он также заинтересован. Также мне нравятся работы Сола Ляйтера, Дианы Арбус, Алекса Прагера.

– А кого вы могли бы отметить из сербских фотографов?

– Не могу обойти вниманием Томислава Петернека, возможно это одно из самых важных имен в истории фотографии бывшей Югославии. Вместе с ним мы открывали первый фестиваль, где была представлена его ретроспектива впервые с 1987 года. Это было в некотором роде признание, которое он действительно заслужил, но не получил, и, к сожалению, маловероятно, что получит.

Другие важные имена для меня это Имре Сзабо, Марко Дьюрика, Владимир Зивойинович, Катарина Радович, Дейана Вучичевич, Милица Мрвич.

Открытие фестиваля. Организаторы фестиваля, победители конкурса молодых фотографов и некоторые фотографы, представленные на фестивале. Фото Катарина Матич

– А что вы думаете о российской фотографии? Как на ваш взгляд Россия представлена на мировой карте искусства?

– Я думаю, что в России есть очень хорошие фотографы. Победительницей «Новых талантов» в 2020 году была россиянка Любовь Рашина. Третье место заняла также молодой фотограф из России — Кристина Сергеева. В 2023 года у нас также было трое финалистов из России — Дмитрий Филатов, Света Максимова и Алексей Шелестов. У нас всегда достаточно много заявок от россиян.

В предыдущие года на фестивале у нас было много российских фотографов и в основное программе: Ильмар, Ольга Титова, и другие. Когда посещаешь любой фотофестиваль, на нем всегда присутствуют очень достойные работы фотографов из России. Посмотрим, что будет дальше.

Из конкретных людей также могу отметить таких фотографов как Юрий Курносов (но не для темы Колорама!), Надя Саблин, Елены Чернышова, Маргарита Карева.