Борис Назаренко – признанный мастер спонтанной стрит-фотографии, участник многочисленных выставок в музеях и галереях России, Италии, Швейцарии, Венгрии и Чехии. Он также является членом жюри Международного конкурса и фестиваля фотографии «Свет и Цвет». В преддверии этого фестиваля Мария Сергачева побеседовала с Борисом Назаренко специально для портала Photographer.Ru.
Борис Васильевич подчеркивает, что никогда не фотографировал одно и то же место несколько раз. Однако сама жизнь распорядилась так, что немало прекрасных стрит-фотографий были сделаны им по дороге от дома до автобусной остановки в районе Ивановское города Москвы. Расстояние составляет всего 500 шагов, но на каждом шагу разворачивается целая история.
Я увлекся фотографией в 7 лет. Мои родители занимались фотографией как хобби: сами снимали, сами проявляли и печатали. Из детства остались яркие воспоминания: темная комната, красный свет, все остальное…. Но это было хобби, а не профессия.
Если человек умеет сам для себя создавать радость в любых проявлениях, даже в самых таких мелких, значит, он человек творческий. В любой сфере, где рождаются новые идеи – есть творчество. И в живописи, и в математике, и в финансах, поэтому и творческие и точные ипостаси могут гармонично сочетаться в одном человеке.
Я не выбирал стрит-фотографию, это сложилось стихийно. Я всю жизнь фотографировал, но никогда не занимался студийными съемками, портретами, натюрмортами. Всегда фотографировал на улицах, в общественных местах.
У меня фотография спонтанная, как джаз – чистая импровизация. Я никогда не ставлю себе никаких задач. Просто гуляю по улицам, у меня всегда есть с собой камера или смартфон. Я кручу головой. И что меня как-то трогает, цепляет – стараюсь запечатлеть. Разум не работает абсолютно. Никакие знания композиции тут не работают, все это чисто интуитивно.
Я всегда хочу запечатлеть некую композицию, некую форму, частью которой являются люди. Я хочу запечатлеть какие-то отношения, которые мгновенно складываются между людьми, их эмоции. Любое взаимодействие людей – это всегда история.
Если вы хотите нравиться большинству, то есть заниматься коммерческой фотографией, тогда вам есть чему учиться. Если вы хотите снимать для своего удовольствия, для кайфа и выбираете стрит-фотографию – лучше ничего не читать и ничего не смотреть чужого. Смешно звучит, но это касательно моего амплуа, так как насмотренность и тем более знакомство с классикой создают у фотографа стереотипы и шаблоны. И фотограф в них сваливается, начинает замечать то, что он где-то уже видел: какие-то фотографии общепризнанные, известные, великие.
Я снимаю реальную жизнь. У этого жанра есть еще один плюс – он запечатлевает историю.
Я всю жизнь занимался наукой. Получал удовольствие, кайф от этого, творческую разрядку и этим жил. Но сейчас жалею о том, что в 1990-е не фотографировал, очень была богатая история в России в то время.
В 2014 году я зарегистрировался на Фейсбуке (социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории РФ). Там очень много было групп фотографических уличных. Я в них участвовал, публиковал мои работы, их отмечали. Там меня заметила аудитория более широкая, зарубежная. Мне стали предлагать участие в фотовыставках, и я участвовал. Мои работы печатали. И стало раскручиваться и в России, и за рубежом. То есть я такой старенький фотограф, который был признан публично уже в возрасте 63 лет.
Я принял предложение войти в состав жюри Международного конкурса и фестиваля «Свет и Цвет», потому что это важное общественное событие, публичное, праздник. Туда собираются интересные люди, которым есть о чем поговорить. Ну, вот все же любят праздники, правильно? (смеется) Все мы ждем, ищем всякие возможности устроить праздник.
Сам Елец – город замечательный для уличного фотографа, любопытный, самобытный, с интересным рельефом, очень привлекательный. Я жду своей поездки в Елец, буду там ходить, гулять, фотографировать. Я вообще очень люблю ездить, и у меня какой-то кураж внутренний в новых местах.