Все творческие соревнования, даже длиной в марафон, проходят обидно быстро. Стартовую отмашку петербургскому Фотомарафону дали 1 декабря «Известия»: «Ежегодный питерский „Фотомарафон“ — это десятки выставок в разных музеях и галереях. Не всегда качество успевает за количеством, но энтузиазма и участников хоть отбавляй. Они заразили им сотрудников литературных и мемориальных музеев, которые в обычной практике не выставляют фотографию. Молодая необкатанная фотография будет целый месяц показываться на Пушкинской, 10. Там расположена галерея „Фотоимидж“, которая в этом году и, по всей видимости, в дальнейшем будет организатором шоу фотохудожников. Кроме взрослых людей, свои работы на „марафоне“ покажут юные дарования — в Аничковом дворце и доме творчества юных Петроградского района. Архивные снимки ленинградских
На Пушкинскую, 10, где в музее нонконформистского искусства 2 декабря должен был «официально» открыться Фотомарафон, я шел, думая, что в конце
Прошло немногим более десяти лет и вектор жизни стал прямо противоположным. «Нонконформизм» получил статус музейного экспоната, и войти в цитадель андеграунда можно сегодня лишь с противоположной стороны.
«Официальное» открытие фотомарафона прошло достаточно скромно: «официальные» лица ленточек не перерезали и речи были короткими, а масс-медиа были представлены парочкой видеокамер и корреспондентом «Невского времени». Затем большинство отправилось в новое выставочное помещение в музейном флигеле, которому было доверено представить выставку «Межсезонье», одно из основных мероприятий Фотомарафона.
Мария Снегиревская, Елена Агафонова-Бахарева
Больше выставок, хороших и разных
Выражаясь языком старинных романов, «смешанные чувства теснились в груди моей в тот день». Проходя по тесноватым комнатам некогда жилого дома, ставшего волею судеб музеем, я и радовался, и недоумевал, и
Не ошибусь, если скажу, что в последние
Все «меж»
На мой взгляд, «Межсезонье» — выставка, которая образцово-показательно продемонстрировала, что известный лозунг: «Анархия — мать. порядка», абсолютно неприемлем в организации фотовыставок. Дело не столько в том, что в небольшие комнаты и узкий коридор нельзя без ущерба для восприятия работ и боков зрителей впихивать такое большое количество фотографий.
Оказалось, что этот рукотворный хаос был изначально задуман кураторами выставки /А. Чежин, Д. Пиликин, И. Лебедев/. «Межсезонье» — это «Mix Project», объясняют устроители, «который смешает в одном пространстве произведения как весьма известных, так и начинающих авторов». К непонятному удивлению кураторов «Оказалось, что большие сборные выставки … до сих пор актуальны и имеют успех у зрителей… Фотомарафон-2000 отличается тем, что мы показываем фотографию в самом широком диапазоне, размывая всяческие границы…Не скроем, что проект этот — весьма рискованная авантюра…» Опасения, как мне кажется, оправдались в полной мере: быть может, запланированное «шоу» и имело «эффектный» и «креативный» характер, но походило оно все же больше на «толковище», чем на «шоу». Потолкавшись полчаса, фотообщественность перетекла в соседние галереи знакомиться с новыми «Project»ами (словечко, употребляемое вопреки своему смыслу, столь модно в нынешнем году, что на него натыкаешься, чуть ли не в каждой строке или названии). Однако вернемся в тесные комнаты в «Межсезонье». Действительно, Все — «меж». Уровень представленных фотографий — меж добротных работ мастеров и удручающих потуг бездарей, меж отточенного фотомастерства немногих и косноязычия начинающих неумех, меж интересными замыслами фотохудожников и грязновато-пошлыми опусами «тупых» — и старого, и нового образца. Сей выставочный «проект» нужно признать вполне провальным. Кураторы сослужили дурную службу и мастерам, и начинающим, и тем, кому предначертано восхищаться своими «творениями» исключительно в тесном домашнем кругу, не вынося их на свет Божий. Потому что: достойные работы первых утонули в фотомусоре, между тем как работы мастеров всегда будут интересно зрителю и ничто не должно мешать их восприятию; вторым не подсказали деликатно, что выставляться им еще рано; для начинающих нужно устраивать отдельные выставки и почаще; третьих нельзя подпускать вообще близко к выставочным стендам, а уж если им очень неймется, то пусть «скачивают» свои «шедевры» в большую мусорную корзину, называемую «Интернетом». Выставка все же есть двусторонняя акция, с равными правами у каждой из сторон, и для кураторов, устроителей, и для зрителей. Не подумав обо мне, зрителе, кураторы «Межсезонья» решили, что они вольны выставлять все, что им вздумается. Но у меня, пришедшего на выставку, есть право равнодушно пройти мимо выставленного, если устроители не озаботились показать на выставке в ы с т а в о ч н ы е фотографии высокого творческого и технического уровня.
«Шерше ля фам»
Уже при первом беглом обзоре выставки «Межсезонье» мне бросилось в глаза одно интересное обстоятельство. Утверждаю с чистой совестью, а не ради комплимента прекрасной половине человечества, что на этой выставке девушки выступили намного сильнее авторов-мужчин. Их работы носят более осмысленный характер; их сюжеты изобретательнее, а стиль и вкус их более высокой пробы. Одной из наиболее интересных работ, к примеру, я считаю диптих Елены Агафоновой-Бахаревой «12 лет». Уверенно-классическая композиция двух выставленных работ с хорошо выстроенной средой обитания персонажей, несколько артистической в первом случае и непритязательно-бытовой во втором сюжете, отлично работает на настроение вид вечернего города за широким окном во весь кадр; и до чего умело поставлен на переднем плане роскошных дог!
Но зато уж в чем мужчины перещеголяли девушек, так это в «прикладном» красноречии, многословно и маловразумительно объясняя свои замыслы и «проекты».
Е. Скибицкая
Итак, «проекты»
Давно установлено, что чем более развит у автора комплекс творческой неполноценности, тем более пышным и цветастым оперением пытается прикрыть он свое хилое творение. При этом в ход идут великие имена, глубокомысленные эпиграфы, мудрые латинские изречения и великое множество столь непонятных терминов, что без толстого словаря иностранных слов добраться до смысла написанного весьма непросто. В небольшой комнате очередной галереи я увидел на стенах фотографии намогильных фотомедальонов, помещенные на разноцветные кричаще — анилиновые листы бумаги. Просматривая их, я не обнаружил, как не старался, решительно никакой связи между ними, как и наличие какого-либо замысла у автора работающего в стилистике «Photo Based Art» — что это такое, я предоставляю догадываться читателям самим, а узнал я об этом «проекте» выставочной программы «Too young to die» из анонс-листовки Дм. Пиликина, автора всех многословных объяснительных — вступительных эссе к каждому «проекту». Принимая эти эссе за «артефакты» и вводя их в пространство нашего обзора, все же не будем «касаться абстрактных философских категорий» и уж, тем белее «гносеологии восточных школ»…- вы удивлены, читатели? Это я перешел на язык и стиль Дм. Пиликина; написанные им опусы настолько легкая добыча для растерзания ее в клочья, что продолжать разбор перлов доморощенной философской сублимации даже
Мое недоумение при разглядывании выщербленных медальонов усугублялось режущими взгляд яркими подложками. — Чем оправданы столь веселенькие листы бумаги, на которые Вы поместили покойничков? — спросил я автора проекта «P.S.» — И что сказали бы сами загробные персонажи, буде им довелось бы увидеть Ваш проект? — А что сказал бы Фаюмский портрет, — ответствовал Шувалов, — или Нефертити? Обескураженный столь сокрушительными аргументами, я не стал больше задавать вопросов, хотя из дальнейших рассуждений автора я понял, что примененные им конфетно-яркие подложки есть способ привлечь внимание зрителя, но к чему должно было быть привлечено внимание, выяснить так и не удалось.
Наверх, к проекту «Extra Body»
Возносясь от кладбищенской юдоли на седьмое небо — то бишь, этаж на лифте, где находилась следующая галерея, я поймал себя на игривой мысли, что, судя по названию, мне предстоит сейчас увидеть голенькие «Body». Однако, войдя в «Галерею 21», я увидел хорошо напечатанные цветные фотографии большого формата; девушки, действительно, на них присутствовали, но вполне упакованные в платьица и халатики, в окружении разнообразных вещей и предметов. Поскольку моя догадка о характере фотопроекта «Extra Body» не подтвердилась, я решил выяснить замыслы автора фотографий Дм. Шубина из пояснительного текста. Снова пришлось продираться сквозь многочисленные «ритуалы инициации», «Loosing control» и прочие «мифологические тропы», но все же удалось уяснить, что целью работы фотохудожника было создание серии портретов девочек-подростков, чтобы подтвердить или опровергнуть сомненье, соответствуют ли образы их наполнению, для чего Шубин «внедряет широко известные образы — призывы известных художниц — феминисток в обыденную жизнь девочек». Правда, вскоре выяснилось, что девушки и слыхом не слыхали «имена известных художниц — феминисток», но реакция на показанные работы «была положительной в широком диапазоне от «О, классно!» до «О, ужас какой!». «Ну, хорошо, — подумал я, — автор показал девчушкам картинки из книги „Шедевры искусства XX века“: „Нэн с фингалом под глазом, после того, как ее побил муж“ и другие, а каков же результат съемок?» На мой взгляд, интересный, в принципе и без шуток, замысел был полноценно реализован на 30% — лишь в трех листах Дм. Шубину удалось создать полнокровные, психологически убедительные образы. Предпочтение я отдал бы портрету девицы в
Дмитрий Шубин
Невысокий процент попаданий — при четко поставленной задаче и добротных фотографических средствах — объясняется во многом тем, что, повторю снова, забыто само понятие, что есть выставочная фотография. Уж коли автор ставит себе задачу: создать серию фотографий для выставки в выдержанно-классическом стиле, то они должны иметь высокий уровень во всех сторонах композиционного построения: по свету, тональным соотношениям в цветовых пятнах, обязательному отсутствию лишних, «неработающих» деталей и. т.д. К сожалению, не все выставленные работы отвечают этим требованиям.
Мастер — класс на журфаке: «Сказки Старого Арбата»
Запоминающийся урок «как провести фотовыставку» мы все получили на журфаке Университета, в их фотогалерее «
Умница М .Дашевский, изобретательно и талантливо реализующий свой проект («ощущение многослойной жизни в одном самодостаточном снимке» при помощи «известного фотографического способа двойной экспозиции при съемке») в пояснительном тексте буклета, подготовленного им к выставке, просто и толково рассказывает о своей работе, — мастеру, постигшему за годы создания этой серии ее глубинный смысл, нет нужды прибегать к псевдофилософскому «щебетанью». Вся серия фотографий выстроена автором уверенно и точно, и, на мой взгляд, нет необходимости в рассмотрении отдельных листов: одним понравятся те, другим -эти; «многослойность» отразившейся в них жизни старого московского двора предполагает и разность в восприятии сюжетов. Мне, например, было интересно прослеживать соотношение между собой визуальных составляющих — в каждом сюжете оно было разным: в одном старый дом словно вспоминал
Мой «P. S.»
Сделать даже беглый обзор всех выставок Фотомарафона нет решительно никакой возможности да, быть может, и смысла. Многие из них заслуживают доброго слова — и выставка Дм. Конрадта «Работа времени» в музее-квартире Куинджи, и изысканно-стильные работы Л. Таболиной («От сумрака леса к поэзии садов») в Центре книги на Литейном, и «Благословение» А. Китаева в галерее «
Дмитрий Конрадт
Профессионалам полезно посмотреть, как добротно и со вкусом оформлены работы Натальи Данченковой на ее персональной выставке в Доме журналиста а среди ее фотографий есть лучшая Стрелка Васильевского острова из всех, виденных мною; ее балетные снимки хороши, но вполне традиционны, а прием «смазки далеко не нов, но в верхнем ряду висят
Выходя с очередной выставки на Пушкинской, 10 — но
Я уверен, что мы должны прекратить в своих поисках «играть на понижение». Планку творческой фотографии необходимо поднимать как можно выше, в том числе и в формально-технических требованиях к выставляемым работам. Нам грозит опасность погрязнуть в мелководном, но безбрежном болоте массовой фотографии. Снижение этических, эстетических и художественных норм, непрофессионализм — вот обязательные условия для расцвета масс-культуры, этого всепожирающего чудища, липкой слизью проникающего в любую щель…
Вот декларация моего инакомыслия: сегодня граница между «официальным» искусством (или тем неопределенно — студенистым новообразованием, в которое оно превратилось) и «нонкомформизмом» уже не существует; плохо охраняемая пограничная полоса разделяет Искусство как таковое и массовую культуру.