Серебро
Желатин
Фотографическая эмульсия
Первичный фотографический процесс
Первые три части статьи - Серебро, Желатина, Фотоэмульсия являются
переводом одноимённых статей с небольшими измененияим и дополнениями, любезно
предоставленных немецким онлайн журналом Schwarzweiss-Magazin.
Последняя часть - Первичный фотографический процесс - собственная работа переводчика.
СЕРЕБРО*
Старейшую, дошедшую до наших дней фотографию сделал в 1826 г. французский исследователь
Ницефор Ньепс. Он экспонировал при помощи камеры-обскуры покрытую асфальтом
металлическую пластину. Под воздействием света тонкий слой асфальта затвердел,
а на неосвещённых местах был вымыт после экспозиции лавандовым маслом. Выдержка
длилась ни много ни мало 8 часов!
Знаменитая фотография Ньепса "Вид из окна мастерской" еще не являлась
фотографией в современном смысле этого слова -- она была получена без использования
серебра.
В 1835 г. Тальбот, а в 1837 г. Дагер впервые применили серебро как основу светочувствительного слоя для получения фотоизображения. Главным преимуществом их открытий в сравнении с асфальтовой пластиной Ньепса были короткие выдержки - минуты, а не часы. День обнародования открытия Дагера на учёном собрании Парижской Академии является днём рождения классической серебрянной фотографии какой мы её теперь знаем.
Сегодня серебро -- это важнейший составной элемент при производстве светочувствительных материалов. Ежегодно на эти цели расходуется несколько тысяч тонн металла обшей стоимостью более 500 млн. $ (только в Германии от 150 до 200 тонн в год).
ДЛИННАЯ ДОРОГА К ПЛЁНКЕ
Серебро добывается в виде самородной руды и в виде соединений, например, в
виде сульфида серебра - Ag2S. В фотоиндустрии обычно используется нитрат серебра
-- AgNO3, подвергающийся тщательной очистке из за повышенной чувствительности
фотопроцессов к посторонним примесям и загрязнению. Его получают, растворяя
предварительно выделенное металлическое серебро в азотной кислоте.
Фотоэмульсии состоят не из нитрата серебра, а из его галогенидов -- хлорида,
бромида и иодида. Галогениды серебра получают при помощи реакции обмена взаимодействия
поваренной соли, бромида или иодида калия с нитратом серебра.
Вот как это выглядит в виде химических уравнений:
1. получение металлического серебра:
руда
Ag2S + 4NaCN = 2Na[Ag(CN)2]+ Na2S
и далее при помощи цинковой (или алюминиевой) пыли осаждают чистое металлическое серебро
2Na[Ag(CN)2] + Zn = Na2[Zn(CN)4] + 2Ag2. получение нитрата серебра
3Ag + 4HNO3 = 3AgNO3 + NO + 2H2O
3. получение галогенида серебра, в данном случае бромида
AgNO3 + NH4Br = AgBr + NH4NO3
Все галогениды серебра светочувствительны, причём наиболее светочувствительным
является иодид, а наименее -- хлорид. Бромид серебра занимает промежуточное
положение. Однако "видеть" они могут только соответствующую голубому
и ультрафиолетовому цвету части спектра; для всех остальных цветов галогениды
абсолютно "слепы". Для того чтобы галогениды серебра стали чувствительными
ко всем частям спектра, необходима процедура спектральной сенсибилизации**.
Внутри кристаллов, получивших достаточно света, в результате фотолиза образуется
металлическое серебро, являющееся основой латентного (скрытого) изображения.
Эти участки называют центрами скрытого изображения. При проявлении оно переводится
в видимое изображение за счёт огромного увеличения частиц металлического серебра
(по некоторым данным проявитель проявляет в 50 миллиардов раз больше атомов
серебра, чем это делает свет). Почернение, видимое на фотобумаге или негативе,
и есть металлическое серебро. Неэкспонированные кристаллы галогенида серебра
(и, соответственно, не учавствовавшие в образовании изображения) переходят большей
частью в фиксаж. При этом плохо растворимый галогенид серебра преобразуется
в легко растворимый тиосульфат-комплекс:
AgBr + 2 Na2S2O3 = Na3[Ag(S2O3)2] + NaBr
что значительно облегчает последующее вымывание остатков неэкспонированных кристаллов галогенида серебра из зафиксированного материала.
УТИЛИЗАЦИЯ СЕРЕБРА
В цветной фотографии утилизируется практически 100 % использованного серебра. В чёрно-белой -- только не задействованное в образовании изображения серебро может быть утилизированно. Но, так как, преобладающая часть всего серебра, используемого в чёрно-белой фотографии, применяется для производства рентгенологических материалов, которые по прошествии какого-то времени всё равно подвергаются переработке, можно говорить, что серебро по большей части циркулирует в замкнутом технологическом круге:
Почему вообще нужно утилизировать использованные фотоматериалы и химикаты, содержащие серебро? Во-первых, запасы этого металла не безграничны; во-вторых, высокие концентрации ионов серебра опасны для здоровья, а обычные очистные сооружения не в состоянии обезвредить воду, в которой эти ионы окажутся, если сливать отработанные реактивы в канализацию. Существует несколько способов извлечения серебра из отработанных растворов:
- Химическое осаждение. Дорогой и сложный, но очень основательный метод.
- Электролиз. Позволяет получить довольно чистое серебро, однако при концентрациях меньше 100 мг/л процесс становится слишком медленным.
- Осаждение на железных опилках. Старый, сравнительно малоэффективный способ; к тому же в раствор переходит большое кол-во ионов железа.
- Сепарация с ионообменниками. Подходит для растворов с малыми концентрациями серебра (промывочная вода).
Извлечённое одним из вешеприведённых способов серебро направляется (продаётся) на обогатительные предприятия, где очищается и используется повторно (см. схему). Так замыкается круг и начинается новый жизненный цикл серебра.
*Физико-химические свойства серебра подробно не рассматриваются - смотри
соответствующие издания.
**Спектральная сенсибилизация - изменение спектральной чувствительности эмульсии
путём добавления специальных пигментов, которые абсорбируются поверхностью кристалла
галогенида серебра и могут покрывать до 30% площади этой поверхности.
Продолжение следует