|
Существует несколько методов смешивания компонентов будущей эмульсии,
отличающихся друг от друга важными параметрами.
Раньше при производстве фотоэмульсии широко использовали технику
моновливания компонентов (см. схему). При этом в
раствор желатина сначала вливался раствор галогенида, а потом добавлялся
р-р нитрата серебра, причём обязательно поддерживался избыток галогенида.
Очень быстрое вливание нитрата серебра вело к образованию мелких
кристаллов и, следовательно, к получению мелкозернистой низкочувствительной
эмульсии. Если же процесс растягивался на длительное время (но не
более одного часа), то образовывались крупные кристаллы и достигалась
более высокая светочувствительность эмульсии.
При обычном моновливании* образуются кристаллы
разной формы и размера: октаэдры, кубы, пластинки и иррегулярные
многогранники (см. фото). Такая эмульсия является полидисперсной,
её светочувствительность не выше средней, а контрастность - от мягкой
до нормальной.
X- - раствор одного из галогенидов, или смесь нескольких
галогенидов
- раствор желатина
*Также существовал способ
инверсивного моновливания, при котором последовательность
вливания компонентов обратна: сначала к р-ру желатина добавляется
р-р нитрата серебра, а потом галогенид. Этот способ имеет серьёзный
недостаток: при неизбежном вначале избытке Ag+
эмульсия является нестабильной и многие кристаллы спонтанно
редуцируются (проявляются) в металлическое серебро. |
В настоящее время широко применяется метод одновременного
вливания эквивалентных количеств компонентов (double jet).
Специальные датчики управляют подачей исходных веществ в котлы,
где происходит их смешивание друг с другом; регулируют и поддерживают
равное соотношение между рAg** и рBr**.
Получаемая таким образом эмульсия состоит из кристалов одинаковой
формы и размеров, то есть является монодисперсной: либо это тетраэдры,
либо октаэдры, либо кристаллы кубической формы. Форму кристаллов
можно программировать заранее, изменяя соответствующим способом
концентрацию ионов серебра в растворе. Как видно из фотографий,
при рAg равном 7,0 получаются кубические кристаллы, а при
рAg равном 8,0 - октаэдры. Этот метод
позволяет получать высокочувствительные эмульсии.
**рAg - характеризует
концентрацию ионов серебра в растворе, а рBr - концентрацию
ионов
брома. Эти величины получают также как всем известное pH.
|
Дальнейшее развитие и усовершенствование вышеприведённой технологии
сделало возможным получение плоских кристаллов заданной формы с
увеличенной поверхностью: Т-кристаллов.
При этом методе происходит одновременное вливание исходных компонентов,
причём рAg остаётся постоянным на протяжении всей реакции,
а pBr изначально больше рAg и это условие строго соблюдается
до конца процесса. Таким образом, образование Т-кристаллов происходит
в условиях значительного избытка галогенида.
Эти кристаллы, T-Grains, имеют форму плиток или пластинок и практически
одинаковые размеры. Увеличенная по сравнению с обычными кристаллами
поверхность Т-кристалла повышает его светочувствительность, а небольшой
объём обуславливает зернистость на уровне более медленных эмульсий
( напр. Ilford Delta prof. ISO 400 ед. имеет зернистость, характерную
для классических эмульсий с ISO 100 - 160 ед.).
Не все кристаллы, образующиеся по одной из описанных выше технологий,
являются стабильными. Мелкие кристаллы распадаются при дальнейшем
перемешивании, чтобы впоследствии "нарасти" на более крупных
и стабильных. Этот феномен, начинающийся уже во время перемешивания
компонентов, называется физическое созревание кристаллов.
Оно приводит к росту светочувствительности фотоэмульсии за счёт
увеличения размеров кристаллов при одновременном сокращении их количества.
В распоряжении производителя фотоэмульсии находятся различные методы,
с помощью которых можно управлять формой, размерами и свойствами
кристаллов галогенида серебра, обуславливая тем самым требуемые
характеристики будующей эмульсии. Важнейшими из этих методов являются:
- влияние на температуру, при котором протекает физическое созревание
кристаллов и на длительность этого процесса. Повышение температуры
и увеличение длительности стимулируют интенсивный распад мелких
кристаллов, т. е. усиливается физическое созревание.
- добавление к основной смеси веществ, образующих комплексы с
Ag, например, аммониака, также приводит к интенсивизации физического
созревания.
- изменение количественного соотношения различных галогенидов
между собой в смеси (Cl-, Br-, I-).
Наилучшие характеристики имеют эмульсии, состоящии из AgBr- и
AgI-кристаллов, так как такие кристаллы обуславливают наилучший
компромисс между максимально возможной светочувствительностью
и минимальной зернистостью.
- управление pAg и pBr величинами (описано выше).
На практике получение и осаждение кристаллов галогенида серебра
выглядит так: в огромные котлы из нержавеющей стали ёмкостью в несколько
тысяч литров подаются растворы исходных компонентов; за их точной
дозировкой следят специальные датчики; другие датчики контролируют
температуру смеси и регулируют её согласно условиям процесса; смесительные
установки, расположенные в котлах, обеспечивают интенсивное перемешивание
растворов, а особые электроды управляют pAg и pBr. Полученный полуфабрикат:
смесь, состоящая из фотоэмульсии и солей щелочноземельных металлов,
направляется на следующий этап производства.
2. Удаление растворимых солей из полученного полуфабриката
Водорастворимые соли щелочноземельных металлов кристаллизуясь вызывают
ухудшение фотографических качеств эмульсии и повышают её хрупкость,
поэтому их необходимо удалять. Раньше полуфабрикат разливали тонким
слоем в плоские ванны и замораживали, после чего размельчали и полученный
порошок промывали около 10 часов в проточной воде. Таким образом
удавалось вымыть соли, но сам процесс был длителен и требовал огромного
количества воды. В настоящее время ведущие производители фотоматериалов
применяют экономичный и более производительный флок-процесс
(от немецкого Flocke - хлопья). Суть его заключается в следующем:
к смеси добавляют специальные органические соединения, которые под
воздействием кислой среды изменяют свои свойства таким образом,
что выпадают в виде хлопьев и захватывают при этом кристаллы галогенида
серебра. Водорастворимые соли щелочноземельных металлов остаются
в растворе отдельно от хлопьеобразного осадка и сравнительно легко
вымываются водой. После промывки повышают рН среды, удаляют органические
добавки и осадок и фотоэмульсия снова переходит в коллоидальное
состояние. Флок-процесс позволяет получать высокоочищенные
и концентрированные фотоэмульсии с большим содержанием серебра.
Фотографическая эмульсия после физического созревания и очистки
обладает очень низкой светочувствительностью. Причина этого заключается
в том, что при экспозиции такой эмульсии скрытое (латентное) изображение
возникает преимущественно внутри кристаллов галогенида серебра,
где оно труднодоступно для проявителя. Чтобы облегчить доступ проявителя
к латентному изображению необходимо, чтобы оно возникло на поверхности
кристаллов. Это достигается на заключительном этапе производства
фотоэмульсии.
3. Химическое созревание фотоэмульсии.
Путём добавления к эмульсии сложных химических комплексов, содержащих
золото, тиосульфат и тиоцианат, удаётся получить на поверхности
кристаллов так называемые "участки созревания" в виде
молекул Ag2S, Ag2, Au2S. При экспозиции
именно в этих участках образуются центры скрытого изображения: металлическое
серебро. Проявитель легко проникает к центрам скрытого изображения
и, многократно увеличивая частицы серебра, переводит его в видимое.
Сами молекулы "участков созревания" не могут быть проявлены,
а играют роль своего рода матрицы для последующего образования на
них серебрянных кластеров.*** В результате химического
созревания светочувствительность фотоэмульсии возрастает примерно
в 30-50 раз. Ограничивает дальнейшее увеличение светочувствительности
появление самопроизвольно проявляющихся (без экспозиции) кристаллов
галогенида серебра. Это приводит к образованию вуали, ухудшающей
качества эмульсии. Поэтому к фотоэмульсии добавляются противовуальные
вещества, тормозящие спонтанную редукцию кристаллов и таким образом
повышающие максимально возможную светочувствительность.
После всех вышеописанных стадий производства фотоэмульсия ещё не
готова к фотографированию.**** Она является монохроматической,
то есть чувствительной только к фиолетовым, синим и голубым лучам
спектра (от 400 до 500нм). Благодаря спектральной сенсибилизации
стало возможным получать ортохроматические эмульсии, чувствительные
ещё и к зелёным и жёлтым лучам спектра (от 400 до 600нм) и панхроматические
эмульсии, чувствительные ко всему видимому спектру (от 400 до 700нм).
Чтобы этого достичь, к эмульсии добавляют специальные пигменты -
спектральные сенсибилизаторы. Они абсорбируются на поверхности кристаллов
галогенида серебра и проводят энергию соответствующих лучей спектра
внутрь кристаллов, запуская тем самым первичный фотографический
процесс.***** Чем больше поверхность кристаллов,
тем больше пигментов может быть на них абсорбированно и тем выше
будет конечная светочувствительность эмульсии. Т-кристаллы, благодаря
своей увеличенной поверхности, обладают преимуществом перед другими
формами кристаллов, так как они могут абсорбировать больше пигментов.
Помимо пигментов к эмульсии добавляют различные присадки для придания
ей дополнительных свойств: стабилизаторы (препятствуют ослаблению
скрытого изображения до проявления), отвердители (повышают температуру
плавления фотоэмульсии до 80°C), фунгициды (препятствуют росту грибка
на желатине) и др.
Только теперь фотоэмульсия окончательно готова к нанесению на подложку
и конфекционированию.
***Процесс образования скрытого
изображения, значимость для этого "участков созревания"
будут подробнее рассмотрены в следующей части статьи.
****На самом деле до изобретения спектральной
сенсибилизации фотографировали только на монохроматические
эмульсии, так как других не было. Небольшие партии таких эмульсий
для экспериментов, научных целей и т. д. производятся и сейчас,
но подавляющую часть составляют сенсибилизированные эмульсии,
о которых и идёт речь. Фотоэмульсии для фотобумаги являются
ортохроматическими (не чувствительны к красным лучам спектра).
*****Первичный фотографический процесс рассматривается
в заключительной части статьи.
|
Все фотографии, приведённые в этой части статьи
принадлежат компании AGFA-GEVAERT AG, Leverkusen.
Схемы взяты из монографии J. Marchesi "Handbuch der Fotografie",
Том 1.
|