Я был поражен тем обстоятельством, что многие чеченцы не имели семейных
альбомов или просто каких-либо фотографий: они были утрачены в
результате войны! Это, пожалуй, самое впечатляющее свидетельство того,
что война и разрушения уничтожают вертикальную (временную) целостность
общества на семейно-личностном уровне, лишают его запечатленной памяти.
Без этих прошлых картинок создается пространство для воображаемого
прошлого.
«Общество в вооруженном конфликте. Этнография чеченской войны», Москва,
«Наука», 2001
Валерий Тишков, директор института этнологии и антропологии РАН
© Игорь Пальмин, Чечня, 1978
Почему Чечня нам кажется особенной с точки зрения неадекватности представления вооруженного конфликта? Строго говоря никаких общечеловеческих принципиальных отличий от Афганистана, Сальвадора или Югославии нет. Всегда есть три стороны — сопротивляющиеся-освободители, сильная сторона-держава-«хранительница мирового порядка» и мирное население, которое и становится главной жертвой. Разве что политические причины всегда разные.
Просто Чечня происходит СЕЙЧАС, и мы имеем к ней непосредственное отношение. Для нас, живущих и работающих в России, — это ПРОСТО ВОЙНА. Война в конце концов всегда остается стержнем, точкой отсчета в том, что можно назвать «объективной реальностью». На примере войны еще острее чувствуешь фальшь как двигательную функцию цивилизации. Это как в опере. Но война — это лишь часть круга рождения и смерти, хотя и очень важная, и нельзя на нее смотреть как на бессмысленное кровопролитие. К сожалению, война также становится боевым крещением (в прямом смысле) в профессии международного фотожурналиста. В таких крайних проявлениях человеческой природы и осознаются принципы «гуманистической фотографии».
© Юрий Козырев, вход в Грозный после бомбежки, Январь 2000
По количеству изображений (я имею в виду серьезных и вдумчивых историй, а не просто «горячих новостей») Чечня может сравниться разве что с бывшей Югославией. Как правило, мы видим картины убийств с обоих сторон, страданий, ужаса, солдатских подвигов и нелегкого быта беженцев. Чего мы не видим — это собственно жизни, существующей вопреки войне. Говоря пафосным языком — торжества человеческого духа. Несмотря на то, что эти фотографии существуют.
Довольно сложно составить адекватное представление о многозначности ситуации, сложившейся в регионе за последние десять лет после распада Союза, руководствуясь выхваченными из продолжительного временного отрезка военными репортажами. К тому же контекст и объем, в котором в большинстве случаев фигурируют фотографии и фоторепортажи сегодня в прессе, практически сводит к нулю усилия фотожурналистов объективно отобразить происходящее. Времена, когда социальная фотография была широко востребована СМИ и субсидируемыми фотографическими изданиями прошли. Традиционные общественно-политические средства массовой информации превратились в инструменты международного маркетинга и больше не имеют возможности предоставлять значительные площади для публикации «чистой» фотографии, не требующей комментария (хотя и выделяют значительные ресурсы на ее производство в тех же горячих точках). Часто издатели мотивируют это предпочтениями аудитории, нежеланием зрителя обратить взгляд на социальные проблемы.
© Томас Дворжак/Magnum Photos, мирные жители, спасающиеся от бомбежки, Грозный, 1996
Однако это не снижает роли, которую играют фотография и ее отбор в
восприятии военных конфликтов. В свое время Вьетнам повлиял на
дальнейшее развитие всей документальной фотографии. Хотя бы потому, что
ничего подобного (и к тому же в цвете) раньше никто не видел. Кажется,
следующий этап эволюции произошел после Косово и Чечни. Во многом
благодаря интернету. Роль фотографии стала одновременно драматичнее и
еще меньше поддающейся определению, фотоизображения составили
альтернативную картину событий. Сами при этом находясь в реальности,
параллельной мейнстриму информации (такое параллельное кино) — где
угодно, только не в общественно-политических СМИ — на выставках, в
книгах, журналах с фотографической или социальной тематикой, и конечно,
в интернет-галереях. Скажем, если вы захотите увидеть развитие
косовского конфликта в ретроспекции, вам стоит посетить
DigitalJournalist.org, а не разглядывать подшивки New York Times, Time
или Newsweek (хотя у вас есть шансы найти
© Джереми Николл, Грозный, 1995
Многие журналисты оценивают первую войну
Из бесконечного количества фотографов, посетивших Чечню за последние восемь лет, лишь единицы посвятили достаточно времени и размышлений, из которых составляется уникальная история, документ. Но и они не всегда, по ряду причин (постоянные командировки, отсутствие организованного архива или возможности отойти на расстояние от своих собственных переживаний), способны вынести свой рассказ на уровень больший, чем репортаж.
© Муса Садуллаев, лагерь беженцев «Спутник», Ингушетия, август 2000
Навряд ли фотоистории вообще могут быть законченными. Но они могут дать
надежду на то, что фотография способна
******
КАВКАЗ: Фотографии из Чечни 1868 — 2002
Мы уже успели привыкнуть к образам Чечни как территории, подвергшейся
страданиям и насилию военного времени, места, где нарушаются права
человека, к картинам жертв и разрушенного Грозного. На выставке «КАВКАЗ:
Фотографии из Чечни 1868 — 2002»,
открывшейся в феврале в Амстердаме, в одном зале собраны фотоистории
известных фотожурналистов последних десяти лет и уникальный исторический
материал
Фотографы-участники:
Ад Ван Дендерен (Голландия)
Томас Дворжак/Magnum Photos (Германия)
Лео Эркен (Голландия)
Стэнли Грин/Agence Vu (США)
Юрий Козырев (Россия)
Дженни Мэтьюс (США)
Кристофер Моррис/VII (США)
Джереми Николл/Matrix (Ирландия)
Игорь Пальмин (Россия)
Муса Садулаев/AP (Россия, Чечня)
Валерий Щеколдин (Россия)
Эдди Ван Вессел (Голландия)
кураторы Тейн Ван Дер Хейден и Лиза Фактор
Адрес музея:
Verzetsmuseum /Dutch Resistance Museum
Plantage Kerklaan 61, 1018, CX, Амстердам
тел.: +31(0)
http://www.verzetsmuseum.org/home.html
20 февраля — 20 августа 2002