Вредная слава
Обычная, или «рабочая» ситуация в экспедиции — нежелание людей фотографироваться.
Объяснения разные.
Староверы в Мульте и Верх-Уймоне говорят: «А для чего? Для славы штоль ? А нам она зачем?»
Прорицатели и лекари в Куладе: «Живем мы просто, снимать тут нечего, а фотографии нашей работе мешать будут и все испортят».
Предельный хакасский вариант — рассказ про шаманку Бабушку Сарго из Аскизского района.
Она, дескать, уже больше года никому не позволяет себя снимать — ни на фото, ни на видео. Потому что после неосторожно данного согласия на интервью телевизионщикам и эфира этого интервью крепкая до того старуха без видимой причины стала чахнуть.
Потому что причина невидима: коллеги пакостят.
Между шаманами постоянно идет незаметная война, каждому шаману нужна защита. Так вот, себя шаман защитить может, а изображение делает его беззащитным перед нападением братьев по цеху, потому как изображение — брешь в обороне, через которую и атакуют конкуренты.
В общем, непросто всё со славой и с фото-видео в целом.
Но те шаманы, кто считает себя достаточно сильным, не боятся и этого.
В семье староверов, Аскизский район, Республика Хакасия, © Александр Кузнецов
Абайский праздник
Хлебосольный и неторопливый юбилей мараловодческого совхоза в Абайской степи.
Тексты с эстрады : «Несмотря на годы реформ, мы сохранили поголовье….», «Сегодня вечером — дискотека в исполнении вокально-инструментального ансамбля ЭКСПЕРИМЕНТ»….
Все замедленно, добродушно и как-то нереально — казаны с бараниной и столы в степи, борьба «куреш», скачки животных и танцы людей.
В торговых рядах кто-то трогает сзади за плечо…Настоящий местный ковбой — в кожистой одежде, с длинным бичом. Улыбаемся, жмем руки, абай-ковбой говорит: «Друг, не уходи, я щас вернусь — драться с тобой будем».
Дождаться драки с добрым ковбоем и других ЭКСПЕРИМЕНТОВ не удалось.
Отаборились поодаль и провели ночь, плавая в палатках под густым дождём.
70 лет мараловодческому совхозу «Абайский», с. Абай, Усть-Коксинский район, Республика Алтай, © Андрей Кобылко
Шаман Горбатов
Лёня живет и работает шаманом в селе Бельтирском. У него есть кабинет в детском садике, где он принимает людей, и есть любимые места в окрестной природе, куда иногда приводит людей, которым доверяет. Нам повезло — Лёня взял нас с собой в природу. И разрешил снимать — потому что это было не лечение, лечение снимать никак невозможно.
Было красиво и загадочно. Во время камлания с ближней полянки на звуки бубна потянулись коровы, завороженно глядя на Лёню — но он им объяснил жестами, что мешать не надо.
Поднимался и затихал ветер. Лёня все дальше улетал куда-то в своем путешествии….Потом, отдышавшись, сказал, что взлетал на тополь и смотрел сверху на наши судьбы — и рассказал нам про нас.
А еще Лёня умеет помогать в семейных делах. Бывает так, что пастухи на дальних стоянках становятся возлюбленными невидимых «горных девушек». Дело порой заходит так далеко, что вполне осязаемые пастухи уходят из своих вполне земных семей — ради этих небесных дев, и даже как-то наживают от горных девушек детей…
Так вот Лёне удается возвращать таких пастухов в семьи.
Трудно им, пастухам — с неба-то да на землю….
Шаман Леонид Горбатов, с. Бельтир, Республика Хакасия, © Владимир Дубровский
Дорога в вечность
Когда древние скифы готовили мумий к захоронению в курганы — они за ненадобностью вынимали мозг из черепов усопших.
Такими — безмозглыми — и отправляли сушёные тела в вечность.
Ах-Тас
Это по-хакасски значит «Белый Камень».
Торчит этот двухметровый магический палец — или фаллос ? — поодаль от дороги на маленькую деревушку Анчил-Чон.
К камню хакасы ходят лечиться. Процедура такова: оставив метров за пятьдесят транспорт (машину или коня), нужно подойти к Ах-Тасу, обойти три раза вокруг по ходу солнца,
«покормить камень» (кинуть монеток) и ненадолго обнять его, прижавшись всем телом.
Только лечиться надо обязательно днем. Все, кто оказывался у камня после заката солнца — умирали (так случилось с несколькими пастухами, переночевавшими у Ах-Таса).
Издавна приводили к камню долго болеющих детей, и, чтобы окончательно сбить с толку приставших к ним злых духов, давали детям новое имя — как правило, ругательное.
Поэтому историки, если видят в архивных записях, что какого-то человека звали, например, «Задница», делают безошибочный вывод о трудном детстве персонажа.
Копеешник
Есть в Бирикчуле известный лекарь-травник Алексей. Летом — сборы и заготовки, остальное время года — очередь клиентов отовсюду.
Помогает и односельчанам — дает травок и от запоев, и от всякой немощи / недомощи.
Вот от недомощи и дал Алексей соседскому дедушке травы, которую зовет «копеешник».
Так пришла через пару дней к лекарю дедова бабка, долго мялась, потом говорит:
— Слышь, дед-то мой совсем не спить…
— А чего не спит-то?
— Да глядить всё на меня…
— Ну и чего?
— Да прОсить.
— Так дала бы чего просит!
— Да боюсь — помрёть!
Травник Алексей, с. Бирикчуль, Аскизский район, Республика Хакасия, © Александр Кузнецов