Одной из лучших книг по альтернативным процессам является книга Вильяма Кроуфорда «Хранители света» (William Crawford «Keepers of Light»). Само название мерцает какой-то тайной — о ком идет речь — о собственно светочувствительной поверхности, сохраняющей изображение, или же о некоем рыцарском ордене, давшем обет во что бы то ни стало хранить Свет. Первые изобретатели фотографии, пожалуй, нашли способ создания нетленного света — изображения не подвластного времени. Фотографические изображения были известны задолго до середины XIX века, но только тогда был изобретен способ их закрепления и, соответственно, сохранения во времени. Именно благодаря этим изобретениям мы сегодня заглядываем в эти мутные окошки прошедшего — фотографии.

Металлы и их соли сыграли важную роль в развитии фотографии. Благодаря золоту, серебру, платине, железу, их солям и сегодня можно получать великолепные отпечатки, которые будут сохраняться вечно... ну почти вечно. Средневековые алхимики проводили долгие ночи в поисках способа изготовления золота. Фотографы, пожалуй, это золото нашли — это неразменное время фотографического снимка.

Цианотипия

Способ фотографической печати с изображением характерного ярко-синего цвета. Химикаты, формирующие изображение, проникают в волокна бумаги. Изображение возникает исключительно под воздействием света на светочувствительную бумагу без последующей обработки какими-либо химическими проявителями (print-out). Бумага покрывается раствором железных солей и экспонируется в контакте с негативом. Те части изображения, которые подверглись воздействию света, становятся синими, в то время как неэкспонированные участки остаются белыми. Закрепление и окончательное проявление изображения производится промыванием в проточной воде, которая вымывает непрореагировавшие химикаты, усиливая синий цвет в полутонах и тенях. Процесс был изобретен в 1842 г. сэром Джоном Гершелем (Sir John Hershel).

John Metoyer, Рыба, 1999, цианотипия, 40,6 x 50,8 см
John Dugdale, Моя душа пытается покинуть меня, 1994, цианотипия, 25,4 x 20,3 см
John Dugdale, Сельский дом, перевернутый в вазе, 1994, цианотипия, 25,4 × 20,3 см
Дмитрий Орлов, Переплетения, 2006, цианотипия, 45,7 х 61 см

Соляная печать

Этот процесс создания первых позитивных изображений на бумаге был изобретен сэром Вильямом Фокс Тальботом (Sir William Henry Fox Talbot) в 1830-х годах в процессе его работы над фотогенными рисунками. Поверхность соляных отпечатков матовая, а первоначально для отпечатков использовалась обычная писчая бумага. Формирующие фотографическое изображение химикаты проникают в структуру бумаги, а не остается на поверхности в виде эмульсии (как например, в бромосеребряных отпечатках). Бумага покрывается раствором желатина и хлорида аммония, а после высыхания — раствором нитрата серебра. Изображение возникает после контактного экспонирования негатива. Затем следует закрепить полученное изображение. В XIX веке законченный отпечаток тонировался хлоридом золота, что существенно улучшало его архивную сохраняемость и повышало контраст изображения. Популярность соляных отпечатков снизилась после изобретения альбуминных отпечатков в 1850-х годах.

Тальбот, Озеро Катрин, 1844, соляная печать
Дмитрий Орлов, Julian Forest, 2005, 50х70 см, соляная печать

Альбуминовая печать

Процесс был запатентован в 1850 г. Louis-Desire Blanqart-Evrard. Альбуминовые отпечатки были первыми фотографическими отпечатками, в которых изображение возникало на эмульсии, нанесенной на поверхность бумаги. До этого использовались фотопроцессы, в которых изображение формировалось проникшими в волокна бумаги химическими реагентами. Альбуминовый процесс заключался в покрытии листов бумаги эмульсией из смеси альбумина (яичного белка), аррорута и поваренной соли. После высыхания получалась блестящая ровная поверхность, которую впоследствии покрывали раствором нитрата серебра, а затем экспонировали в контакте с негативом, изготовленным, например, по мокрому коллодионному процессу. Изображение на альбуминовых бумагах появлялось исключительно под воздействием света без какого-либо последующего химического проявления. Такой процесс требовал больших экспозиций, а сам отпечаток был подвержен выцветанию со временем (чтобы избежать этого отпечатки иногда тонировали в хлориде золота). Однако такие преимущества этого негативно-позитивного процесса, как способность отображать мелкие детали и возможность многократной печати с одного негатива способствовали вытеснению прежних прямых позитивных процессов (дагерротипы и амбротипы). И только в 1890-х годах на смену альбуминовым отпечаткам постепенно пришли желатиносеребряные.

Неизвестный, альбуминовый отпечаток, 1860-е годы.

Джулия Маргарет Камерон, альбуминовый отпечаток, 1860-е годы.

Dan Estabrook, Интерьер (летящая ткань) 20,3 × 25,4 см, альбуминовый отпечаток, 1996

Амбротипия

Амбротип представляет собой полированную стеклянную пластинку, покрытую слоем коллодия (нитрата целлюлозы) и сенсибилизированного нитратом серебра. Позитивное изображение получается только в одном экземпляре. Для сохранности амбротипы вставлялись в защитные рамки подобно дагерротипам. После экспонирования и проявления в сульфате железа засвеченное серебро приобретало сероватый оттенок. При просмотре пластинки в отраженном свете на темном фоне прозрачные области выглядели темными, а экспонированные, то есть непрозрачные — светлыми. Процесс амбротипии был запатентован в США в 1854 г. Джеймсом Каттингом (James Ambrose Cutting). Амбротипы (и схожие с ними тинтипы) скоро заменили более дорогие дагерротипы в качестве основных материалов для портретной фотографии. Рассматривать изображения было удобнее, чем дагерротипы. Популярность амбротипов была кратковременна, поскольку вскоре процесс был заменен завоевавшими большую популярность негативно-позитивным процессами.

Mark Osterman, Three heads, 1999, амбротип, 20,3 × 25,4 см
Mark Osterman, Станок, 2000, 25,4 × 20,3 см

Тинтип (ферротип)

Процесс ошибочно получил свое название от Tin (олово) в то время как на самом деле основой для изображений служили тонкие листы железа, покрытые черным лаком. По этой причине другое название процесса — ферротипия. Процесс был запатентован Гамильтоном Смитом (Hamilton Smith) в 1856 г. Как и амбротипы, тинтипы являются коллодиевыми изображениями, рассматриваемыми на темной подложке черного лака. Изображение значительно недоэкспонируется, а затем проявляется в сульфате железа, тиосульфата натрия или аммония.

Тинтипы были, как правило, зеркальные, если при фотографировании не использовались специальные призмы для переворачивания изображения.

Тинтипы завоевали популярность в 1860-х годах благодаря невысокой стоимости и простоте процесса. Поверхность изображения была не столь уязвима для царапин, как в случае дагерротипов, что позволяло обходиться без прочных рамок со стеклом.

Неизвестный, раскрашенный тинтип, 1850—60-е гг.
John Coffer, Civil War reenactment, 1999, тинтип, 16,5 × 21 см
Jayne Hinds Bidaut, Chrysemys scripta elegans (скелет черепахи), 2000, тинтипная фотограма, 25,4 × 20,3 см каждый
Jayne Hinds Didaut, Сommon egret casmerodius albus, 2000, тинтип, 25,4 × 20,3 см

Мокрый коллодионный процесс (Wet Plate Collodion)

Процесс изготовления стеклянных коллодионных негативов, также известный как процесс Wet Plate Collodion, был изобретен Фредериком Скотт Арчером (Frederick Scott Archer) в 1848 г. (публикация в 'The Chemist' в 1851г.) и быстро стал наиболее популярным негативным процессом.

Этот процесс в основном использовался для изготовления негативов в альбуминовой и соляной печати. По популярности эти два способа значительно опередили все остальные способы печати того времени. Преимущество коллодия заключалось как в улучшенном разрешении фотоснимков, так и в уменьшенном времени экспозиции.

Коллодий изготавливался из нитрата целлюлозы, растворяемом в эфире или алкоголе. Полученной сиропообразной субстанцией, смешанной с иодидами и бромидами, равномерно поливалась полированная стеклянная пластинка. Не дожидаясь полного ее высыхания — пластинку помещали в раствор нитрата серебра, который и создавал светочувствительный слой. После этого еще влажная пластинка экспонировалась в камере и немедленно проявлялась, пока коллоид находился во влажном состоянии.

Каждый фотограф, желавший делать снимки вне своей студии, вынужден был носить с собой полный набор химикатов и приспособлений для полива эмульсии и проявления пластинок. Кроме того, поскольку процессы должны были вестись в темноте (или неактиничном освещении), требовался небольшой переносной тент. В настоящее время фотографы, занимающиеся подобными процессами (например, Sally Mann), используют собственные машины в качестве передвижных лабораторий.

Фотограф в походном снаряжении
Походный комплект для Wet-plate в разложенном виде
France Scully Osterman, Алтарный камень, 1996, 33 × 45,7 см, тонированный желатиносеребряный отпечаток с коллодионного стеклянного негатива
Sally Mann, Без названия из серии «Deep South», 1998, 101,6 × 127 см, желатиносеребряный отпечаток с коллодионного стеклянного негатива
Sally Mann, Без названия из серии «Deep South», 1998, 101,6 × 127 см, желатиносеребряный отпечаток с коллодионного стеклянного негатива

Калитипия

Процесс запатентован в 1889 г. химиком В. Николем (W.J. Nicol) и являлся усовершенствованием процесса цианотипии, разработанного Джоном Гершелем (Sir John Hershel). В отличие от цианотипии, в которой используются соли железа, светочувствительный слой при каллитипии создается на базе смеси солей железа, щавелевой кислоты и нитрата серебра. После этого поверхность экспонируется контактным способом и закрепляется различными растворами. Они и определяют конечный цвет отпечатка, варьирующийся от черного до коричневого и даже пурпурного. Печать Ван Дик (Van Dyke print), названная так за сходство с рисунками сепией, — один из вариантов процесса каллитипии, также был запатентован Николем, более прост и требует меньше химикатов. Процесс применим в отношении практически любых поверхностей, включая ткани. В результате этой пластичности — сегодня это один из самых популярных альтернативных процессов. Тонирование хлоридом золота значительно увеличивает архивные качества отпечатка.

Jan van Leeuven, Трапеза в Эммаусе, 1996, каллитипия, 39,4 × 30,5 см

Anita Chernewski, Африканские собаки, 1985, печать ванн дик, 8,9 × 11,4 см

Дмитрий Орлов, Дерево, 2008, 10,2 × 12,7 см, каллитипия с золотым тонированием

Платиновая печать

Платиновая печать характеризуется матовой поверхностью отпечатка и тонкими тональными градациями. Как и в случае соляных отпечатков, при платиновой печати фотореактивы проникают в волокна бумаги (в отличие от эмульсионного способа — такого, например, как бромосеребряная печать).

Для того, чтобы сделать платиновый отпечаток, лист бумаги, сенсибилизированный солями железа и платины, экспонируется через контактный негатив до появления изображения. При дальнейшем проявлении железные соли замещаются платиной, а изображение становится более четким и контрастным.

По причине исключительной тональной широты и качества поверхности платиновых отпечатков множество арт-фотографов конца XIX и начала XX веков были приверженцами этого процесса. Платиновый процесс был разработан в 1870-х годах и был очень распространен до первой мировой войны, когда цены на платину существенно выросли, сделав процесс очень дорогим.

Платиновые отпечатки были заменены схожими, но менее дорогими палладиевыми отпечатками. Платино-палладиевый процесс совмещает платиновый и палладиевый растворы для экономии более дорогой платины. Платиново-палладиевые отпечатки наиболее стабильны для архивного хранения из всех фотоотпечатков, сделанных на основе металлов. Возможно тонирование отпечатка хлоридом золота.

Ray Spence, Натюрморт, 10,2 х 12,7 см, платиновая печать
Ray Spence, Клематис, 10,2 х 12,7 см, платиновая печать

Желатиносеребряные отпечатки

August Sander, Кондитер, 1928, желатиносеребряный отпечаток
У большинства людей черно-белая фотография ассоциируется, конечно, с желатиносеребряными отпечатками. Они представляют собой позитивные изображения, проявленные при помощи химикатов на фотографической бумаге, покрытой светочувствительной желатиновой эмульсией, содержащей галогениды серебра. Первые бумаги, покрытые такой эмульсией, стали выпускаться в 1870-х годах, продолжив линию желатиносеребряных негативов на стекле. За десятилетие нововведение завоевало популярность и осталось стандартным фотопроцессом до сих пор. Следует отметить, что наравне с бромосеребряными фотобумагами до недавнего времени производились и хлоросеребряные, которые очень ценились фотографами за мягкость оттенков. Главными преимуществами желатиносеребряных отпечатков перед альбуминными были простота работы с ними и относительная стабильность фотографического изображения.


Автор выражает благодарность большому знатоку старинных фотопроцессов Алексею Алексееву за ценные уточнения и поправки.