Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. ПереХОД (серия, 30 листов). 2002. Лист 15 — Чебоксары, переход на улицу Гражданская с остановки «Октябрьский мост». Цветная фотография. 400х600 пикселей, 2-ая редакция; 1-ая редакция — 30х45 см. |
«НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД» —
сетевой художественный проект сайта
«ART-переход.ru»
Время реализации: 1 июля 2004 — 31
декабря 2004
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
— Куратор проекта: Юрий ЕВЛАМПЬЕВ (г. Чебоксары)
— Фотохудожник проекта: Юрий ЕВЛАМПЬЕВ (г. Чебоксары)
— Фотохудожник проекта: Евгений ЛИХОШЕРСТ (г. Чебоксары)
— Журналист проекта: Рита КИРИЛЛОВА (г. Чебоксары)
— Искусствовед проекта: Антонина МОРДВИНОВА (г. Чебоксары)
— Web-редактор проекта: Юрий ЕВЛАМПЬЕВ (г. Чебоксары)
ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЕКТА
Фотографический художественный проект «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД» возник не случайно: во-первых, Чебоксары как город с сформировавшимися фотографическими традициями, своей историей фотографического бытия и своей фотографической генерацией должен был проявить свою позицию по отношеию к современному художественному процессу в провинции. Во-вторых, Чебоксары начала XXI века, по-прежнему, остаются неизвестным городом не только для других регионов России, но и для самих чебоксарцев многие из которых живут по схеме: дом-работа-дом. Ещё менее известен город своими художественными процессами и процессами в современной творческой фотографии. Эти факты дают повод выставить целью проекта показ современного художественного процесса в Чебоксарах на примере творческой фотографии.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Проект имеет открытую архитектуру: к непосредственным участникам проекта (куратор проекта, фотохудожники проекта, журналист проекта, искусствовед проекта, web-редактор проекта) в любой момент могут подсоединиться различные группы общественности (искусствоведы, арт-критики, журналисты, кураторы, фотографы, художники, архитекторы, менеджеры от культуры). При этом их роль могла бы не ограничиваться лишь статусом «пассивный созерцатель». Проект отталкивается от интерактивности, что изначально предполагает со-творчество и со-участие. К примеру, потенциальный чебоксарский фотограф мог бы сгенерировать свой ряд «неизвестного города» (с учётом условий выставки). Журналист мог бы изложить своё видение художественного процесса в провинциальном городе и пути прорыва глухого провинциализма. Искусствовед, арт-критик — структурировать особенности визуального восприятия фотохудожников проекта и вписать их в российский художественный контекст. Художник мог бы описать художественный процесс в своём творческом цеху и представить точку зрения на современный художественный процесс. Для всех групп общественности будут предоставлены ресурсы сайта «ART переход.ru».
Традиционное мнение, имеющее место в середине XX века, что художественные процессы идут лишь в крупных мегаполисах, а в провинции их, якобы, нет, в XXI веке можно поставить под сомнение. Развитая коммуникационная инфраструктура общества, стремление решать общие задачи в распределённых командах, открытость различных сообществ — ведёт к стиранию границ между мегаполисом и провинцией. Эти новые условия подвигают к тому, что и художественные процессы становятся распределёнными и не обязательно концентрируются в локальных местах, например в мегаполисах.
Проект «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД» позиционируется как сетевой проект и, следовательно, предполагает распределённую команду, не привязанную к конкретной географической точке. Использование информационных технологий позволит осуществлять реализацию проекта в реальном масштабе времени. Визуализация проекта будет происходить на информационном ресурсе в Интернете — сайте «ART переход.ru» (URL — http://www.artperehod.ru/index.html E-mail — perehod@chebnet.com). Время реализации: июль 2004 — декабрь 2004.
Формально проект структурирован
на несколько этапов:
1. Формирование команды
для реализации проекта «Неизвестный город».
2.
Подготовка материалов выставки в соответствии с
условиями.
3. «Неизвестный город». Фотографическая
выставка в виртуальной галерее «ART-ПЕРЕХОД».
4.
«Круглый стол». Генерация актуальных задач
арт-пространства различными группами общественности.
5. Экспорт проекта «Неизвестный город».
На первом этапе формируется базовая команда из города Чебоксар: куратор проекта, фотохудожники проекта, журналист проекта, искусствовед проекта, web-редактор проекта. На втором этапе фотохудожники проекта производят съёмки на территории Чебоксар и готовят визуальный материал для выставки, а куратор генерирует сопутствующие материалы. На третьем этапе происходит опубличивание виртуальной выставки и подключение к ней всех групп потенциальных потребителей. На четвёртом этапе происходит подключение к виртуальному «Круглому столу» различных групп общественности для генерации актуальных задач арт-пространства. И, наконец, на пятом этапе происходит экспорт проекта «Неизвестный город» за пределы города Чебоксары.
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. ПереХОД (серия, 30 листов). 2002. Лист 2 — Чебоксары, переход к дому с зелёной крышей с улицы Университетской. Цветная фотография. 400х600 пикселей, 2-ая редакция; 1-ая редакция — 30х45 см. |
ВЫСТАВКА В ПРОЕКТЕ
Поскольку фотографическая выставка возникает не в вакууме, а в определённом художественном контексте, то выставка «Неизвестный город», сформированная фотохудожниками проекта и претендующая на источник рефлексий, могла бы стать исходной точкой для цеховой и околоцеховой общественности для опубличивания художественного контекста или запуска целого художественного процесса.
Выставка «Неизвестный город» (г. Чебоксары, 07.2004...20ХХ) является продолжением серии этапных выставок чебоксарских фотографов периода «ЛОКАЛЬНЫЙ» (1995…2001). Первая выставка — «Фотографическая выставка Команды Р» (г. Чебоксары, 1995), демонстрируя наработки фотографов в период «ЗАТИШЬЕ» (1991…1994), ставила своей целью запуск идентификационного процесса в творческой фотографии в Чебоксарах и формирование художественного контекста. Эта цель была достигнута. Во второй выставке — «Пришедшее» (г. Чебоксары, 2001; г. Нижний Новгород 2002) был сделан уход от разновекторности, как следствия большого количества участников (20 авторов сменили три фотографа), к формированию моновектора. В выставке «Пришедшее» появилась виртуальная составляющая (в форме проспекта выставки). Для Чебоксар был создан прецедент, когда виртуальная составляющая стала перевешивать её реальную составляющую. В реальной выставке «Пришедшее» (г. Нижний Новгород, 2002) можно было наблюдать следующее: авторы были раскиданы по огромной площади экспозиционного пространства (без видимой необходимости); было произведено сокращение числа экспонатов выставки (при наличии площадей); работы были подписаны некорректно; отсутствовало описание выставки, а также портреты авторов и их краткие биографии. Сюда же можно отнести и конечность экспонирования реальной выставки. Всех этих недостатков не было в виртуальном эквиваленте — проспекте выставки.
Сопутствующие многочисленные
ограничения реальных экспозиций предыдущих
выставок были, наконец, сняты в выставке
«Неизвестный город». Экспонирование последней решено
было начать в виртуальной галерее «ART-ПЕРЕХОД» на
информационном ресурсе — http://www.artperehod.ru/index.html
с последующим выходом в реальное пространство в
определённом контексте художественного процесса. Такой
подход решает и проблему проспекта выставки даже с
определённым преимуществом: нет ограничений на показ
всех экспонатов, а также проблемы с тиражом и
распространением. Виртуальная экспозиция
идеальна и для сетевого проекта «НЕИЗВЕСТНЫЙ
ГОРОД»: участники распределённой команды круглосуточно
будут иметь доступ как к самой выставке, так и ко всем
материалам
проекта.
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. ПереХОД (серия, 30 листов). 2002. Лист 5 — Чебоксары, переход к почте № 23 с улицы Энтузиастов. Цветная фотография. 400х600 пикселей, 2-ая редакция; 1-ая редакция — 30х45 см. |
КРУГЛЫЙ СТОЛ ПРОЕКТА
Для формирования вектора художественного процесса сетевого проекта «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД» попытаемся обрисовать исходную точку, которая включает такие ключевые моменты как: куратор в провинции, фотограф в провинции, культурный журналист в провинции, фотокомпания в провинции, фотографический след в программе «Чебоксары — Культурная столица Поволжья 2003».
КУРАТОР И ФОТОГРАФ В ПРОВИНЦИИ
Для мегаполисов стала реальным следующая схема бытия фотографа: фотограф творит, куратор структурирует его творчество, менеджер продвигает результат творчества к потребителю. Эта идеальная схема для фотографа в провинции пока отсутствует: не возникли соответствующие условия. Если фотограф со своими работами хочет дойти до потребителя, он вынужден ехать в Москву или же работать по принципу «три в одном»: фотограф, куратор, менеджер. Каждая из этих частей имеет свои составляющие. По мнению Валерия Савчука (Круглый стол выставки «Посвящение», г. Санкт-Петербург, 15 апреля – 10 мая 2004 г): «Куратор сегодня синтезирует — не функционально, но по призванию — позиции критика, художника и коммерческого директора собственного проекта». И в силу этой синтетичности куратор одновременно выступает и как концептуалист, и как консультант, и как посредник, и как учредитель.
Далеко не каждый фотограф в провинции понимает, что путь до потребителя тернист, и продолжает делать попытки пройти его в одиночку. Ментальность индивидуалов да ещё с ограниченными возможностями по продвижению своего творчества продемонстрировали далеко не новички фотографического цеха России — Валерий Железняков (Чебоксары) и Валерий Тумбаев (Йошкар-Ола). Свои наработки на фотографическом пленэре (Нижний Новгород, 2002) они изначально структурировали без привлечения внешнего куратора, на этапе опубличивания не сделали ставку на генерацию художественного контекста и не создали предпосылок по расширению потенциального круга зрителей ни в Йошкр-Оле, ни в Чебоксарах. В результате обоим не удалось дистанцироваться от эмоционального подхода к формированию экспозиций, а также не удалось продемонстрировать динамику художественного процесса при переходе от одной версии выставки (г. Йошкар-Ола, апрель-май 2003) к другой (г. Чебоксары, май-июнь 2004). И лишь наличие сильного фотографического фона в Чебоксарах позволило заметно выправить ситуацию и начать процесс генерации художественного контекста.
Поучительна, как художественный процесс
в провинции, акция
«ФОТОFLASH» (г. Чебоксары, январь-февраль 2004 г.).
Эта групповая выставка представила творчество
фотографов, известных лишь в узком фотографическом цеху
в Чебоксарах. Куратором выступил малоизвестный
чебоксарский фотограф — Виталий Иванов. Несмотря на
свою неопытность, он смог воспринять тенденцию
творческих технологий периода
ОТКРЫТЫЙ и на этапе формирования выставки подключил
к ней опытного консультанта, а также выделил как
отдельные составляющие — экспозитора выставки, фотографа
выставки и web-редактора выставки. Такой расклад
персонажей, а также демонстративный отказ от
традиционного места экспонирования творческой фотографии
в залах Чувашского государственного художественного
музея привёл к тому, что уже на вернисаже можно было
наблюдать повышенный интерес к выставке со стороны
многочисленных представителей средств массовой
информации и других заинтересованных лиц.
Изюминкой акции стала художественная
провокация, инициированная журналистом
еженедельника «Столица Ч» (г. Чебоксары), и
последующая реакция со стороны фотографического цеха.
Это важное обстоятельство позволило идентифицировать
контекст групповой выставки и создать необходимый
прецедент в современной художественной жизни в
Чебоксарах.
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. ПереХОД (серия, 30 листов). 2002. Лист 8 — Чебоксары, переход к салону «АБ СОФТ» с улицы Университетской. Цветная фотография. 400х600 пикселей, 2-ая редакция; 1-ая редакция — 30х45 см. |
КУЛЬТУРНЫЙ ЖУРНАЛИСТ В ПРОВИНЦИИ
При наличии нескольких десятков изданий в Чебоксарах и ежегодном выпуске журналистов из стен Чувашского государственного университета, по-прежнему ощущается дефицит профессиональных кадров. За последние десять лет (1994-2004) положение в культурной журналистике кардинальным образом не изменилось: отношение к материалам по культуре в изданиях, мягко говоря, сдержанное и, по-прежнему, статьи причёсывают под гипотетического читателя «с пятью классами образования». Однако, журналист очень часто является чуть ли не единственным проводником между художником и потребителем и на него выпадает историческая миссия если не донести идею художника, то, по крайней мере, информировать общественность о происходящих художественных событиях.
Современный художественный процесс предполагает, что существует не просто журналист, пишущий о культуре, а журналист специализирующийся, например, на современной творческой фотографии. Текущая ситуация, когда журналист не знает предмета описания и ограничивается переписыванием пресс-релизов, стала уже давно общим местом, и не только в Чебоксарах. Для существующих изданий в Чебоксарах не характерен проектный подход к разрабатыванию определённого культурного пласта и, следовательно, у журналиста нет пространства, где могли бы возникнуть условия для его творческого роста.
Проект «Неизвестный город» ставит своей задачей сдвинуть процесс с мёртвой точки в области культурной журналистики в Чебоксарах. И первый шаг, который может сделать журналист для своего творческого роста — это решение стать участником проекта. Но участие в проекте предполагает изучение и знание истории чебоксарского фотографического бытия и процессов в современной творческой фотографии, свободное владение компьютерными технологиями, умение формировать электронную публикацию с элементами web-технологий и строить публикацию с использованием визуального материала.
ФОТОКОМПАНИИ В ПРОВИНЦИИ
У старейших фотокомпаний в Чебоксарах за плечами 10 лет работы на рынке фотографических услуг. За этот период ими был пройден путь от аналоговых технологий до цифровых. С каждым годом ими наращивается спектр услуг, предлагаемых фотолюбителям. Деятельность фотокомпаний так или иначе пересекает пространство фотографических художественных процессов. Наиболее продвинутая компания «РИАН-ФОТО» ежегодно (с 2000 года) проводит фотоконкурс для фотолюбителей, с 2003 года выпускает свою корпоративную газету «РИАНимация фотографии» формата А3, а также организовала специализированную передачу на телеканале «Чебоксары ТВ» — «РИАНимация фотографии», где знакомит общественность с фотовыставками в Чебоксарах, фотографическими технологиями, новинками фототехники. Следует отметить, что весь этот спектр деятельности направлен лишь на одну узкую зону — начинающих фотолюбителей.
Однако, пространство художественных
процессов, которое выводит компанию на новые
витки спирали развития и процветания,
по-прежнему недосягаемо для них. Фотографические
компании Чебоксар оказались не готовыми
соответствовать основному требованию концепции
периода «ОТКРЫТЫЙ» чебоксарского фотографического
бытия: деятельность фотографа должна быть сориентирована
на прогресс в диапазоне от освоения новых
фотографических направлений в творчестве до освоения
новых фотографических технологий. Компании пока даже
не делают робких попыток к сопровождению
реального художественного процесса чебоксарского
фотографического бытия. Можно лишь задаться
риторическим вопросом: как долго они собираются ещё
находиться в «детских штанишках» в то время как мир
динамично развивается и идёт вперёд.
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. ПереХОД (серия, 30 листов). 2002. Лист 14 — Чебоксары, переход к дому № 33 с улицы мичмана Павлова. Цветная фотография. 400х600 пикселей, 2-ая редакция; 1-ая редакция — 30х45 см. |
О ФОТОГРАФИЧЕСКОМ
СЛЕДЕ
В ПРОГРАММЕ «ЧЕБОКСАРЫ — КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА
ПОВОЛЖЬЯ 2003»
Роль фотографии в
современном культурном процессе можно было
наблюдать и в программе «Чебоксары — культурная столица
Поволжья 2003» (программа реализована в 2003 году в
городе Чебоксары, Россия). Из одиннадцати проектов,
представленных окружным конкурсом, четыре напрямую связаны с искусством фотографии:
— Проект
«Лица Волги»
— Проект «Земля-воздух»
— Проект
«Недетские игры»
— Проект «Девять месяцев чувств»
Конкурсная комиссия, а вместе с ней и исполнительная дирекция программы «Чебоксары — культурная столица Поволжья 2003» при выборе этих проектов, видимо, полагала, что для провинциальных Чебоксар проекты прозвучат откровением. К сожалению, эти структуры недостаточно изучили культурное пространство Чебоксар и особенно фотографическое пространство в Чебоксарах: в результате откровения не прозвучало.
Исполнительная дирекция программы «Чебоксары — культурная столица Поволжья 2003» даже не сочла нужным на вернисажи пригласить фотографическую общественность, тем более не были запланированы встречи кураторов проектов с представителями фотографического цеха. В итоге получилось, что выставки проводились для самой исполнительной дирекции, её приближённых и представителей средств массовой информации.
В 2004 году в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики № 115 от 15.12.2003 «О реализации инновационных программ и мероприятий в сфере культуры» в Чебоксарах была создана «Дирекция культурных программ» на базе Чувашского республиканского научно-методического центра народного творчества, а также был создан «Центр современного искусства» на базе выставочного зала Чувашского государственного художественного музея. Возникла как будто бы благоприятная ситуация для развития культурного пространства в Чебоксарах в целом и современной творческой фотографии в частности.
Однако, банальная ситуация с
отсутствием нужных кадров в этих
структурах, похоже не будет способствовать
развитию этого самого культурного пространства.
Обе структуры пока не проявили должного интереса к
представителям художественной общественности и не
сделали к ним первых шагов. Эта неопределённость
подкрепляется и отсутствием опубличенных
концепций и программ стратегического развития
культурного пространства в Чебоксарах.
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. ПереХОД (серия, 30 листов). 2002. Лист 27 — Чебоксары, переход на улицу Чернышевского с улицы Энтузиастов. Цветная фотография. 400х600 пикселей, 2-ая редакция; 1-ая редакция — 30х45 см. |
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Проект «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД» — многоуровневый проект. И, следовательно, ожидаемые результаты необходимо очертить на всех этих уровнях.
На первом уровне проект позволит идентифицировать характерных чебоксарских фотографов, чьё творчество попадает в пространство чебоксарской фотографической школы, а также продемонстрирует методологию кураторского подхода, соотвтствующую концепции периода ОТКРЫТЫЙ чебоксарского фотографического бытия.
На втором уровне проект создаст предпосылки для создания в Чебоксарах профильной команды по генерации и реализации фотографических художественных проектов.
На третьем уровне должна произойти активизация различных групп общественности (журналистов, искусствоведов, кураторов, фотографов, представителей фотокомпаний, менеджеров от культуры), связанных с художественными процессами провинциального города.
На четвёртом уровне следует ожидать развитие сетевых технологий, пригодных для реализации распределённых художественных проектов.
г. Чебоксары, Россия
Юрий Евлампьев, куратор проекта НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД, Чебоксары