В предыдущей статье о монохромных гумбихроматных отпечатках (http://www.photographer.ru/cult/practice/4902.htm) я останавливался на краткой истории процесса и его основных принципах. Интересное расширение процесса заключается в том, что при его помощи можно делать цветные отпечатки. Вместо черного пигмента в раствор гуммиарабика и бихромата добавляются цветные пигменты — желтый, синий, красный. Так постепенно, шаг за шагом, слой за слоем создается цветная картинка. Буквально на глазах автора картинка постепенно оживает, обретая свой цвет. Процесс небыстрый, медитативный. Есть возможность полностью отрешиться от окружающей реальности и оказаться в мысленном контакте с классиками пикториализма — с тех пор сам процесс не претерпел практически никаких изменений.

Медленное делание картинки позволяет автору полностью сосредоточиться не только на деталях процесса, но и на самом изображении, которое постепенно вылупляется из воображаемой куколки и вылетает в мир, подобно бабочке. Первоначальное изображение переходит все стадии цветовых трансформаций и в конце перед автором оказывается единственное в своем роде изображение, которое невозможно повторить в силу многоступенчатости процесса и множества переменных, которые влияют на окончательный результат.

Некоторые называют гум- отпечатки «фото-акварелями», поскольку свойства полученного изображения по внешнему виду и химическому составу мало чем отличаются от акварельной живописи. На бумаге остается только минеральный пигмент закрепленный гуммиарабиком (как и в случае акварельной краски), что определяет архивную долговечность отпечатка. В тоже время фотографический способ печати дает свойства, невозможные или труднодостижимые в живописи.

Работа с многоцветными гумми-отпечатками — всегда интересное испытание терпения и всегда сюрприз. Для меня это скорее преимущество, чем недостаток. Это — одна из дополнительных возможностей разглядеть скрытые грани реальности, закольцованные в исходном снимке. Эти черты порою так и остаются скрытыми до какого-то момента и вдруг, видя их в уже напечатанном виде, я вижу их по-новому.

Гумбихроматный способ обладает поразительной пластичностью и каждый новый отпечаток — это открытый эксперимент. Возможность применения любых красочных пигментов фантастически расширяет возможности автора. Возможна любая палитра — от броского поп-арта до ностальгически приглушенной гаммы. При этом следует отметить то, что при желании и известном терпении можно получить отпечатки полностью соответствующие цветовой гамме обычных цветных фотографий.

Меня в этом процессе интересовали скорее волшебные трансформации реальности, и потому не полное соблюдение технологии печати я рассматривал скорее как любопытную возможность непредсказуемых изменений конечного изображения, нежели как помеху в точном отражении окружающего мира.

Да и кто может сказать каков он на самом деле?

В процессе печати изображение постепенно набирает плотность. Каждый слой имеет свою функцию. Если первые два слоя желтый и пурпурный играют колористическую роль, то голубой слой так же несет на себе роль отображения деталей, а черный слой — отработку полутонов и, если применить термины из живописи, функцию лессировки.

Прямая аналогия этого процесса цветной гумми-печати — полиграфический процесс. Используется та же субтрактивная палитра CMYK, только в случае гумми-печати пигментные слои наносятся вручную.

Невозможно написать полноценное руководство по гумми-печати — так много в ней присутствует вариаций и ответвлений. Каждый автор, медитируя над чистым листом бумаги, создает свой собственный способ и каждый имеет свои предпочтения в выборе материалов, в наборе необходимых процессов и их очередности. В данном случае альтернативный процесс играет роль транспортного средства, велосипеда, который доставляет идею автора к заветной цели. В то место, где картинка начинает вечную жизнь. В рай для картинок.

Для того чтобы достичь наилучших результатов следует выполнить несколько условий:

  1. Поверхность бумаги должна быть в достаточной мере шероховатой, так как верхний слой нерастворимого гуммиарабика в зонах светов лишь едва касается поверхности бумаги. Это не значит, что бумага должна быть сильно фактурной, но совершенно гладкие бумаги не обеспечат хорошую передачу всего тонального диапазона снимка.
  2. Слой гуммиарабиковой эмульсии должен быть ровным. Если слой слишком тонок, процесс создания нерастворимых слоев гумма не распространится достаточно глубоко. В этом случае света и часто тени будут содержать в себе слои нерастворимого гуммиарабика, которые не будут касаться бумаги и соответственно вымоются при проявлении, оставляя белые пятна при промывке отпечатка.

Поверхность отпечатка после засветки и перед промывкой
Поверхность отпечатка после засветки и перед промывкой

Если смесь для покрытия бумаги будет содержать слишком много пигмента, то он будет проникать в поры самой бумаги и оставаться там даже после промывки. На отпечатке в светах будут видны пятнышки пигмента. На этот процесс влияет как количество употребляемого пигмента, так и степень проклеивания бумаги.

Устройства и оборудование, занятые в процессе

  1. Устройством, без которого трудно обойтись при гумми-печати является, прежде всего, ультрафиолетовая лампа. Способов ее изготовления множество и тут — полный простор для инженерных талантов. Я использую самоделку, у которой в корпус люминесцентного светильника 60×60 см плотно вставлены ультрафиолетовые лампы Philips TLK 40w/0,5. Количество ламп зависит от размера отпечатка. У меня их восемь. Некоторые используют лампы для загара или приспосабливают для этого сканеры. Подходит любой источник света, испускающий лучи в ультрафиолетовом диапазоне. Можно, правда, обойтись и солнечным светом, но в широтах Москвы он слишком непредсказуем и слаб.
  2. Следующее устройство — это прижимная контактная рамка, которую впрочем, можно легко заменить двумя стеклами, прижимаемыми друг к другу металлическими прищепками.
  3. Хорошие весы с точностью до 0,1г — вещь, без которой нельзя обойтись. Многие пособия рекомендуют отмерять пигменты из тюбика сантиметрами, но, на мой взгляд, это не совсем верно. У меня есть компактные электронные весы, которые очень хорошо выполняют свою задачу.
  4. Шприцы для точного отмеривания жидкостей.
  5. Термометр для жидкостей.
  6. Емкости для смешивания красок и смесей.
  7. Хорошие кисти. Несколько кистей с коротким ворсом для размешивания пигментов и смесей и большие мягкие флейцы шириной 7–12 см для покрывания светочувствительной смеси.
  8. Ступка для измельчения пигмента — в некоторых случаях это необходимо.
  9. Ванночки для отмачивания снимков. Я для своих целей использую ванну — как раз по размеру снимка.
  10. В целях безопасности хорошо бы использовать резиновые перчатки, а при работе с ультрафиолетовым источником — темные очки, не пропускающие ультрафиолетовое излучение, вредное для глаз.

Химикаты и материалы

  1. Бихромат калия (K2Cr2O7) — оранжевые кристаллы. Продается в химических магазинах. Обращаться с осторожностью — избегать соприкосновения с кожей и тем более — с продуктами питания. Вместо бихромата калия возможно применение бихромата аммония (NH4)2 Cr2O7. Пропорции для приготовления раствора — 1:7.55 по весу. То есть на 1г — 7.55 мл воды.
  2. Гуммиарабик — твёрдая прозрачная масса, выделяемая различными видами акаций. Продается в сухом виде в художественных салонах. Не рекомендую покупать уже разведенный гуммиарабик — дорого и неудобно. К тому же при самоличном приготовлении раствора мы полностью контролируем пропорции компонентов. Пропорции для приготовления раствора — 1:2.86 по весу. То есть на 1г — 2.86 мл воды.

Пигмент

Я употребляю для процессов почти любой пигмент, который попадается под руку. А попадается он в виде тюбиков акварельной краски, баночек с гуашью, сухого пигмента в виде порошка (важно чтобы он был тщательно измельчен).

В качестве пигментов можно использовать самый широкий спектр водорастворимых как акварельных, так и гуашевых красок. Иногда я использую сухие пигменты фирмы «Kremer» (http://kremer-pigmente.de/en). Их качество выше всяких похвал. Основные требования к пигменту — сочность цвета и плотность покрытия. Выбор пигмента для гумми-печати производится каждым автором в процессе работы опытным путем.

В процессе можно использовать следующие краски и их смеси:

  • Для печати желтого слоя (Y): кадмий желтый, кадмий лимонный;
  • Для печати красного слоя (для простоты так я буду называть пурпурный слой) (M): краплак красный, кадмий оранжевый;
  • Для печати синего слоя (для простоты так я буду называть голубой слой) ©: ультрамарин, лазурь железная;
  • Для печати черного слоя (К): сажа газовая, сиена жженая, умбра жженая, нейтральный черный.

Максимальная плотность красочного слоя лимитирована количеством пигмента, которое можно добавить к светочувствительному раствору без риска его проникновения в бумагу в зоне светов-то есть в тех местах, где он должен вымываться в процессе проявления. Если раствор содержит слишком много пигмента в пропорции к гуммиарабику, то есть вероятность его отслаивания.

При выборе пигмента следует учесть следующие факторы:

  1. Концентрация раствора гуммиарабика. Чем больше концентрация, тем больше пигмента сможет удерживаться. Проблема заключается в том, что чем гуще раствор, тем сложнее его равномерно наносить на бумагу.
  2. Пигменты с низкой кроющей способностью имеют тенденцию при увеличении их концентрации впитываться бумагой в области светов.
  3. Необработанная бумага сама имеет тенденцию впитывать пигмент.

Бумага

Важно иметь акварельную бумагу хорошего качества — плотную и шероховатую. На мой взгляд, шероховатость должна быть минимальной, но достаточной для того чтобы гуммиарабиковая эмульсия задерживалась на поверхности бумаги. Также бумага должна быть достаточно плотной, чтобы она сохраняла свою геометрию при многократных циклах намачивания-высушивания. Можно экспериментировать с различными бумагами. Я остановился на Arches Fine grain 300g.

Негативы для контактной печати

Естественно необходимо иметь негативы для печати. Так как печать производится контактным способом, окончательный отпечаток будет равен размером негативу. Подготовке негативов для альтернативных процессов будет посвящена одна из следующих статей.
При многоцветной печати требуется четыре негатива по одному на каждый цвет — желтый(Y), пурпурный (M), голубой ©, черный (К).

Некоторые обходятся без черного цвета. В этом случае, на мой взгляд, отпечаток теряет тональную глубину. Я делаю свои негативы путем разделения каналов CMYK. Однако черный канал я импортирую из того же изображения, сделанного в цветовом пространстве Lab и заменяю каналом L канал K в CMYK перед разделением каналов. Канал L имеет гораздо больше деталей и тональных переходов, чем канал К. По краям негатива с четырех сторон следует иметь типографские «кресты», чтобы не было смещения печатных слоев. Это особенно важно при многоцветной печати.

Процесс печати

Подготовка бумаги

Приготавливаем раствор желатина. В 100 мл воды кладем 2,8 г желатина и оставляем емкость примерно на 30 минут. Когда желатин разбухнет, подогреваем раствор до 43°С и мешаем до полного растворения желатина. После этого фильтруем раствор через марлю, чтобы исключить наличие мелких нерастворившихся частиц, и покрываем этим раствором лист бумаги. После полного высыхания первого слоя добавляем к желатиновому раствору формалина 2.5 мл на 100 мл раствора. Это делается для задубливания верхнего слоя.

Приготовление светочувствительных растворов и печать

Подготовительные работы закончены. Теперь можно начинать приготовление светочувствительного раствора.

Контрастность отпечатка и его чувствительность к УФ свету контролируется пропорцией исходных растворов. Чем больше в растворе содержится бихромата калия, тем менее контрастный получается отпечаток, и меньшее время экспозиции требуется.

Плотность окончательного изображения складывается из суммарной плотности четырех цветовых слоев, поэтому каждый слой надо немного недопечатывать.

Первый слой — желтый

Первым слоем печатается желтый цвет. Оговорюсь сразу, что количество растворов рассчитано на покрытие листа бумаги приблизительно 25×35 см. Исходя из этого, можно пересчитать необходимые количества для требуемого размера. Время экспонирования, дано приблизительно исходя из мощности моего УФ источника и дальности его от поверхности бумаги (у меня — 25 см). В идеале каждый печатник должен самостоятельно путем экспериментов подобрать оптимальные количества растворов и время засветки отпечатков.

В отдельную емкость положить 0.7 г желтой акварельной краски и тщательно размешать, постепенно добавляя 3.0 мл раствора гуммиарабика. После этого к смеси добавить 2.0 мл раствора бихромата калия. Смесь хорошо перемешать и, взяв широкий флейц, нанести на заготовленную бумагу быстрыми ровными параллельными мазками. Полученный слой выровнять (можно взять для этого другую более мягкую кисть). Этот процесс надо успеть завершить пока не увеличилась вязкость слоя. После высыхания листа наложить сверху негатив, зажать в контактную рамку и поместить под источник УФ-света. Затем положить лист лицом вниз в ванночку с чуть теплой водой и оставить его там плавать минут 15–20. По истечении этого времени следует осмотреть отпечаток и при необходимости интенсивно поболтать его в воде (промыть под струей воды, пройтись мягкой кистью). Полученный отпечаток высушить и можно переходить к следующей стадии печати.

Замешивание желтой светочувствительной эмульсии
Замешивание желтой светочувствительной эмульсии

Негатив канала Y  и отпечаток с него
Негатив канала Y и отпечаток с него

Второй слой — красный (пурпурный)

Вторым этапом печатается красный цвет. Перед покрытием бумаги светочувствительным раствором я заклеиваю клейкой лентой «кресты», чтобы они были видны при печати. Для этого следует брать негатив Magenta. Приготовление раствора для покрывания происходит по стандартной схеме. 0.5 г красной акварельной краски и тщательно размешать, постепенно добавляя 3.0 мл раствора гуммиарабика. После этого к смеси добавить 2.0 мл раствора бихромата калия. Время экспонирования — 3 минуты.

Замешивание пурпурной светочувствительной эмульсии
Замешивание пурпурной светочувствительной эмульсии

Негатив канала M  и отпечаток  M+Y
Негатив канала M и отпечаток M+Y

Третий слой — синий (голубой)

После просушивания начинаем печать синего цвета. Это важный этап, поскольку основные детали содержатся в синем канале. 0.5 г синей акварельной краски и тщательно размешать, постепенно добавляя 3.0 мл раствора гуммиарабика. После этого к смеси добавить 2.0 мл раствора бихромата калия. Время экспонирования — 3 минуты.

Существует способ многоцветной печати, когда синий канал печатается при помощи процесса цианотипии. В этом случае в первую очередь, конечно, печатается синий канал.

Замешивание голубой светочувствительной эмульсии
Замешивание голубой светочувствительной эмульсии

Негатив канала С  и отпечаток  С+M+Y
Негатив канала С и отпечаток С+M+Y

Четвертый слой — черный

После печати трех цветов CMY мы имеем яркий отпечаток. Я предпочитаю напечатать по верху черный канал, что обогащает полутоновой рисунок отпечатка, хотя и снижает насыщенность цветов. Для печати полутонов приготавливаем раствор из 0.5г краски, 2.0 мл раствора гуммиарабика и 3.0 мл раствора бихромата калия. Время экспозиции — 2 мин. 30 сек.

Замешивание черной светочувствительной эмульсии
Замешивание черной светочувствительной эмульсии

Негатив канала К  и отпечаток  К+С+M+Y
Негатив канала К и отпечаток К+С+M+Y

Иногда после проявления бумага имеет оранжевый оттенок из-за непромытого бихромата калия. В этом случае следует промыть отпечатки в растворе бисульфита натрия (4г на 100 мл воды).

После просушки и выравнивания отпечаток полностью готов к оформлению в раму и вывешиванию на стену. Его архивные качества несомненны — первые признаки выцветания пигментов должны появиться по прошествии пары сотен лет.

Творческих успехов!

Литература:
William Crawford «The Keepers of Light», 1979
Ю. К. Лауберт «Фотографические рецепты и таблицы», 1914

Готовые наборы для гумхроматной печати можно приобрести в московском магазине «ФотоФрейм».
Москва, Симоновский вал, 26, корпус 3. www.photosale.ru.
Телефон +7 (495) 234-99-15.
Доставка во все регионы России.