Когда в разговоре всплывает слово «дагеротип», то это совсем не значит, что речь идет об изображениях, сделанных по способу Дагера. Это значит лишь то, что любые старые фотографии многие называют «дагеротип». Это слово стало собирательно обозначать все старые пожелтевшие фотографии не зависимо от того, по какому процессу они сделаны. Слово стало сосредоточением мифа о фотографии, как чего-то забытого, но очень-очень важного, того, что прочно легло в основу современной визуальной культуры, как греческие мифы легли в основу современного сознания.

Луи-Жак-Манде Дагер (1787-1851)
Луи-Жак-Манде Дагер (1787-1851)

Действительно, миф о фотографии начался именно с изобретения Дагера и с него самого, предприимчивого импресарио и среднего художника, владельца популярной диорамы, вписавшего свое имя в историю фотографии. Вряд ли Дагера можно назвать первооткрывателем светописи, были и Фокс Тальбот, и Сэр Гершель, и Джозеф Нисефор Ньепс, и другие. Но Дагер — единственный, кто создал вокруг фотографии тот необъяснимый ареол таинственности, который не развеялся и до наших дней. К тому же дагеротипия — это единственный из основных фотографических процессов, который носит имя своего создателя.

Жозеф Нисефор Ньепс (1765-1833)
Жозеф Нисефор Ньепс (1765-1833)

В начале 1820-х годов Луи-Жак-Манде Дагер был хорошо известен в Париже и Лондоне как создатель впечатляющей диорамы, которую он открыл в партнерстве с Шарлем Бутоном. На полупрозрачных экранах были нарисованы декорации, а при помощи освещения можно было создавать у зрителей иллюзию их полной реальности и движения. Размеры полотен диорамы были 15 метров в высоту и 25 в длину. При изготовлении своих диорам Дагер иногда пользовался камерой-обскурой. Уже тогда Даггер интересовался созданием полноценных копий реального мира.

Диорама

Интерес Дагера к фотографии возник примерно в 1826 году, но его эксперименты были неудачны до того момента, пока он не узнал о трудах Джозефа Нисефора Ньепса. Ньепс уединенно жил в провинциальном городке Грас в окрестностях Шалон-сюр-Сон в трехстах километрах от Парижа, в котором обитал Дагер. Ньепс вел затворнический образ жизни, непрерывно работая и практически не бывал в Париже.

Дом Нисефора Ньепса в Гра

Нисефор Ньепс, который был на 20 лет старше Дагера, экспериментировал с металлическими пластинками покрытыми битумом с целью создания тиражных фото-механических изображений и достиг в этом немалых успехов. Он использовал разные поверхности, в том числе и медные, покрытые серебром. В 1829 году уже больной Ньепс написал письмо Дагеру с предложением о сотрудничестве. Дагер отправился в путь на встречу с Ньепсом. И это была их единственная встреча, на которой они заключили контракт о партнерстве на 10 лет. Дагер получил от Ньепса основные наработки по процессу и продолжил свои эксперименты. Он вел переписку с Ньепсом, прося проводить некоторые эксперименты и сообщать результаты.

Встреча Дагера и Ньепса (слева)

Получив наработки Ньепса, Дагер продолжил свои эксперименты. Легенда гласит об открытии им светочувствительности йодида серебра. Дагер случайно оставил серебряную ложку на поверхности, на которой были рассыпаны кристаллы йода. Взяв ее в руки он увидел на ней изображение. В другой легенде рассказывается, что Дагер положил в шкаф проэкспонированную серебряно-йодную пластинку, на которой не было видимого изображения. Когда он через несколько дней достал ее он увидел, что на ней появилось изображение. Тогда, чтобы обнаружить, что же за вещество способствовало проявлению изображения на пластинке, он поместил пластинки в шкаф и начал по одному удалять вещества, которые там находились. Постепенно он обнаружил, что на пластинку воздействовали пары ртути, которая случайно вылилась из разбитого термометра. Так был обнаружен еще один важный компонент процесса — ртуть. История забавная и фантастическая и более того — маловероятная. Похоже на чудо, но в изобретении фотографии многое похоже на чудо.

Дагер рассматривает серебряную ложку. Весна 1831 г.

Во многих деталях техника дагеротипии основана на информации, полученной Дагером от Ньепса, но именно Дагеру принадлежит открытие того, что йодизированное серебро формирует изображение при воздействии света. В 1837 году Дагер обнаружил, что он может закреплять изображение при помощи соляного раствора. Это же открытие сделал Фокс Тальбот тремя годами раньше применительно к своим фотогенным рисункам.

Таким образом после 11 лет экспериментов Дагер, завершил свои эксперименты и задокументировал все стадии процесса. Он добился того, чего хотел.

Заседание французской Академии Искусств и Наук 19 августа 1839 года

Первый официальный доклад о процессе дагеротипии состоялся на заседании французской Академии Искусств и Наук 19 августа 1839 года. Детали процесса были раскрыты влиятельным членом академии астрономом Франсуа Араго, которого Дагер заразил своим энтузиазмом. Сам Дагер сделать доклад не смог, поскольку полностью охрип из-за простуды. Практическая демонстрация процесса состоялась только 17 сентября 1839 года. Это был успех.

Популярность процесса резко росла, было куплено много патентов в Европе и Америке. Количество заказов у фотографов было колоссальным. Тонкость изображения заставляла зрителей подозревать масштабную фальсификацию с участием искуснейших граверов, о чем и писали журналисты того времени: «Все эти дагеротипы замечательны. Но кто может поручиться, что это не работа умелого гравера?… Месье Дагер молча протягивает нам увеличительное стекло. Тогда мы можем видеть мельчайшие складки ткани, детали ландшафта, которые неразличимы невооруженным глазом».

Поднося увеличительное стекло к дагеротипу трудно разглядеть зерно. Дагеротипы имеют удивительную степень деталировки. Только при большом увеличении можно увидеть частицы ртутной амальгамы.

Деталь дагеротипа с 250-кратным увеличением. Белые точки – ртутная амальгама, темные зоны – серебряная пластинка

В 1840 году, до изобретения калотипии, Сэр Гершель назвал фотографию на бумаге «детскими играми» по сравнению с даггеротипами, дававшими гораздо более ясное и детальное изображение, чем все существовавшие тогда фотопроцессы.

Предприимчивые люди закупали фотографические камеры и отправляли фотографов в разные части света — такие снимки пользовались большой популярностью. Мир с удивлением впервые рассматривал свои отражения.

Рассматривание дагеротипа — уникальный визуальный опыт. Пластину нужно подвигать в руках, чтобы поймать темную поверхность которая отразившись в зеркале дагеротипа даст изображение. Для этого коробочки для дагеротипов делались с откидными крышечками покрытыми темным бархатом. Это придавало интимность процессу рассматривания. Зритель оставался наедине с летучим изображением. Совсем по иному смотрим мы на картинки, помещенные на стенах галерей или в журналах.

При рассматривании дагеротипа нас ожидает головокружительное погружение в реальность фотоснимка. Дагеротип дает зрителю нечто большее, чем копию реальности — перед зрителем возникает бесконечная пропасть — чем ближе приближаешься к поверхности изображения, тем больше деталей видишь. В отличие от живописного произведения, которое распадается на мазки, точки, штрихи при приближении — дагеротип показывает все больше и больше деталей не как копия реальности, а как ее двойник.

«Меня привлекало то сочетание точности и иллюзорности, которое требует от зрителя активного участия в процессе восприятия изображения», — говорит Чак Клоз (Chuck Close) современный художник, занявшийся дагеротипами еще в 1990-х годах.

Дагеротип — это одно из самых интересных изобретений в истории фотографии. Не только потому, что оно определило ее развитие и популярность, но и потому что в этих небольших пластинках можно разглядеть саму сокровенную суть фотографии. Сразу после их изобретения дагеротипы были метко названы «зеркалами с памятью» (Oliver Wendell Holmes Sr.). Как видно, ниточка «изображение-память-смерть» прослеживалась уже тогда, за сто лет до Сьюзан Зоннтаг.

Описание процесса

Теперь обратимся к самому процессу. Следует отметить, что привожу сведения о процессе приводятся лишь для общего ознакомления. Для практического освоения процесса нужны не только серьезные практические навыки и осторожность в обращении с опасными химическими веществами, но и лаборатория, оборудованная хорошей вытяжкой.

Изображение образуется на медной пластинке, покрытой тонким слоем серебра. Серебряный слой должен быть идеально отполирован. Процесс опасен для здоровья по причине использования паров ртути. Вспомните сумасшедшего Шляпника из «Алисы в Стране чудес» — ртуть также использовалась при выделке фетра для шляп. Так что процент смертности среди ранних дагеротипистов был довольно высок. Искусство вообще опасное занятие.

Сам процесс, подробно описанный Дагером, состоит из пяти стадий:

1. Очистка и полировка медной посеребренной пластины
2. Окуривание пластины парами йода для создания светочувствительного йодида серебра
3. Экспонирование пластины в камере
4. Формирование видимого изображения путем окуривания пластины парами ртути. Ртуть пропорционально осаждается в тех местах, где слой йодида серебра был подвергнут воздействию света, создавая слой амальгамы — ртутно-серебряное соединение.
5. Закрепление изображения в соляном растворе

В 1840-х годах нашли способ 10-кратного увеличения чувствительности дагеротипов добавляя стадию окуривания бромом

Оборудование для дагеротипии. a — Камера-обскура, b — Серебряная пластинка, c — Емкости для окуривания парами йода и брома, d — Оборудование для окуривания парами ртути, e — Держатель пластинок, f — Коробка для пластинок, g — Стойка с держателем, h — Кювета для промывки, i — Приспособление для полировки пластинок

А теперь рассмотрим каждую из стадий подробно.

Полированные медные пластинки покрывались тонким слоем серебра при помощи накатывания тонких серебрянных пластин на медную основу (позже стал использоваться электролиз). Перед фотографированием пластинки следовало полировать до зеркального блеска и тщательно очистить. Для этого пластинка укреплялась на деревянном бруске и при помощи разных полировальных паст и брусков доводились до полного зеркального блеска.

Качество конечного изображения, тонкость деталей, напрямую зависели от гладкости серебрянной поверхности. Также для шлифовки использовались механические шлифовальные круги, покрытые кожей для окончательной доводки.

Камера для дагеротипов

После этого полированную пластинку несли в специально оборудованную темную комнату. В комнате было предусмотрено окно с желтым фильтром для контроля процесса йодирования слоя серебра. Также контроль процесса можно было проводить при помощи света свечи, однако осторожно, поскольку слой йодированного серебра был чувствителен к свету. Пластина помещалась в специальную коробочку для окуривания парами йода и плотно прижималась при помощи специального зажима.

После окуривания на поверхности пластины образововался слойсветочувствительного йодида серебра. Окуривание парами брома проводилось для увеличения ISO и расширения спектральной чувствительности (в отсутствии брома чувствительность дагеротипов тяготеет к синей части спектра). Для окуривания парами брома коробочка была несколько выше. После первого окуривания йодом и приобретения пластиной соломенного цвета ее помещали в коробочку с бромом и держали там до приобретения оранжевого оттенка. Потом процедура окуривания йодом повторялась, и пластина была готова кэкспонированию. Время окуривания зависело от температуры комнаты.

С этого момента пластина была чувствительной к свету и помещалась в кассету, а кассета в камеру. Время экспозиции зависело от светосилы объективов, общей освещенности и иногда доходило до 15–20 минут. Светочувствительность первых Дагеротипов был на уровне 10 ISO.

Устройство для окуривания пластинок парами ртути. Внизу находилась спиртовка
 

После экспозиции пластину несли в другую темную комнату и помещали над металлическим сосудом, напоминающим перевернутую пирамиду. На дне сосуда было налито немного ртути. После того как пластина закреплялась светочувствительной поверхностью вниз, нижнюю часть пирамиды начинали нагревать при помощи спиртовой горелки до температуры 48–55°С, и ртуть начинала испаряться. На устройстве был закреплен термометр. Прекращали окуривание после появления видимого изображения, образуемого из ртутно-серебряной амальгамы.

Закрепление изображения производили тиосульфитом натрия. Этим раствором поливали пластину в течении 1 минуты чтобы удалить незасвеченные галогениды серебра.

Перед тонированием пластинок хлоридом золота их подогревали на спиртовке

Следующей операцией было поливание пластинки хлоридом золота со слабым подогревом пластины с помощью спиртовой горелки. Это помогало защитить поверхность дагеротипа от вредных воздействий атмосферных газов.

После этого пластину промывали в проточной воде и высушивали.

Изображение на пластине было очень нежным и чувствительным к любым прикосновениям, поэтому готовый дагеротип запечатывали в стеклянный контейнер, который в свою очередь помещали в бархатный футляр. Как драгоценный осколок жизни.

Для справки. Современный способ изготовления дагеротипов

Сегодня для изготовления дагеротипов используется другой менее опасный метод — Becquerel method. Ртуть в этом случае не применяется. Также не применим бром. Качество озображения на взгляд знатоков несколько хуже. Нет той глубины, за которую ценится дагеротип. После экспозиции пластина через красный фильтр облучается ярким светом в течении примерно двух часов. Последующее закрепление проводится раствором тиосульфита натрия и сульфита натрия. Изображения сделанные по такому способу имеют характерные синие оттенки в светах.

Литература:
William Crawford «The Keepers of Light», 1979
Lyle Rexer "Photography's antiquarian avantgarde", 2002


Готовые наборы для альтернативных методов печати можно приобрести в московском магазине «ФотоФрейм».
Москва, Симоновский вал, 26, корпус 3. www.photosale.ru.
Телефон +7 (495) 234-99-15.
Доставка во все регионы России.