Пир фотоманов и профи
«Интерфото» — фестиваль профессионалов. Раньше он был рассчитан только на тех, кто занимается фотографией практически. Поэтому мастер-классы и просмотры портфолио привлекали обычных его посетителей не в пример больше, чем выставки или лекции. Но в этом году все может измениться.
«Интерфото» отмечает свой
Около 800 кадров — таков объем свежей экспозиционной программы. Кроме снимков победителей
По воде аки по суху
Обычная жизнь незаметных людей несет в себе мощный заряд абсурда. Важно только увидеть привычный мир под непривычным углом зрения. Так, как это делает, к примеру, Мартин Коллар.
Ни переполненные трибуны, ни купающийся мужик по отдельности ничем не примечательны. Но вот солидный усач, который нежится в ванне на фоне огромного стадиона, битком забитого людьми, производит странное впечатление. Причем странность этого соединения напрямую вытекает из обыденности обоих планов, взятых по отдельности. Целое — снимок Коллара — выглядит так, словно фотограф смонтировал сюжет из двух частей. Но это монтаж, который произошел не после съемки, а до нее — в мире, находящемся перед объективом. И это «монтажные склейки», которые разрывают привычную логику.
«Я верю, что мир, лежащий перед фотографом, — реален». Вот неосознанная исходная посылка, на которой покоится доверие зрителя к репортеру. «Значит, и фотография правдива», — вот вывод. Мартин Коллар разрушает основу — он видит такой мир, в реальность которого поверить иногда трудно: очень трудно поверить в поверхность пруда, по которой прохожий идет к виндсерферу, плывущему на доске под парусом, — и, однако, детальность отражений в водном зеркале, кажется, убеждает в том, что все происходит «на самом деле», что в таком снимке нет ни компьютерного монтажа, ни какого-нибудь иного хитрого технического приема. Логика переворачивается: тут реальность самого снимка ведет наблюдателя к тому, что он вынужден признать созданный автором мир. Этот мир реален вопреки тому, что ситуация абсурдна.
Черная полоса праздника
Повседневность наполнена неприятными событиями и странными людьми. Но их присутствие на снимке требует от документалиста некоторой смелости. Смелости в признании того, что жизнь полна некрасивых деталей и неловких ситуаций. И особого чутья на мерзости жизни.
В Клубе на Брестской открыта выставка Валерия Нистратова. Ее название — «Психология праздника», хотя «изнанка праздника», пожалуй, более точное определение сути этих фотографий. Оборотная сторона — это нелепые позы танцоров и завистливые взгляды неудачников, пьяные несчастливые пары и одинокие лица в общей сутолоке. То, что превращает праздник — в наказание.
Когда всем хорошо, кому-нибудь обязательно плохо. И чем лучше всем окружающим, тем хуже этому одиночке, извергнутому из толпы. Такое психологически точное наблюдение лежит в основе лучших снимков Валерия Нистратова. Этого «
Под обломками «чешской школы»
Будет ли женщина красива при коммунизме? Именно такой подзаголовок носила статья одного из авторов журнала «
Прошло 40 лет. Чехия и Словакия давно уже не существуют как единое целое, больше того, целое поколение профессионалов выросло в некогда единой стране по разные стороны границы. В России чешскую фотографию нового тысячелетия знают плохо (хотя несколько выставок, устроенных Владимиром Биргусом во время последнего Московского фотобиеннале, существенно улучшили ситуацию), а новую словацкую фотографию не знают вовсе. Слайд-показ Мартина Коллара на «Интерфото» — одна из немногих для москвича возможностей познакомиться с ней вживе.
«Чешская школа» была фетишем для советских фотографов шестидесятых и семидесятых. Ее следами, как бороздами, до сих пор испещрена наша фотокарта. Ее влияние — через десятилетия — до сих пор ощутимо. И сегодня русский фотограф Валерий Нистратов, начавший свою работу в девяностые, формально гораздо ближе к чешской школе шестидесятых, чем молодой словак Мартин Коллар. Но есть одно существенное отличие. Гуманистический пафос полностью исчез. Его нет в «праздниках» Нистратова.
Абсурд может быть окрашен в светлые, лирические тона. Мартин Коллар видит абсурдные картины повседневности, но для кафкианства его героям не хватает болезненного напряжения. Даже какой-нибудь мужик, бросающий топор, выглядит у Коллара душкой и лапочкой. У Нистратова, наоборот, снимки полны мрачной суггестии: странные детали подчеркивают идиотизм обыденной жизни его героев. При том, что точка отсчета одна — «чешская школа», результат совершенно различен — один фотограф усвоил формальные приемы, а другой — общий гуманистический пафос своих предшественников.
Может ли женщина быть красивой при капитализме? Это тоже риторический вопрос. В девяностых в России вырос целый куст фотографов, которые могут уверенно ответить: «нет». Этот род слепоты, иногда талантливо поданной, но никогда не приятной.