Несколько лет назад у меня в руках случайно оказались скрученные листки тонкой бумаги. Когда я попытался расправить эти хрупкие трубочки, то увидел странные светло-коричневые фотографии почти столетней давности. На фотографиях были изображены остатки разрушенных Помпей — расчищенные от пепла улицы, интерьеры покинутых жилищ, посуда, фрески. А также — как прообраз остановленного мгновения — скорченные тела людей, собак, кошек, застигнутых врасплох гигантским выбросом пепла из раскаленного жерла Везувия две тысячи лет тому назад. Сиюминутность была навечно запечатлена в слоистых отложениях пепла, и случайная жанровая сценка, хаотическое расположение предметов приобретали глубокий смысл только благодаря своей неповторимости.
Позднее, когда я стал интересоваться ранними фотографическими процессами, я обнаружил, что тогда мне встретились отпечатки, выполненные по процессу так называемой соляной печати. По причине применения неизвестным фотографом слишком тонкой бумаги, фотографии свернулись в свитки-трубочки каковые и были мною обнаружены. Свитки, Помпеи, старые фотографии — целое скопление романтических символов Времени и Вечности сопровождало мое вступление в мир старых фотографических процессов.
Интерес процесса соляной печати заключается в том, что он является прямым предшественником хорошо нам знакомого бромо-серебрянного процесса — или обычных черно-белых фотографий. Именно этот процесс и его вариации постепенно вытеснили с фотографической сцены безраздельно господствующие там дагерротипы и открыли дорогу тому фотоизобилию, которое мы наблюдаем сегодня. А ведь все самое основное было известно уже тогда — чудесное свойство серебра хранить свет.
Светочувствительность нитрата серебра была обнаружена еще в 1725 году Йоханом Шульце (впоследствии эксперименты были продолжены Карлом Вильгельмом Шееле). Теоретически уже тогда могла бы быть изобретена фотография, и мы могли бы наслаждаться фотопортретами Гете, Вольтера или, например Екатерины II. Могли бы — если бы ни одно маленькое НО — способ закрепления фотографических изображений был найден только сто лет спустя знаменитым Генри Фокс Тальботом. Несомненно, зная о трудах своих предшественников, он начал свои эксперименты в начале 1830х годов. Фокс Тальбот смачивал бумагу в насыщенном растворе соли и после высушивания покрывал раствором нитрата серебра. Закрепение изображения он производил сильным раствором иодида калия, что приводило к бледно желтому оттенку в светах. И только в 1839 году Гершель (известный нам в частности как изобретатель процесса цианотипии) посоветовал ему использовать для закрепления изображений тиосульфат натрия. С тех пор именно этот химикат взял на себя основную роль по закреплению фотографических изображений.
Изображения, полученные данным способом, отличаются мягкостью и слабой контрастностью, а благодаря этому и большим динамическим диапазоном. Кроме того, из-за эффекта само-маскирования тени получаются «проваленными» и света хорошо проработанными. Характеристики изображения таковы, что некоторые называют этот процесс «платинотипией для бедных», поскольку при гораздо меньшей стоимости исходных химикатов — можно приблизиться качеством изображения и тональных характеристик к отпечаткам сделанным по процессу платиново-палладиевой печати.
Сам нитрат серебра совершенно нечувствителен к свету, но в присутствии органических соединений это свойство меняется. В нашем случае для этой цели применяется желатин. Серебро и желатин — вот основные компоненты современных фотопроцессов.
Попробуем шаг за шагом проследить легендарный процесс Фокса Тальбота, свидетельствовать таинство превращения крупиц серебра в запечатленный свет. Приготовления начинаем с растворения 2 г желатина в 100 г теплой воды (около 40С). Через 20 минут разбухший желатин размешать до полного растворения и добавить 6 г хлорида аммония и 6 г цитрата натрия (покупается в любом химическом магазине), размешанных в 180 граммах воды. Солевой раствор для покрывания бумаги готов, он пригоден в течение нескольких недель, пока не разложится содержащийся в нем желатин.
В качестве основы для нанесения раствора следует использовать плотную акварельную бумагу. Текстура поверхности может быть самая разнообразная — выбо остается за вами. Следует вспомнить, что сам Тальбот использовал для этой цели тонкую писчую бумагу, поскольку использовал отпечатки в качестве бумажных промежуточных негативов.
Лист бумаги погружается в ванночку с раствором солей и в течении 30 секунд смачивается. Нужно следить чтобы на поверхности бумаги не остались воздушные пузырьки, поскольку впоследствии это приведет к неоднородности покрытия поверхности. Можно покрывать поверхность при помощи кисти или тампона. Работу можно вести при дневном свете поскольку поверхность становится светочувствительной только после покрытия ее нитратом серебра. Далее бумагу следует тщательно просушить, избегая прикасаться к поверхности. Также рекомендуется пометить покрытую поверхность, так как после высыхания бесцветного раствора будет затруднительно понять какая из сторон листа была в работе.
Сенсибилизацию бумаги проводят раствором серебра, приготовленным следующим образом: в 30 мл дистиллированной воды, нагретой до температуры 38С, растворяется 4 г нитрата серебра. В случае использования плохо очищенной или кипяченой воды следует выставить приготовленный раствор на яркий солнечный свет на некоторое время, а после отфильтровать получившиеся белые хлопья. Нитрат серебра при свете прореагировал с органическими соединениями, содержащимися в воде.
Раствор нитрата серебра требует предельно аккуратного отношения. Работать следует непременно в резиновых перчатках. В противном случае на руках останутся несмываемые в течении нескольких дней темно коричневые пятна. Кстати вероятно возможно делать тату-фотографии на теле — надо попробовать.
Раствор наносится кистью на приготовленную бумагу при свете лампы накаливания. Поскольку раствор прозрачен следует внимательно покрывать поверхность бумаги не оставляя не покрытых мест. Для верности можно покрывать в два слоя.
После просушки — очень важно чтобы бумага была полностью сухая — можно приступать к экспонированию. Печать проводится контактным способом. Негатив укладывается на бумагу и накрывается стеклом или же — что, несомненно, лучше — помещается в специальную рамку для контактной печати. Экспозиция на солнечном свету продолжается от 3 до 10 минут в зависимости от интенсивности освещения и плотности негатива. Очень быстро засвеченная бумага приобретает светло-коричневый цвет, но процесс еще продолжается. Время от времени следует поверять степень засветки бумаги, перенося рамку в темное место и приподнимая негатив.
После появления на бумаге изображения требуемой плотности бумагу тщательно промывают проточной водой в течении нескольких минут пока стекающая вода не будет абсолютно прозрачной. Следует отметить, что отпечаток несколько светлеет в процессе промывки и закрепления.
Затем проэкспонированная бумага фиксируется в течение 10 минут в раствора тиосульфата натрия (можно попробовать использовать и обычный закрепитель для ч.б. фотобумаги). Раствор приготавливается следующим образом:
В 500 мл воды нагретой до температуры 32С добавляется 50 г тиосульфата натрия. Затем раствор охлаждается до 20С и используется для закрепления полученного изображения.
После закрепления отпечатки следует промывать в течение 10 минут в холодной проточной воде.
Для повышения стойкости отпечатка к внешним условиям или как сейчас говорят — улучшения архивных качеств, а также для придания ему более теплого оттенка его следует тонировать раствором хлорида золота и тетрабората натрия. При этом менее стойкие молекулы серебра замещаются более стойкими молекулами золота.
Вот и все стадии процесса, работая с которым можно действительно сказать что прикасаешься к самым сокровенным истокам фотографии, ведь именно с него началось изготовление бумажных негативов, прообразов современных фотопленок.
Рекомендуемая литература:
• W. Crawford “The keepers of Light”, NY, 1979
• T.Worobiec&Ray Spence “Beyond Monocrome”, Fountain Press 1999
• Э. Фогель Карманный справочник по фотографии. М. 1918