В городах ежедневно снимаются миллиарды фотографий. Не исключено, что каждый закоулок любого города уже отснят профессионалом или любителем. В последние годы к этим двум группам активно фотографирующих людей присоединились и безличные «фотографы» — спутники и машины проектов Google и Yandex. Можно заметить как на новостные ленты в качестве иллюстраций с места события всё чаще ставят такие «ничейные» фотографии. В этом безусловно есть экономический мотив — по факту эти фотографии оказываются бесплатными. Но что можно сказать об их художественной составляющей? Ведь мы так привыкли спорить о ней в контексте фотографии. Мировые тренды последних лет, говорят, что в наших силах поспособствовать тому, чтобы количество (а этих фотографий очень много) приобрело некоторое новое качество.
Кое-кто из авторов умудряется выстроить из множества анонимных спутниковых изображений свой маленький художественный плотик. Автор оказывается освобождённым от операции делания, фотографию он буквально присваивает (аппроприирует). Но так ли это облегчает его жизнь? Ведь никто не освобождает его от смотрения. Он добровольно соглашается отсмотреть нечеловеческое количество изображений, он принуждает себя искать эти изображения. Согласитесь — дело весьма бесплодное и даже вредное для здоровья, если за ним не стоит какое-то меткое наблюдение и/или интересная мысль. И такие наблюдения и мысли, представьте себе, есть. Вот для примера несколько проектов, в каждом из которых исходным материалом являются снимки экрана с фрагментами Google Maps.
http://schmid.wordpress.com/works/2010-o-campo/
Проект немца Йоахима Шмида (Joachim Schmid) «O Campo» (буквально «Поля») датируется 2010 годом. Он достаточно просто сделан — в нём собраны изображения футбольных полей Бразилии — экранных снимков спутниковых карт Google Maps. Всего 16 полей. Было ли что-то принципиальное в их отборе? Было. Шмида мало интересовали официальные большие стадионы или тренировочные поля профессиональных команд. Тем более, что и те и другие попадают в поле зрения спортивных фотографов пусть и с земли. Не пытался он навести и некую типологию таких полей или собрать все возможные поля из какого-то региона (что мы увидим в следующем проекте Дженни Оделл). Он остановил своё внимание на футбольных полях расположенных буквально на выселках. Маргинальность места расположения подчёркнута прежде всего странной геометрией этих полей (далёкой от всяких стандартов мирового футбола), а также архитектурным окружением (дорожными развязками и практически трущобной плотностью застройки). Немаловажно, что мы видим на этих полях фигурки людей. Автор подчёркивает, что именно на таких неидеальных полях порою появлялись настоящие футбольные звёзды. Всё перечисленное в сумме добавляет к этому, по большому счёту, чисто концептуальному проекту ещё и документальное/социальное измерение.
http://www.jennyodell.com/satellite.html
Американка Дженни Оделл (Jenny Odell) провела безумное количество времени, буквально «выковыривая» изображения из карт Google. Как в том анекдоте про изюм*. В этом проекте больше заворожённости картинкой, чем в предыдущем, и, может быть, рефлексии над классикой. Что подтолкнуло её к созданию проекта? По словам Оделл она была зачарована этим нечеловеческим, «чужим» взглядом, который ощущается на снимках с высоты, недоступной человеку. С такой высоты даже значительные достижения человеческой цивилизации вроде атомных электростанций становятся до смешного малы, и служат не столько свидетельством его могущества, сколько простыми знаками того, что «человек здесь был». Любопытно, что при этом в каждом таком наборе в отдельности можно усмотреть отсылку к той или другой классической серии из истории западной фотографии. Скажем «1,378 Grain Silos, Water Towers, and Other Cylindrical-Industrial Buildings» отсылают к Бернду и Хилле Бехер (Bernd and Hilla Becher), а «144 Empty Parking Lots» — очевидно к Эду Рушей (Ed Ruscha).
http://photograffiti.org/top100/project.htm?page=6&genre=art
Белорус Андрей Ленкевич свой проект «Безымянные улицы» представил на конкурсе Фотограффити-2012. Как он сам пишет: «Проект иллюстрирует факт, что около 50% названий улиц в Минске связаны со Второй Мировой Войной. Однако недавнее исследование 2010 года говорит о том, что даже люди живущие на улицах, названных в честь героев Второй Мировой Войны, не знают кем именно были эти люди». Проект построен на совмещении фотопортретов «забытых» героев с вырезанными из спутниковых карт улицами, носящими их имена. Вырезанные улицы иногда визуально напоминают нечто авангардное, вроде одного из проунов Эля Лисицкого. Как и вслучае Йоахима Шмида, в работе, безусловно, присутствует социальный исследовательский пафос, поскольку затронута проблема коллективной исторической памяти.
___________________
* В магазине: — «У вас изюм есть?» — «Нету». — «А булочки с изюмом есть?» — «Есть». — «Ой, наковыряйте мне килограммчик!»