15 лет назад вышел фотоальбом голландки Жаклин Хассинг «Стол силы» (The Table of Power). Эта книга включена фотографом Мартином Парром в его каталог самых значительных фотокниг XX века. Недавно Хассинг закончила работу над продолжением проекта «Стол силы II», который согласно сайту издательства Hatje Cantz будет показан в Московском доме фотографии в 2013 году. Журнал FOTO8 опубликовал интервью с фотографом. Предлагаем вашему вниманию выжимки из этого интервью.
В: Этому проекту уже 15 лет. Какое значение для вас эта работа имеет сейчас?
О: По прошествии времени я начала понимать, что концепция и формат книги все еще очень сильные. Этот проект я сделала в начале моей карьеры фотохудожника, до которой я была скульптором. Некоторые модели и конструкции этой книги использовала в последующих проектах. Для меня это ключевая работа.
В: Почему вы решили, что настало время сделать «Стол силы II»?
О: Очевидно, что кризис, начавшийся в конце 2007-го года, изменил наши представления о корпорациях. Я задалась следующими вопросами: «Как изменилась экономическая ситуация в Европе за это время? Живы ли сейчас эти компании или исчезли? И позволят ли мне снимать в своих штаб-квартирах банки — главные виновники кризиса? И как отреагируют такие корпорации, как BP, которая испытывает последствия негативного PR после разлива нефти в Мексиканском заливе?»
В: В чем различия в работе сейчас и тогда?
О: Во время первого проекта я писала факсы, а в ответ мне по почте приходили официальные ответы. Было сложно найти нужных мне людей внутри корпоративной машины. Так что в этом смысле с электронной почтой стало гораздо проще. За 15 лет комнаты заседаний советов директоров очень сильно изменились с технической точки зрения в смысле оснащения мобильной связью и компьютерами. Все освещение и оборудование для конференц-звонков делает пространства похожими на космические корабли. Тогда между людьми и корпорациями как бы стояла стена, сейчас с электронными средствами связи стало легче выйти на контакт. Хотя все равно на получение разрешения на съемку уходят месяцы.
В: Как вы думаете, корпорации стали более или менее открытыми?
О: Они стали более осторожными. Многие из компаний, приблизительно 50%, с которыми я связывалась летом 2009-го, предложили мне снова связаться с ними через год. Например, в Royal Bank of Scotland мне прямо сказали, что не будут передавать мои просьбы руководству. В парижском офисе банка Credit Agricole мне отказались показать роскошный зал заседаний XVIII века из-за боязни того, что это будет неправильно расценено их клиентами.
В: Вы сняли первый проект на старую камеру вашего отца. После всех этих лет и проектов вы бы сейчас назвали себя фотографом?
О: Нет, я художник, а не фотограф. Посмотрите на фотографии других — у них видение фотографа. Для меня же фотография — не главный отправной пункт.
В: А где же отправной пункт — в исследовании?
О: Да. Это идеи, которые приходят, когда смотришь на мир и возникающие после этого концепции.
В: Так что же нам могут поведать залы для заседаний правления советов директоров? Вот, например, в BP заявили, что они «выбирают функциональные предметы для практических целей». О чем все это нам может рассказать?
О: Столы нам могут рассказать многое. Не меньше, чем опросники? который я прошу заполнить в ходе работы. Столы расскажут нам о корпоративном и управленческом стиле, структуре компании и том имидже, который она создает. Например, в BNP Paribas есть два зала для встреч высшего менеджмента, но они настаивали на том, чтобы я фотографировала в зале, в котором Наполеон сделал предложение своей будущей жене. Так что они хотели, чтобы я сфотографировала именно этот стол. С другой стороны в ThyssenKrupp новая комната собраний совета директоров очень простая — черный стол и стулья. Я была поражена минимализмом, хотя компания имеет в Германии очень долгую историю.
В: Вы бы называли проект политическим?
О: Несмотря на то, что можно воспринять мою работу в какой-то мере политизированной, я сознательно не хочу связываться с политикой. Меня интересует многоплановая и разнообразная информация, которая в своей целости создает характер и лицо компании. Меня интересует власть и столы.