Занятие фотографией — самый простой способ присвоения реальности. Кажется, нажал на кнопку и вот она у тебя в кармане. Но какова в действительности связь между трёхмерным миром, лежащим перед объективом фотоаппарата, и той плоской картинкой, которую мы получаем в итоге? Что связывает два эти пространства и связаны ли они в действительности, а не только в нашем воображении? Кажется, что свет, отражённый предметом и вошедший в объектив фотокамеры, обеспечивает однозначную связь фотографии объекта с самим объектом. Но резкое движение человека, запечатленное на снимке в виде смазанного пятна, наглядно демонстрирует, что и свету можно доверять лишь с оглядкой, по крайней мере, на настройки фотоаппарата.

Попытка установить дополнительную (помимо света) связь фотографии объекта с самим объектом — вот возможность, если не ответить на заданные выше вопросы, то, во всяком случае, ощутить их значимость в разговоре о фотографии как медиуме.


Joseph Kosuth. One and Three Chairs, 1965
Joseph Kosuth. One and Three Chairs, 1965


В ключевой для концептуального искусства работе Джозефа Кошута / Joseph Kosuth «Один и три стула» («One and Three Chairs») в музейное пространство помещены стул, фотография стула (именно этого стула), а также висящей на стене копия словарной статьи «стул». Предлагается прочувствовать связь. При этом объект, очевидно, вполне транспортабелен, что, разумеется, разрушает эту идею в отношении пейзажа. В последнем случае, правда, можно экспонировать фотографию в том же пространстве, в котором она снята. Принципиально, что оба подхода требуют присутствия в поле зрения одновременно как фотографии объекта, так и самого объекта съёмки. Забавно, что с приходом Polaroid`а — каждый и в любой момент может провести этот эксперимент. Но куда любопытнее наладить связь без прямого сопоставления, оставаясь лишь в рамках самого медиума фотографии.


© Matthew Brandt. Hills Creek Lake OR 4. C-print soaked in Hills Creek Lake water. 30" x 40". 2009
© Matthew Brandt. Hills Creek Lake OR 4. C-print soaked in Hills Creek Lake water. 30" x 40". 2009


В своем известном проекте «Lakes and Reservoirs» Мэтью Брандт / Matthew Brandt обращается к проблематике воды. Он намеренно выбрал стилистику классического пейзажа с водоемом и традиционное композиционное решение снимков. Но концептуальную основу проекта составил довольно неожиданный ход — автор увозит с собой немного воды из только что запечатленного водоема, для того, чтобы потом погрузить в неё напечатанные снимки. Фотографию озера — в воду из того же озера. Дальше за работу принимаются время и химические реакции. Отпечаток, прошедший испытание водой, не скрывает своей манипулятивной природы, красочен и привлекает внимание. Но эта «живописность» снимка, адресует нас также к широкому кругу экологических проблем, заставляет задуматься об ограниченности запасов пресной воды, их чистоте, экологии окружающей среды.


© Witho Worms
© Witho Worms


Внимание Вито Вормса / Witho Worms в проекте «Cette Montagne C’est Moi» привлекли отвалы угля, пока еще встречающиеся в различных уголках Европы. Рукотворные возвышенности, предназначенные для хозяйственных нужд человека, вдохновили фотографа на создание проекта. Автор снимает исчезающую натуру (значение угля в экономике Европы стремительно падает) в традициях пейзажа, изменённого человеком (Man-Altered Landscape). Запечатлев пейзаж, он забирает с собой образцы угля, которые затем превращает в пигмент для окраски фотобумаги, и для использования в карбоновом процессе для печати этого пейзажа. Через богатые тенями фотоснимки на тёмной бумаге уголь сам рассказывает зрителю свою историю. Результат составляет одноимённую книгу, которую известный западный фотокритик Йорг Колберг / Joerg Colberg, основатель известного блога Conscientious, заранее вносит в итоговый список лучших книг 2012 года, отмечая её стиль и «интерактивность».


© Stephen Gill. From the series Hackney Flowers
© Stephen Gill. From the series Hackney Flowers


Недавно на портале Photographer.ru появилась заметка, с упоминанием ряда проектов Стивена Джилла / Stephen Gill, в которых он тоже совмещает объект и фотографию объекта. В одном случае («Hackney Flowers») он переснимает семена, растения и цветы, поместив их на снимки мест, где они были затем собраны. В другом проекта «Outside In» он помещает собранные на будущем месте съёмки мелкие объекты (муху, муравья, засохшее растение, фрагмент сломанного украшения и др.) внутрь своей камеры. Впускает реальность внутрь аппарата. В результате они оказываются на переднем плане снимка, который он получает. В серии«Buried», которую также можно найти на его официальном сайте, он делает нечто аналогичное сделанному Брандтом — после документации пространства  закапывает фотографии в землю на разную глубину  изображением вверх или вниз  и вынимает их спустя произвольное время после пары дождей, заставив тем самым реальность видоизменить полученный кадр.

Все эти проекты демонстрируют стремление авторов буквально «подмешать» реальность, запечатленную на снимке, к конечному изображению. С одной стороны эти проекты чисто концептуальные, а концептуальное принято подозревать в надуманности и равнодушии к реальности, но приёмы использованные авторами придают их работам, пожалуй, даже оттенок сентиментальности (особенно заметный у Джилла в «Outside In»). Вероятно, эти попытки связать реальность и её фотографическое отображение неким дополнительным образом можно расматривать как своеобразный отклик концептуалистов на победное шествие фотографии тоже концептуальной, но по природе своей безличной. Той фотографии, которая создается, например, в масштабных проектах картографии Google Maps, проекте Google Street View или авторами-концептуалистами на базе огромного числа анонимных цифровых фотоснимков из Интернета. Одной из особенностей концептуальных проектов последних лет казалась свобода от необходимости взаимодействовать с реальностью. Здесь же мы видим проекты буквально идущие вразрез этой идее. Можно, конечно, представить, что Мэтью Брандт попросил бы прислать случайных людей, живущих на берегах этих озёр и водохранилищ образцы воды и окунул бы в них распечатанные из интернета любительские снимки этих же водоёмов. Однако во всех описанных проектах авторы принципиально сами вступают во взаимодействие с документируемыми  объектами, при этом удивительным образом позволяя  соприкоснуться с ними, буквально физически, потенциальному зрителю.